Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как важно быть самим собой!

Владимир  Шульгин, Русская народная линия

31.05.2008


Текст передачи "Культурные войны" на радио "Русский край" (Калининград) …

Хотелось бы сопоставить два события и сравнить результаты. В одном, заграничном, случае явно бросается в глаза твердая позиция по защите своих национальных интересов, какими бы они ни были, в нашем же примере, наоборот, просматривается забвение и своих ценностей, и коренных собственных интересов. Сначала "про не наше". Недавно в Иерусалиме известный израильский раввин Рабинович не пустил к иудейской святыне (Стене плача) группу епископов Англиканской церкви. Напомню, что Англиканская церковь - это ведущая религиозная английская конфессия и государственная церковь Великобритании. Очевидно, английские епископы в духе модно-принудительной на Западе политкорректности "решили" поклониться чужой святыне. Раввин-иудей потребовал, чтобы англикане сняли с себя священнические кресты, те отказались это сделать, помня о своих христианских клятвах, поэтому им и было отказано. Кто был прав в этой ситуации? Конечно, иудейский религиозный служитель. Его поведение было логичным и, вдобавок, обоснованно твёрдым. Он показал, что иудеям неприятно видеть Христиан у национальной святыни и дал им понять, что, если уж им так приспичило идти на поклонение к иудейской Стене-реликвии, то следует действовать по иудейским правилам и, естественно, отказаться от своей святыни Креста. Все, повторяю, строго логично. Раввин, очевидно, думал так, мысленно обращаясь к англичанам: "Раз идете к нашей святыне, откажитесь от своей. Если не хотите отказываться от своей святыни, то зачем идете к нашей?" Англичанам зачем-то захотелось сидеть на двух стульях, своем христианском, и чужом, иудейском. Конечно, всем нормальным людям понятно, что такое одновременное "сидение" невозможно, "один стул" непременно будет фальшивым. Раввин это честно и нелицемерно показал англичанам, за что его следует поблагодарить.

Какие уроки необходимо извлечь из этой недавней истории? Главнейшее состоит в том, что все мы должны быть самими собою. Нельзя переступать естественных и непреоборимых границ, существующих между своим и чужим. И поэтому надобно знать и чувствовать, что чужое для тебя совсем не подходит и даже и не надо имитировать чего-то противоположного. Это будет сочтено за холуйство и, так или иначе, наказано. Поэтому тот "отлуп", который получили нетвердые в своей вере англичане, весьма показателен и поучителен. Если есть наши Христианские ценности, то незачем их разбрасывать, как бисер в угоду чужакам, которые и не собираются ни в чем уступать. И тут никакого политкорректного подобострастия проявлять не нужно, поскольку очевиден будет прямой ущерб собственной исконной вере и убеждениям. Раввин не стал по-иезуитски обхаживать чужаков и пытаться лицемерными ласками и дальше ослаблять их христианские убеждения, а честно им рубанул: раз к нашей святыне идете, то извольте и кресты с себя содрать, потому что мы, как и 2000 лет назад вашего Бога таковым не чтим, а, наоборот, считаем нашим изменником, ну и т.д. Конечно, никакой нормальный христианин не согласится с раввином, но ведь тот и не приглашал к богословскому спору, англичане сами напросились на "отлуп", ну и получили. Христианскую миссию надо вести не ценой собственного предательства и растворения во всем и вся . Это еще один урок, который надо извлечь из этого недавнего иерусалимского события.

В данном позорном для англикан случае обнаружилась постыдная европейская болезнь крайнего ослабления Христианской веры. Беда эта проникла и к нам. Православным, как и всем иным христианам, постоянно навязывается обновленческий набор "политкорректных" пошлых поучений, следование которым выхолащивает веру. Все они сводятся к тому, что де "Православие и русская гражданственность - две вещи несовместные" и "надо сидеть тихо и не высовываться"; наступают чужаки сапожищами на лицо Родины, а вы с ними не связывайтесь, даром, что в Храм Божий никто не запрещает ходить; что у нас светское, а не религиозное государство, поэтому проявлять религиозность в гражданском отношении не следует и вообще "важен диалог культур" и мы должны уметь "слышать другого", то есть иудея, мусульманина, буддиста и атеиста даже. Вот такое настроение весьма широко распространено среди современных христиан, западных и восточных. Конечно, это насквозь лживое и безответственное настроение, которое делает православного и иного христианина похожим на безвольный планктон, у которого нет ни личности, ни дерзновения, ни стремления к торжеству тех истин, за которые наши предки шли на смерть. Еще Карамзин заметил проявление этой духовной болезни забвения собственных исторических и гражданских начал, сказав, что многие современные русские сделались во многих случаях "гражданами мира", забыв об истинах Святой Руси и что иноземцам легче будет покорить то государство, в котором забыты собственные ценности. Поэтому призывал общество восстанавливать свое национально-русское настроение, религиозное в своей главной основе.

Говоря о нашем собственном событии, которое, впрочем, длится уже более года и которое также является знаковым, имелось в виду следующее. Уже много месяцев подряд обезглавленной стоит Триумфальная колонна на Площади Победы Калининграда. Русское общество давно определилось, призвав городские власти увенчать колонну скульптурным изображением святого воина Георгия Победоносца, повергающего злобного чужестранного змия. Такое увенчание соответствует отечественным историческим, религиозным, и гражданским традициям. Ведь изображение святого Георгия является составной частью государственного герба России, которое исторически в него вошло как герб Московского великого княжества, объединившего в средние века Русь и победившего ордынское иго. Наши власти упорно не слышат этого предложения. Вот тут-то и начинается загадка. Почему сие происходит в Государстве Российском? Уверен, что такое поведение наших начальников имеет в основе то же самое негодное настроение, которое недавно привело группу англикан на поклонение к чуждой им и противоестественной для них святыне (точнее, к древнему сооружению, которое христианской святыней не является). Наше руководство очень хочет видеть на Триумфальной колонне то языческую богиню Нику, то некоего ангела, который на деле является той же крылатой Никой. Но образ "крылатого ангела" противоестественен для такого рода триумфальных сооружений в России. И, наоборот, весьма традиционен для Германии. Так, что немец, посещающий нашу область с туристическими целями, будет весьма доволен: подобных "ангелов" он может видеть и в своем родном Берлине. Вопрос в том, зачем же нам уподобляться немцу с его традициями, когда у нас есть свои национальные традиции, уходящие вглубь веков? Начальство, уверенное в своей правоте, не хочет даже слышать этого вопроса.

Случай с Триумфальной колонной, к сожалению, не исключение, а проявление некоего нового неписанного правила, которое гласит следующее: "Калининград - европейский город, поэтому все в нем должно быть европейским". Понимается это так, что, например, все новые здания, которые возводятся, должны быть подчеркнуто не русскими по архитектуре. Задумайтесь, почему, например, главный архитектор города, который в силу своей образованности должен знать, что в России есть собственные архитектурные стили и традиции, проводит исключительно пронемецкую архитектурную линию? Ради чего все эти стилизации т.н. Рыбной деревни под немецкий традиционный фахверк? Почему новые районы и поселки называются по-немецки? Всякие там "Лебенихты", курортные "Маринбурги", рестораны типа "Кружка Кайзера". Это что, приглашение чужаков "княжити и володети" нами сирыми? Как все это можно назвать? Несомненно, все это проявление постыдного холуйства перед заграницей. Так всегда бывает, когда у наших ответственных людей не хватает чувства собственного достоинства и элементарной культуры. Стесняться собственной русскости может только весьма невежественный человек, поскольку Россия - старая высококультурная держава, ставшая самодостаточной величиной и в мире науки, и в мире архитектуры, музыки, поэзии и литературы. Особенно недопустимо подобострастное холуйство с бездумными заимствованиями немецких и иных зарубежных названий, архитектурно-смысловых стилей в нашем геополитическом положении. Произошедшее в 90-е гг. ослабление России возродило новые реваншистские мечты на Западе. Поэтому наше сегодняшняя демонстративная измена отечественной культуре и русским именам зданий, колонн, городских кварталов и т.п. воспринимается как начало измены и своей государственности. Ведь если мы отказываемся от своего культурного суверенитета, то мы тем самым говорим вслух, что и государственный суверенитет России нам не нужен. Это взаимосвязанные вещи. И очень не хотелось бы, чтобы Россия в Калининградской области получила бы такой же по типу "отлуп", как англиканские горе-епископы, забывшие собственную Христианскую цивилизацию, подвиги веры предков и пошедшие на поклонение к чуждому и прямо враждебному. "Кто себя не ценит, того и другие ценить не будут", - эту истину, сформулированную великим Карамзиным пора бы вспомнить как англиканам, так и нам, тоже увлекшимся ложным поклонениям чуждым стилям и именам.

Вмч.Георгий Победоносец И последнее. Часто сторонники "растворения" русской культуры до полного её исчезновения среди "всего европейского" прибегают к научной риторике, которая на поверку является тенденциозной ложью. Так, противники увенчания триумфальной колонны образом Святого Георгия утверждают, что это невозможно технически, что нет такой традиции и т.п. Конечно, это совсем не так. В Нижегородском Кремле, который является памятным местом для нашего народа, в ознаменование военных подвигов наших славных предков высится Триумфальная колонна именно с изображением Святого воина Георгия, восседающего на боевом коне и повергающего змия-врага копием. Знаем, что именно из Нижнего Новгорода в 1612 г. вышло, направляясь к Москве, народное ополчение Минина и Пожарского, которое освободило Москву и Россию от польского ига. Знаем и то, что наши славные предки, положили сотни тысячей молодых жизней, победоносно завершая Великую Отечественную войну в Кёнигсберге 1945 года. И их подвиг заслуживает такого же увенчания нашей благодарной памятью, как это можно видеть в Нижнем Новгороде. Если уж нам с кого и брать пример, то с нижегородских патриотов, воздвигших образ Святого Егория в ознаменование наших славных побед и в поручительство будущих. И уж совсем не пристало нам копировать немцев с их "Никами-ангелами". Это и унизительно, и не соответствует чести нашего великого отечества.
Владимир Николаевич Шульгин, кандидат исторических наук, профессор Калининградского пограничного института ФСБ России

19.05.2008



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме