О статье протоиерея Георгия Митрофанова "Православная семья: агиография и реальность"

Семья 
0
257
Время на чтение 8 минут
Надо отдать должное о. Георгию: статья впечатляет. Крупные, размашистые мазки рисуют нам безотрадную и суровую картину в исключительно негативных тонах. Но неужели, в самом деле все так плохо? О. Георгий, историк, не счел нужным сослаться на источники, которые привели его к столь однозначным и далеко идущим выводам. Что же, попробуем разобраться самостоятельно, по-женски всматриваясь в подробности.

О. Георгий: "Наша агиография, на которой воспитывались поколения русских православных христиан, не дают нам идеала семьи".

Давайте прикинем кто, когда и на чем воспитывался. Вместе с крещением Русь приняла от Византии развитый богослужебный устав и, соответственно, уже переведенные на славянский язык Евангелие и богослужебные книги. Как указано во введении к сентябрьскому тому Житий святых, "в древней христианской, так и в русской церкви строго соблюдался обычай чтения Житий святых во время церковного богослужения... следует думать, что в 10 -11 веках славяне имели полный перевод Миней - Четьих за все 12 месяцев".

Таким образом, с самого зарождения русского христианства были известны примеры благочестивых семей святых праведных Иоакима и Анны, Захария и Елизаветы, Иова Многострадального, Филарета Милостивого, (вплоть до 20 века глава семьи - мужчина, а женщина Востока не то, чтобы принижена - она в тени, не выставляя себя на показ, сберегая богатство личности для мужа и детей), блаженного Августина ( при отце язычнике христианка мать сумела заронить в душу сына семечко благочестия - как это современно), Василия Великого, Григория Богослова и матери его праведной Ноны (эти удивительные семьи дали миру по пять святых), мучеников Адриана и Наталии, Хрисанфа и Дарии.

Первые русские святые канонизированы в 12 веке, в 15 веке получает распространение Киево-Печерский патерик, к началу 17 века митрополит Макарий собирает разрозненные сведения о русских святых в Великие Четьи Минеи, через сто лет дополненные святителем Дмитрием Ростовским. Но и у этого последнего русских святых вообще, не только женщин, так немного, что при подготовке издания Житий в русском переводе в начале 20 века потребовалось добавить к 13 томам еще три отдельных тома русских святых. И работа по собиранию продолжается до сих пор.

Так что поколения русских православных христиан воспитывались не только и не столько на русской агиографии, но в первую очередь на священном писании, которое читали на богослужении и изучали с детства.

Идеал семейных отношений дает нам апостол Павел в посланиях к Ефесянам. Вот тот отрывок, который читается во время венчания: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя". И дальше: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость... И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем".

Уроками нравственности является книга Притч Соломоновых, читаемая на службах Великого поста. Вот идеал семейной женщины: "Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка, она воздает ему добром, а не злом во все дни жизни своей... Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим... Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся... уста свои открывает с мудростью и кроткое наставление на языке ее... Миловидность обманчива и красота суетна, но жена, боящаяся Господа достойна хвалы".

Нужно ли что-то добавлять к этим словам? Так и жили миллионы русских женщин всех сословий: трудились, растили детей, покоили стариков, давали приют странникам, кормили сирот, провожали мужей на войну. Но, конечно, просто праведной жизни для святости мало, нужна жизнь по Богу, засвидетельствованная благодатной Божией помощью, т.е. чудесами. И такие женщины были. Православный церковный календарь приводит имен побольше, чем изданный католиками труд иезуита Иоанна Кологривова, проф. Голубинский и о. Георгий Митрофанов.

А что такое "идеал семьи"? Разве брак - не таинство, и каждая семья - не тайна? За нею не подсматривали в замочную скважину списатели житий, его уважали классики русской литературы (Лев Толстой, например: "Все счастливые семьи счастливы одинаково" - и не о чем сплетничать), современные комментаторы ограничиваются фразой "брак был счастливым". Именно так пишет историк о великой княгине московской Евдокии, дочери суздальского князя, жене св. благ. князя Дмитрия Донского. В браке родилось пять сыновей и три дочери, крестным отцом двоих детей был преподобный Сергий Радонежский. Святитель Алексий, митрополит Московский был близок княжескому семейству. Духовником супругов был ученик и племянник преп. Сергия Радонежского святой Феодор, игумен Симонова монастыря, впоследствии архиепископ Ростовский. Княгиня стала вдовой в 36 лет. Оставшиеся 18 лет земной жизни она посвятила воспитанию детей, строила монастырь и храмы, вела подвижническую жизнь. За несколько месяцев до кончины княгиня приняла постриг с именем Ефросинии. Святость ее удостоверена чудесными исцелениями, совершившимися на ее гробнице. Память преп. Ефросинии Московской празднуется 17 мая и 7 июля.

О. Георгий: "Женщин, которые посвятили себя семейной жизни, у нас в святцах нет".

А так ли? Общеизвестно житие святой равноапостольной княгини Ольги, в крещении Елены (память 11 июля), первой известной русской христианки; наверное, нет надобности пересказывать его. Да и строгий о. Георгий, пожалуй, намекнул бы на высказываемые историками подозрения в легендарности дошедших до нас сведений. Не дадим повод ищущим повода для порой ненужной полемики. Вспомним другое имя: Ингигерда, дочь первого христианского короля Швеции Олафа Скетконунга (в Х веке все христиане еще православные) упоминается в северных сагах в связи с участием ее в установлении мира между Швецией и Норвегией. Позднее княгиня Ирина (так называется она в русских летописях), жена св. князя Ярослава Мудрого, также неоднократно способствовала установлению мира на русской земле, в соответствии со своим именем. В этом браке родилось не менее 7 сыновей и 3 дочери. В похвальном слове святому князю Владимиру митрополит Киевский Илларион, современник княгини Ирины сказал: "Посмотри на благочестивую сноху свою Ирину, посмотри на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Господь хранит их, как содержат они благоверие...". Один из сыновей, Владимир, канонизирован, мощи матери и сына ныне покоятся рядом в Софийском соборе Новгорода, и "...исцеление бывает с верой приходящих". Перед смертью княгиня Ирина, первая из русских княгинь, приняла схиму с именем Анна. Память Анны Новгородской 10 февраля и 4 октября.

Вот пример другой княгини, чисто русского происхождения: св. Иулиания (память 21 декабря), супруга удельного князя вяземского Симеона, вассала князя Смоленского. В 1404 году Смоленск был взят литовским войском. Князь Георгий Смоленский со своим верным подручником поступили на службу к Московскому князю и посланы были наместниками в Торжок. Князь Георгий, жена которого осталась в литовском плену, прельстился красотою княгини Иулиании и уговаривал ее жить с ним, но получил отказ. Тогда князь Георгий во время пира убил князя Симеона и пытался силой завладеть его женой. Защищаясь, княгиня ранила насильника ножом и выбежала во двор. Обезумевший князь догнал ее и зарубил мечом. Через год, терзаемый укорами совести убийца был принят в монастырь и вскоре скончался в покаянии. Вот так мерзко, так невозможно было для св. Иулиании нарушить супружескую верность. Вот так, совершенно по-русски, завершилась эта воистину шекспировская история. Канонизация княгини - мученицы Иулиании Вяземской связана с чудесным обретением ее мощей, память празднуется 2 июня и 21 декабря.

Не только княгини попадали в историю. В Летописи Псково-Печерского монастыря рассказывается о священнике Иоанне по прозвищу Шестник. Он служил в Юрьеве (Тарту), но по причине притеснений от католиков должен был уйти с женой Марией и двумя детьми во Псков. Узнав о мученической кончине сослуживца священномученика Исидора с прихожанами, Иоанн удалился в устье потока Каменца и начал расширять новоявленную созданную Богом пещеру. Вскоре заболела жена его и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Ее муж и духовный отец похоронили умершую, но утром гроб оказался "изставлен из земли невидимою Божею силою". Ее отпели второй раз и снова похоронили, но на утро гроб опять оказался "наверху земли". Тогда гроб поставили непогребенным в нише "на левой стороне в пещере". Иоанн принял постриг с именем Иона и стал первым игуменом монастыря. По прошествии многих лет, во время нападения ливонцев на обитель, некий рыцарь пытался мечом открыть крышку гроба преп. Вассы, но был попален изшедшим изнутри огнем. На правой стороне гроба остался след пламени, порой благоухающий по сию пору. Итак, эта семья произвела на свет целый монастырь. Мужской, но первая постриженница в нем - женщина. Отметим часто встречающуюся в житиях особенность: люди в этой судьбе ничего примечательного не заметили, а Господь - прославил.

О.Георгий: "Ощущение профанности семьи и сакральности монашества переживалось на Руси всеми".

Такое представление могло появиться только в атеистические времена, у наших предков, конечно, переживаний по этому поводу не было. В начале ХХ века, когда число монастырей умножилось, благочестивая семья (да, большая, патриархальная, где младшие безусловно слушают старших), охотно отпускала своих чад в святые обители и на богомолье, и потрудиться да поучиться хозяйствовать, и на постриг молитвенником за род (если, конечно, чадо не единственное). Об этом свидетельствуют жития подвижников и подвижниц благочестия ХХ века, воспоминания православных писателей, исследования современных этнографов. Никакой путь православному не заказан, если "Бог веку даст", то все успеешь - в браке наживешься, детей вырастишь, можно и в монастырь.

Всегда так поступали и мужчины (свт. Иннокентий Московский, к примеру) и женщины. Таково житие великой княгини тверской Анны. После смерти мужа, святого благоверного великого князя Михаила Ярославича (он был замучен в Орде), она приняла постриг с именем Ефросинии, а позже - в схиму с прежним именем Анна. У нее было 4 сына. Дмитрий и Александр повторили исповеднический подвиг отца. В смутное время по молитвам святой княгини был спасен от разорения литовцами г. Кашин, где она похоронена. Память преподобной Анны Кашинской празднуется трижды:2 октября - день преставления, 21 июня - обретение мощей, 12 июня - вторичное прославление.

О. Георгий: "Большая часть наших святых - это святители, преподобные, мученики, канонизация которых отнюдь не связана с их семейной жизнью".

Начиная с Епифания Премудрого и Пахомия Серба жития начинаются обычно с происхождения святого и его родителей, а если память об этом не сохранилась, то автор обязательно напишет: известий не имеется, но можно думать, что родители были благочестивы, ибо добрый плод приносится деревом добрым. И очень внимательно отслеживаются взаимоотношения с родными до самой их кончины. Пример послушания и бережного отношения к родителям преподобного Сергия Радонежского всем известен. Родители его Кирилл и Мария, похороненные в Покровском Хотьковом монастыре, канонизированы. Память их 28 сентября.

Достаточно подробны и жития преподобного Александра Свирского. Это его родители получили благую весть: "Радуйтесь, доброе супружество, имате родите сына утешение тезоимените; яко в рождестве его утешение церкви своим подати имать Бог". Их могила доныне сохраняется в Введено-Островском монастыре. Память преподобных Сергия и Варвары празднуется местно 15 июня ст.ст. в день рождения преподобного Александра Свирского.

Блаженны родители, которых прославили их дети. О.Георгий упоминает святую Иулианию Лазаревскую, но опускает при этом одну существенную подробность: ее житие составлено ее сыном! Вот венец жизни супружеской: благочестивый и благодарный сын открывает православному миру подвиг матери.

А мы, избалованные вниманием, не умеем быть благодарными. "Здоровая советская семья", тем более в кавычках, - это мы о наших родителях, родивших нас, вспоивших - вскормивших, одевавших - обувавших, несмотря на трудное послевоенное время? "Выработался тип женщины", - это мы о наших матерях, отдавших нам молодость, красоту, здоровье, учивших нас отличать добро от зла? И мы еще смеем надеяться, что наши дети будут вспоминать нас уважительно?

Остается пожелать о. Георгию более тщательно готовить свои письменные выступления. Сейчас не 70-е годы, закрытая прежде информация, доступна всякому интересующемуся, Жития святых, например.
Инокиня Татиана, монастырь Покрова Божией Матери
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семья
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Разговоры о программах ассимиляции – калька с европейских образцов»
О миграционной политике и демографической проблеме
25.04.2024
Защитить семьи от унизительных проверок, нападок и угроз
Требуется установить ответственность за ложный донос на семью и ошибки сотрудников опеки
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45