"Я, адмирал Александр Колчак, проклятый в песнях, забытый в сказаньях..."

Полтора месяца прошло с момента появления на киноэкранах стран СНГ фильма "Адмиралъ", но обсуждение фильма продолжается, кажется, с нарастающим накалом. Массовое искусство попало в болевую точку народа.

Афиша фильма "Адмиралъ"В заголовок я вынес строки из стихотворения Николая Асеева, который жил и на Дальнем Востоке, и в Харькове, - сочинителя, на мой вкус, хоть и небезталанного, но дарований все же умеренных. Кто его самого сейчас помнит? Разве что - отдельные ценители - текст "Синие гусары". Молодая харьковская тележурналистка на днях в эфире назвала его Андреем. Нынешним молодым "акулам пера" - всё едино. А про "забытый в сказаньях" надо бы у Гаврилы Державина спрашивать, уверявшего почти вослед за Экклезиастом, де, "всё вечности жерлОм пожрется". Это - более тяжелая артиллерия, не сравнимая с "Асеевым Колькой", оруженосцем Маяковского, спалившего свой недюжинный талант вместе с молодой жизнью на тщетной службе у революции. А есть еще Анна Ахматова, трезво и возвышенно повторявшая: "Бог сохраняет всё". На ахматовской ноте пока и задержимся.

Это у меня такая затянувшаяся преамбула к речи о кинофильме "Адмиралъ", совместном продукте американской кинокомпании "20 век FOX" и Первого канала ОРТ.
Но дело - не только в фильме.

Критическая правота

Высказаны уже многие соображения "против", и каждый из зрителей мог бы добавить и свои претензии.
Актер, писатель Е. Гришковец, к слову, отслуживший три года на Тихоокеанском флоте ВМФ СССР, на острове Русский под Владивостоком, обнародовал весьма критичные слова на своей страничке Живого журнала в Интернете (http://e-grishkovets.livejournal.com/51142.html): "Фильм "Адмирал" - это очень откровенный бизнес-проект. Об этом говорит как набор исполнителей, так и избранная тема. Я уж не говорю о способе её подачи. Полное отсутствие подлинных переживаний авторов фильма очень хорошо видно в том, как фильм смонтирован. Нет ни одной внятной продолжительной и драматургически выстроенной сцены. Рубленый монтаж, псевдо-модная клиповая съёмка, постоянно движущаяся камера и постоянно звучащая пафосная музыка. И ни у одного, даже одарённого, артиста не было возможности хоть что-то там сыграть. В этом фильме нет ни героя, ни подвига, ни родины, ни любви. Есть иллюстративные картинки и того и другого и третьего... <... > Откровенным издевательством над зрителем выглядит перестрелка у реки, когда пули разбивают ледяные скульптуры. Кто бы это мог, интересно, в 19-м году в голодном и осажденном Иркутске взять и наделать ледяных скульптур? Просто создателям этого фильма захотелось чего-нибудь красивенького или ещё проще - подумали: да и так съедят! Хочется красивенького. Хочется вот так пошалить. И точно также выглядит Бондарчук-младший, исполняющий роль отца, с плохо наклеенным париком на голове. Размер фильма не вмещает в себя того количества штампов, которое в него затолкали. И ни один образ из большого количества эпизодов не складывается в цельную картину".

Посетительница Интернет-форума "Литературной газеты" (где состоялся многостраничный обмен мнениями, в том числе с цитированием и ссылками на серьезные исторические источники, включая протоколы допроса А. Колчака) написала: "Надоели компьютерные игры, хочется настоящих кораблей, пушек и сражений, а получается "фьюжн" - русская трагическая история и "Властелин колец" в одном флаконе".

Там же некто отрубил: "Фильм особенно неприятен своим нарочитым социальным расизмом. Там простой народ изображен тупым пьяным быдлом - в бунинско-булгаковском стиле. Такая циничная недемократичность коробит современного зрителя - что в Америке, что в России. Авторы в своем раболепном холуяже перестарались. Место фильма - на свалке".

А еще писали и говорили за время, прошедшее от дня премьеры, 7 октября с.г., и об отклонениях от "правды жизни", об искажениях исторических реалий, о цитировании авторами последней версии фильма "Титаник", и вообще очевидном налете "голливудщины", снова и снова высказывались претензии к съемочной группе, которая свою же "жестко-клиповую" стилистику "дозоров" - "Ночного" и "Дневного" - зачем-то перенесла сначала в "Иронию судьбы - 2", а потом и - частично - в фильм об адмирале Колчаке. В батальных сценах такая стилистка, быть может, и умеренно уместна, и даже достигает поставленной художественной задачи - зритель словно попадает на поле сражения, в гущу событий - будь то корабельная рубка или палуба, будь то штыковая атака армии генерала Каппеля на укрепленную оборону красных. Правда, при этом крайне трудно вынести чрезвычайную громкость и специфику звукового оформления cовременного кинотеатра Dolby Stereo, которая вроде бы призвана усилить участие зрителя в созерцаемом действе, создать эффект присутствия, однако возникает ощущение, что снаряды рвутся у тебя в печени и селезенке, и прийти в себя - от сцены к сцене - ты никак не успеваешь. Может, поэтому систему, эту активную потребительскую штучку, созданную, чтоб мы заглатывали продукт не жуя, острословы уже прозвали на русский манер - "долби, стерьва!"
Убедительны ли претензии к этому фильму?

Верно ли, что 5 лет создания этого продукта привели к появлению всего лишь очередной "развесистой клюквы" в стиле "а ля рюс", разве что заменившей знаки в политических оценках эпохи?

"И все же, все же, все же..."

Поражает - непредсказуемостью - результат.
К.Хабенский в роли А.В.КолчакаПри всем вышеизложенном, при явном и прагматично спрогнозированном расчете создателей на коммерческий успех, фильм своим содержанием, своими плотью и духом выплескивается за пределы рамок и становится фактом национального духовного бытия.

Заслуга в этом, разумеется, и актеров - Константина Хабенского (А. Колчак), Елизаветы Боярской (А. Тимирева), Анны Ковальчук (С. Колчак), Сергея Безрукова (В. Каппель). Все перечисленные, и не только они, на мой зрительский вкус, заслуживают похвалы (хотя следует признать и частичную правоту Е. Гришковца).

В остатке, при всех издержках, парадоксальным образом высевается таки, "всем смертям назло" и эстетической логике вопреки, послание любви, о которой и пишет Анна Тимирева Александру Колчаку, а он потом цитирует в своем выступлении перед омичами. Это знаменитые слова из 1-го послания ап. Павла к коринфянам (13:13): "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". Можно возразить, де, Святое Писание в этом случае создатели фильма используют конъюнктурно (как, скажем, и сцену молебна на корабле и вообще нередко появляющееся в кадре Крестное знамение) и не совсем в правильном контексте. Можно.

Но что поделать с непридуманными зрительскими рыданиями в кинозалах? Они - подлинны?

Вспомним и слова И. А. Бунина, произнесенные в Париже, на панихиде по А. В. Колчаку в 1921 г.: "Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что все же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, но и Авель был среди сынов ее. Настанет время, когда золотыми письменами на вечную славу и память будет начертано Его имя в Летописи Русской земли".

А.В.Колчак Вот, господа, а также товарищи, эти времена - настали. Когда - наконец! - сквозь косность, немоту и предубеждения речь в русском обществе заходит об участнике Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, главе Белого движения. К тому же (что не отражено в фильме) - известном полярном исследователе и ученом-океанографе, yчастнике экспедиций 1900-1903 гг. (награжденном Императорским Русским географическим обществом Большой Константиновской медалью), автором монографии "Лед Карского и Сибирского морей" (Записки Императорской академии наук. Сер. 8. Физ.-мат. отд-ние. СПб., 1909).

Красное и Белое

Фильм "Адмиралъ" - пусть и несовершенный, но прямой, живой, эмоциональный канал в то, что в нас должно возродиться, если мы хотим выжить как единый Русский мiр. Ключевые слова, выносимые нами из просмотра этого фильма, - все же Отечество, Вера, Любовь, Трагедия. Достаточно - для катарсиса и осмысления.

Осязаемая патриотическая волна, поднятая фильмом, побуждает неравнодушным серцем окунуться в родную историю, пытливо, небезпристрасно попытаться исследовать затемненные ее страницы. А там - открывается целый мир, и можно - сколь хватит духовной силы - постараться соединить спустя почти век две правды в одну. А не хватит сил - хотя бы начать размышлять: что же это было за наваждение с нами, как мы пришли к тому, что накокаиненные матросы рубили тела офицерам и сбрасывали их в воду на глазах у офицерских семей, как это было, скажем, в Крыму?

Кошмар, помрачение, беснование. И - наказание за злой восторг смуты и раскол в вере, умах и сердцах. За выращенного в себе, если можно так выразиться, то ли беса отмщения, то ли "ангела зла"...

Сергей Безруков в роли генерала КапелляФильм побуждает нас извлечь их всех, наших патриотов, "забытых в сказаньях" да "проклятых в красных песнях" (зачастую, кстати, переделанных из белых песен или из дореволюционных). И как сказала поэтесса, "и вот тогда - из слез, из темноты, из бедного невежества былого" появятся для нас их лица, судьбы, деяния, любови и ненависти. Не только вице-адмирала Колчака, генерала Каппеля или контр-адмирала Старка, но и многих-многих других. Ибо и они есть лучшие люди нашего народа.

К режиссеру Андрею Кравчуку, сценаристам Зое Кудре, Владиславу Романову, Владимиру Валуцкому имеется сто и один повод для упрека. Но в сдвижке "в белую сторону относительно красной" лично я их упрекать не буду. А что, нами мало наломано дров в "красной стороне"? И мало снято за десятилетия - и шедевров, и классово-однобоких, примитивных фильмов? Что, у нас переизбыток осведомленности о Белом движении? Мы что, много сделали для восстановления исторической справедливости?

"Историю необходимо пересматривать, по крайней мере ту полову, которой нас кормили почти столетие, - высказывается пользователь Интернета, оппонируя разгромной статье О. Бузины (посмотревший, как и я, фильм в киевском кинозале, с безграмотными, наспех, неведомо кому и зачем сляпанными украинскими субтитрами). - Сделаем это хотя бы для будущих поколений. Пусть поначалу слегка, в виде развлекательно-зрелищных фильмов - будет легче усваиваться. Чистая правда придет потом. Новые поколения должны знать, что в то время, когда страну захлестнуло дерьмо, взращенное на импортных дрожжах, в стране нашлись люди, жизнь положившие за её спасение - офицеры, ученые, мальчики-юнкера... Они не в памяти, им памятников нет... А будут. Узнают о том, что в красной армии было больше царских офицеров, чем в белой, потому что их мобилизовывали, взяв в заложники семьи: малейший срыв - и расстреливали женщин и детей. Вот оно, истинное зверство, а не брехня РОСТа. И настанут времена, когда против очередной поносно-оранжевой или коричневой чумы будет таки кому выступить на улице, а не трусливо философствовать по киевским кухням..."

Мы по-прежнему ленивы и нелюбопытны?

И вот фильм, являющийся плотью от полоти наших нынешних нравов и размягченных умов, от наших помыслов, отягощенных алчностью и по-прежнему "ни в чем не твердых" (как сказал философ И. Ильин), парадоксальным образом - через "конфетку", через пошлость гламурной индустрии - пробивает нас насквозь! Может быть, в этом и состоит волшебная, непостижимая сила искусства? А, кроме того, быть может, в этом есть и загадка непотопляемой русской ментальности.

Режиссер фильма убеждает фильмом и подтверждает в интервью: "Колчак - герой!" Есть возражения?

Памятник А.Колчаку в ИркутскеА в Иркутске, где в 2004 Верховному правителю Российского государства 1918-1919 гг. поставлен памятник (скульптор В. Клыков, это одна из последних его работ), идет речь о создании музея Колчака, в Москве предложено двум улицам дать имена героев Белого движения А. В. Колчака и В. О. Каппеля.

"Посмотрела фильм вместе с детьми, - пишет в сети взволнованная зрительница, - громко аплодирую авторам картины за то, что после просмотра мои дети полезли в инет читать русскую историю. До этого никакие школьные преподаватели не могли заставить детей учить этот предмет. Вот после этого фильма - сами захотели. И читают. И с друзьями обсуждают не "попу актрисы Сумской", а личность Колчака. Огромное спасибо авторам фильма за это. И каким бы ни был исторически ошибочным этот фильм - он выполнил свою главную задачу - разбудил, по крайней мере в моих детях, интерес к нашей истории. БРАВО!"

"Но если я еще жива наперекор судьбе,
То только как любовь твоя и память о тебе..."

Вот возможности новейшего времени: оперативно создан сайт http://admiralfilm.ru, где собрана не только информация о фильме (кстати, с эпизодами - отснятыми, но не вошедшими в картину), но и биографии исторических деятелей, запечатленных в фильме, и даже письма Колчака к возлюбленной, Анне Тимиревой, и ее стихи.

Из письма А. Тимиревой А. Колчаку:
"... Где Вы, радость моя, Александр Васильевич? На душе темно и тревожно. Я редко беспокоюсь о ком-нибудь, но сейчас я точно боюсь и за Вас, и за всех, кто мне дорог... Господи, когда я увижу Вас, милый, дорогой, любимый мой Александр Васильевич! Да хранит Вас Господь, друг мой дорогой, и пусть Он поможет Вам в Ваши тяжкие дни. До свидания - если бы поскорей".

Из письма А. Колчака А. Тимиревой:
"... Получив письмо Ваше,... я отложил его на несколько часов, не имея решимости его прочесть. Несколько раз я брал письмо в руки, и у меня не хватало сил начать его читать. Что это, сон или одно из тех странных явлений, которыми дарила меня судьба? Ведь это ответ на мои фантастические мечтания о Вас..."

Фильм взял высокую романтическую ноту (сделал ли он это расчетливо, да и удержал ли - другая тема), заявил историю любви, столь же вечную и всегда актуальную, как история Ромео и Джульетты, хоть в изложении хоть самого Шекспира, хоть в пересказе Лозинского или Пастернака, хоть в блистательной киноверсии Дзеффирелли.

Сегодня, когда с экранов не сходят сцены распада и разложения, дорогого стоит романтический звук, столь настойчиво поднятый перст любви, как чувства возвышающего, да еще без утомившей на экранах отвращающей физиологизации.

И еще спасибо создателям за то, что теперь мы, русские люди, прочтем и эти строки А. Тимиревой, удивительной русской женщины, арестованной советской властью 7 раз и отбывшей в тюрьмах, лагерях, ссылках и "минусах" в общей сложности около 13 лет, пережившей своего возлюбленного на 55 лет!:

Полвека не могу принять,
Ничем нельзя помочь,
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.

А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог.

Но если я еще жива,
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.

Прочтем и эти, написанные в годы, когда на экранах СССР бушевали любимые нами, советскими детьми, фильмы "Неуловимые мстители" (1966)", "Новые Неуловимые" (1968), и уж совсем отвратительный, натужный и лживый, что чувствовалось уже тогда, "Корона Российской Империи или снова Неуловимые" (1971), - то есть спустя почти полвека с того момента, как в 1920 А. В. Колчак был расстрелян большевиками и сброшен под иркутский Крещенский лед:

Седьмое февраля

И каждый год
Седьмого февраля
Одна с упорной памятью моей
Твою опять встречаю годовщину.
А тех, кто знал тебя, - давно уж нет,
А те, кто живы, - все давно забыли.
И этот, для меня тягчайший, день -
Для них такой же, как и все, -
Оторванный листок календаря.
1969

Таковы подлинная память и подлинная любовь.
И если искусство нас приглашает к этим ценностям, то, может быть, простим ему несовершенства?
Ибо на Земле нет ничего абсолютно совершенного.

Киев - Харьков

Приложения:

Стихи А. Тимиревой:

***

А.В.Тимирева, 1915 год. Я крепко сплю теперь; не жду за воротами,
Когда в урочный час
За поворотом в лес вдруг грянет бубенцами
Почтовый тарантас.
На самом дне души, похоронив тревогу,
Живу, и дни идут,
И с каждым днем трудней размытая дорога,
И все чернее пруд.
У этих серых дней душа моя во власти,
У осени в плену.
И кажется порой, что даже грез о счастье
Я больше не верну.

***

Над головой сосновый бор
Шумит, внимательный и строгий,
И игол шелковый ковер
Босые чуть щекочет ноги.
Здесь хорошо бродить, искать
Грибы в медлительной забаве
И понемногу забывать
О страсти, радости и славе.
И, сердцем погружаясь в тьму,
Не бредить счастьем и свободой,
И встретить старости зиму
С холодной ясностью природы.

***

Е.Боярская в роли А.В.ТимиревойКакая нежность беспредельная
В сухой степи осенним днем!
Сияют краски акварельные
Последним гаснущим огнем.
Дороги ровные укатаны,
Атласом лоснится трава.
Улыбка солнца незакатная
Ласкает, как любви слова.
А складки сопок золотистые
Лазурью заливает тень,
И просит сердце, чтобы выстоял
Весь до конца погожий день.
Чтоб меж холмами и низинами,
Где выступает соль, как снег,
Идти весь день дорогой длинною,
Не зная, где найдешь ночлег.
Чтоб было все легко и молодо,
Как сопок голубая мгла.
И чтобы ночь под звездным пологом
Была спокойна и тепла.

***

Передо мной, не в маршальском мундире,
Каким для всех запечатлен на век,
А в чем-нибудь помягче и пошире,
По вечерам один в своей квартире
Такой усталый старый человек.
Весь день он был натянут, как струна,
И каждый шаг ему давался с бою,
И вот теперь настала тишина,
Но нет ему отрады и покою.
Приходит он, из тайников стола
Достанет сверток с снимками рентгена
И смотрит, как на них густеет мгла
В растущих пятнах гибельного тлена,
И знает, что ничем нельзя помочь -
Ни золотом, ни знанием, ни славой, -
Что он совсем один с своей державой
И что идет ему навстречу ночь.

***

Уходили бабы по обетам
От горшков, ухватов и печей
По дорогам ласкового лета
К золотым крестам монастырей.
Шли в лаптях, с котомкой за плечами
И с краюхой хлеба в дальний путь
Степью и дремучими лесами
Вольной жизнью глубоко вздохнуть.
Утешенье вымолить у Бога,
О нехитром счастье попросить.
Далека нелегкая дорога -
Тянется, как от кудели нить.
А вернувшись, долго вспоминали,
Будто с плеч свалили целый пуд,
Будто легче стали все печали
И отрадней самый тяжкий труд.

* * *
Хорошо бывает уснуть
На холодной жесткой земле
После долгой и тяжкой работы
Рядом с сонным и теплым быком
Под шатром сияющих звезд...
Как же будет отраден сон
Глубоко под доброй землей
После длинной и трудной жизни...
1946

Из писем А. В. Колчака к А. В. Тимиревой

(Из книги "Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...". Москва, 1996. Издательская группа "Прогресс", "Традиция", "Русский путь")

...В часы горя и отчаяния я не привык падать духом - я только делаюсь действительно жестоким и бессердечным, но эти слова к Вам не могут быть применимы. Я работал очень много за это время, стараясь найти в работе забвение, и мне удалось многое до сих пор выполнить и в оперативном и политическом смысле. И до сего дня мне удалось в течение 3-х месяцев удержать флот от позорного развала и создать ему имя части, сохранившей известную дисциплину и организацию. Сегодня на флоте создалась анархия, и я вторично обратился к правительству с указанием на необходимость моей смены. За 11 месяцев моего командования я выполнил главную задачу - я осуществил полное господство на море, ликвидировав деятельность даже неприятельских подлодок. Но больше я не хочу думать о флоте. Только о Вас, Анна Васильевна, мое божество, мое счастье, моя бесконечно дорогая и любимая, я хочу думать о Вас, как это делал каждую минуту своего командования. Я не знаю, что будет через час, но я буду, пока существую, думать о моей звезде, о луче света и тепла - о Вас, Анна Васильевна.
6 июня 1917

...Кроме чтения по буддийской философии, я знакомлюсь с переводом (с английского) рукописи одного японского офицера, переведшего с оригинала книгу стратегии китайского величайшего военного мыслителя Суна (Сунь-цзы) эпохи VI столетия от Рождества Христова. Сун, или Бу, совершенно неизвестен на Западе, но он является основателем учения о войне Востока. [...] Одна из книг (вернее, глав) Суна говорит о победе и выигрыше войны без боевых операций, без сражений. Позвольте привести несколько слов из этой книги: "Высшее искусство войны заключается в подчинении воли противника без сражений; наиболее искусный полководец принудит неприятеля к сдаче без боя; он захватывает его крепости, но не осаждает их; он создает смущение и поселяет недоверие в неприятельской армии; он вызывает вмешательство в управление неприятельской армии со стороны правителей и гражданских властей; он создает политические комбинации среди соседних государств; он делает неприятельскую армию опасной для своего государства; и наконец, он уничтожает неприятельскую армию, лишая ее способности сопротивляться, и со своей нетронутой армией захватывает неприятельские владения". Я не знаю, изучал ли Вильгельм и Гинденбург Суна, но мы переживаем с момента "великой Российской революции" приложение идей Суна на практике, это сущность нашей революции...
3 января 1918 / 21 декабря 1917; Япония

Справка

Анна Васильевна Тимирева (1893-1975) - урожденная Сафонова, во втором замужестве Книпер. Родилась в Кисловодске. В 1906 семья переехала в Петербург, где в 1911 Анна Васильевна окончила гимназию княгини Оболенской. Свободно владела французским и немецким. В 1918-1919 в Омске была переводчицей Отдела печати при Управлении делами Совета министров и Верховного правителя; работала в мастерской по шитью белья и на раздаче пищи больным и раненым воинам. В 1911-1918 замужем за С.Н Тимиревым; с 1922 - замужем за В.К. Книпером.
Самоарестовалась вместе с Колчаком в январе 1920.
Освобождена в том же году по октябрьской амнистии, в мае 1921 вновь арестована; находилась в тюрьмах Иркутска и Новониколаевска. Освобождена летом 1922 в Москве из Бутырской тюрьмы. В 1925 арестована и выслана из Москвы на три года. В апреле 1935 арестована в четвертый раз, в мае осуждена на пять лет лагерей (через три месяца заменены ограничением проживания: "минус 15" на три года). 25 марта 1938, за несколько дней до окончания срока "минуса", арестована в Малоярославце и в апреле 1939 осуждена по прежней статье на восемь лет лагерей. После освобождения жила за 100-м километром от Москвы. 21 декабря 1949 арестована без предъявления нового обвинения. Десять месяцев провела в тюрьме Ярославля и в октябре 1950 отправлена этапом в Енисейск до особого распоряжения; ссылка снята в 1954.
Затем в "минусе" до 1960. В промежутках между арестами работала библиотекарем, архивариусом, дошкольным воспитателем, чертежником, ретушером, картографом (Москва), членом артели вышивальщиц (Таруса), инструктором по росписи игрушек (Завидово), маляром (в енисейской ссылке), бутафором и художником в театре (Рыбинск); подолгу оставалась безработной или перебивалась случайными заработками. В 1956 получила ответ прокурора о гибели и реабилитации сына (В.С. Тимирева).
Реабилитирована в марте 1960.
Умерла 31 января 1975.

А.В. Колчак был старше Анны Васильевны на 19 лет; к моменту их знакомства он уже плавал в водах четырех океанов и двадцати морей, объехал (первый раз) вокруг Земли, выпустил две книги, заслужил ряд русских и иностранных орденов. C момента знакомства А.В. Тимиревой с А.В. Колчаком до минуты ареста прошло пять лет. Бoльшую часть этого времени они жили порознь (у каждого - своя семья), месяцами не виделись.
Письма писались часто, иногда без перерыва день за днем. Случайно уцелели в основном черновики.
Рядом они пробыли менее двух лет: с лета 1918 по январь 1920.
После гибели Колчака Анна Васильевна провела в тюрьмах, лагерях, ссылках и "минусах" в общей сложности около 13 лет. Умерла на 82-м году жизни, оставив тонкую стопку исписанных тетрадок и листков: фрагменты воспоминаний, стихи.

Новейшие сообщения

Недавно в Иркутской области были обнаружены неизвестные ранее документы, касающиеся расстрела и последующего захоронения адмирала Колчака. Документы с грифом "секретно" были найдены в ходе работы над спектаклем Иркутского городского театра "Звезда адмирала" по пьесе бывшего работника органов госбезопасности Сергея Остроумова. Согласно найденным документам, весной 1920 года неподалёку от станции Иннокентьевская (на берегу Ангары в 20 км ниже Иркутска) местные жители обнаружили труп в адмиральской форме, вынесенный течением на берег Ангары. Прибывшие представители следственных органов произвели дознание и идентифицировали тело расстрелянного адмирала Колчака. Впоследствии следователи и местные жители тайно похоронили адмирала по христианскому обычаю. Следователями была составлена карта, на которой могила Колчака была обозначена крестиком. В настоящее время все найденные документы находятся на экспертизе. Исходя из данных документов, иркутским историком И. И. Козловым было установлено предполагаемое расположение могилы Колчака.
По другим данным, могила Колчака находится в иркутском Знаменском монастыре.
Сейчас на месте расстрела адмирала А. В. Колчака стоит простой деревянный крест.


Колчак в Севастополе

С середины мая 1917 на Черноморском флоте усилились антиофицерские настроения и нежелание участвовать в опасных боевых операциях, был выбран новый Севастопольский Совет с преобладанием солдат гарнизона, начались самовольные аресты, низко упала производительность труда портовых рабочих.
Как отметил несколько позже Колчак в своей беседе для печати ("Утро России", 11 июня 1917), сначала флот лишился 300 человек "самых благоразумных, честных и владеющих ораторскими способностями" [отношения Колчака с первым составом Севастопольского Совета складывались благоприятно, матросские организации не противопоставляли себя Колчаку и доверяли ему; команды 28 крупнейших кораблей Черноморского флота выделили черноморскую делегацию, выросшую вскоре до 300 с лишним человек, и она в мае выехала в Петроград, на фронт и Балтфлот для агитации за сохранение дисциплины и продолжение войны; на митинге 25 апреля, который непосредственно предшествовал образованию делегации, Колчак информировал собравшихся об идущем развале флота и общем военно-политическом положении, высказал мысль о том, что Черноморский флот, если он оставит партийные споры и не допустит разрыва между матросами и офицерами, сможет спасти родину; его речь присутствующие встретили овацией и вынесли Колчака к автомобилю на руках; делегаты Черноморского флота вели агитацию на фронте не только речами, но и личным примером в боевой обстановке; многие из них погибли в боях], а около 1 июня на съезд Советов рабочих и солдатских депутатов вновь уехали "лучшие силы черноморцев". Как раз в это время, 27 мая, на Черноморский флот прибыли "депутаты Балтфлота", представлявшие "Кронштадтскую республику", Гельсингфорс и т.д. "Вид у них был разбойничий - с лохматыми волосами, фуражками набекрень, - все они почему-то носили темные очки" (М.И. Смирнов); поселились они в хороших гостиницах и тратили много денег. В те же дни приехали и направленные из центра большевики. "Севастополь должен стать Кронштадтом Юга", - напутствовал Яков Свердлов. Начались неподконтрольные севастопольским властям митинги, на которых заявлялось, что Черноморский флот ничего для революции не сделал, что Колчак - крупный землевладелец Юга, лично заинтересованный в захвате проливов (на самом деле недвижимости не имели ни Колчак, ни его жена), что офицеры Черноморского флота готовят контрреволюционный заговор и т.д. Офицеров стали вытеснять из судовых комитетов, получила распространение большевистская литература, ЦВИК потерял прежнее свое влияние. В этих условиях Колчак и поднял вновь вопрос о своей отставке...

От автора: Не правда ли, ложь матросов-балтфлотцев сильно напоминает нам черный пиар оранжевых - образца осени-2004 - то о русском спецназе, якобы стоящем под Киевом, то об автоматах, которые "Ахметов раздает в Севастополе". Всё уже было в истории, панове. И большая ложь, и маленькие людишки, ее распространяющие.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. А.Д.М.И.Р.А.Л.Ъ.

А.Д.М.И.Р.А.Л.Ъ. Посвящается Колчаку А.В. Мой адмирал, ещё не время, Кто меньше всех хотел оков, Писал историю, как бремя И к переменам не готов… Казалось, что ещё мгновенье, Отступит тлен, не хватит слов, Мой милый друг, храни терпенье, В архивах пыльных нет листов… Судьбой твоей распорядилась, Тобой рождённая звезда, Огнями Ангара светилась, Ты умирал, не навсегда… Звезды огонь, что не потушен И тяжесть твоего креста, Терзает проходимцам души, Но ждёт решения Христа… А те архивные листочки, Пусть правят память подлецам, Мой адмирал расставит точки И проходимцам и лжецам… 03.02.09.

Станислав Минаков:
«Там русские убивают русских!»
Фильм «Союз спасения» бьёт рекорды в прокате
17.01.2020
«Наш апостол, Андрей Первозванный...»
13 декабря - день почитания апостола Андрея, ученика Христа
13.12.2019
«Цвет благовонный, в Малей России процветший...»
26.11/9.12 - Память Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731)
09.12.2019
Альма-матер Харькова
Один из старейших университетов Российской империи отмечает день рождения
19.11.2019
Все статьи автора
"Адмиралъ"
«Святой не должен изображаться в эротическом виде»
Православная общественность просит Патриарха Кирилла повлиять на создателей фильма «Викинг», оскверняющего Крестителя Руси
17.11.2016
«Крови наших соотечественников на этом человеке немерено»
Диакон Владимир Василик возмущен попытками установить в Санкт-Петербурге памятную доску Колчаку
06.10.2016
Все статьи темы