Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Исцеление памяти

Русская народная линия

28.03.2008


Книга Николая Никонова "Епифань" …

Книга Николая Никонова "Епифань", изданная совместно тремя издательствами: "Ладан", "Троицкая школа" и "Сибирская благозвонница", несомненно, значительное литературное и духовное явление. Композиционно книга состоит из трех частей: исторической повести "Епифань", рассказов из современной, по преимуществу монастырско-приходской, жизни и стихотворений одного автора.

Значительным литературным явлением книгу "Епифань" можно назвать потому, что она отмечена ярким, авторски-своеобразным, узнаваемым языковым стилем. Сюжет каждого произведения продуман, выверен и потому увлекателен, что заставляет читать и повесть, и рассказы с неослабевающим интересом.

Значительным духовным явлением книгу "Епифань" можно назвать потому, что в повести отражена важнейшая историческая эпоха русской жизни - монголо-татарского иго и освобождение от него, невольно вызывающая мысль об исторических параллелях с картиной возрождения монастырской и приходской жизни в постсоветскую эпоху. Таким образом, возникает глубина исторической перспективы, в которой все события духовно осмысливаются.

Следует отметить, что в отличие от многих сочинений на историческую тематику, в "Епифани" отсутствует дурная идеологизация, ходульность и схематизм в изображении героев и событий. Русская жизнь показана как развернутая панорама, в которой из действий отдельных людей складывается (неведомо для них самих) трагическая и славная история Отечества.

Герои исторической повести "Епифань" - иноки маленького монастыря в Рязанском княжестве, основой сюжета является историческое сказание о том, как игумен и братия Свято-Успенского скита под Рязанью задержали у себя литовские отряды Ягайло, спешащие на помощь Мамаю для участия в Куликовской битве, за что приняли мученическую кончину.

Однако, "Епифань" недаром имеет подзаголовок "историческая сага", потому что повествование не ограничивается коротким временным отрезком, в который укладывается действие повести (с июня по сентябрь 1380 года), а охватывает всю трагическую эпоху монголо-татарского ига. При этом более половины повествования посвящено цитированию "греческой рукописи", рассказывающей о подвиге святого благоверного Александра Невского. Он изображен как идеал русского человека в годину испытаний.

Жанр саги предполагает обнаружение и раскрытие архетипов народного сознания и жизни. И среди них из века в век повторяется один. Это - постоянное вопрошание о судьбе Руси, России, которое устами своего главного героя - послушника Михея - обращает к нам автор: "Разобраться хочется, отче! Как началось это все, как наказал Господь Землю Русскую... Как нам быть теперь! Нас же учат все время, учат, а мы все не слышим.
...Я разобраться хочу, правду найти! И даже не то - кто прав, а кто виноват - я понять хочу, чего Господь от нас хочет?!"

В связи с этим вопрошанием сквозной идеей повествования является образ памяти, размышление о том, что такое память. И тут мы находим неожиданное, непривычное для внерелигиозного человека определение: память - это совесть, это фундамент душевной и духовной жизни отдельного человека и всего народа. И она требует исцеления, просветления, покаяния и осмысления.

Почти перед каждым героем в "Епифани" стоит проблема мучительной памяти, которую нужно преобразить, просветлить. И так спастись от отчаяния, опустошенности, бессмыслицы существования.

Сюжет "Епифани" прерывается "лирическими отступлениями", в которых рассказ о судьбах отдельных героев перерастает в картину общечеловеческой жизни. Надо отметить, что написаны эти "лирические отступления" мастерски - это настоящие стихотворения в прозе. Процитируем одно из таких поэтических вкраплений в текст исторически точного повествования.

"Так бывает в человеческой жизни: кипит она чистыми и говорливыми ручейками детства, бежит талой водой новой жизни - и столько в этом неудержимой силы, столько легкости, и каждый стремительный день дарит новые впечатления! Будто от зимнего сна небытия пробуждается тогда человек, и все новое и новое оживает в его душе навстречу весенним теплу и влаге. И от этого союза солнца и воды буйной зеленью, пестрыми цветами рвется ввысь в нем молодая жизнь - согреться в теплых лучах света, напиться каплями дождя. Сколько надежд цветет тогда, спеша опередить время и одна другую, сколько завязывается замыслов, зреющих ожиданием плода, как живуч и радостен тогда человек на пороге полной своей силы!
Приходит зрелый июль - весь в золоте трудовых пчел и полновесных злаков, и терпелив и радостен тогда человеческий труд - ведь настало время жатвы, и все, чем жил он до этого, приносит на суд. Жарка тогда в нем вызревшая мощь, крепка душа, и просит работы тело. И не мыслит он еще тогда об осени, что грядет перед зимою, и стужа далека, как далеко дно колодца в яркий полдень. Но вот уже и август, и ночи свежи и длинны, и стынут воды, и первый холод старения вдруг остудит кровь. Тогда приходит осень. Сперва она еще хлопотлива и тепла, но дорого платит человек за это тепло - ведь оно последнее. За каждый золотой ее день платит человек звонкой, как монета, грустью - не повторить ему больше этих дней, не вернуть ни весны, ни лета!
Грядет старость - пустынная, гулкая, вся в сетке голых ветвей, что словно морщины покроют далекое студеное небо.
...Но прежде студеной распутицы ноября, прежде белого безмолвия старости будет дано человеку яркое время, когда собраны уже плоды и осталось лишь бродить дорогами памяти среди золотых листьев увядших надежд".

Одновременно лирической и эпической авторской позиции в "Епифани" соответствуют и, данные в качестве иллюстраций к повествованию, работы известного современного художника Павла Рыженко. Здесь рядом с батальными полотнами соседствуют лирически окрашенные портреты монаха-воина Пересвета, князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского.

О художественных достоинствах книги "Епифань" можно было бы говорить и пространнее: отметить и разобрать на примере текста приближенность к традициям древнерусской книжности и, одновременно, к сложному психологизму Ф.М.Достоевского. Можно говорить (также на примерах из текста) о скрупулезной исторической точности, несомненно, рожденной работой над источниками и научной литературой. Можно говорить о том, что "страшные картины жестокого мира" в эпоху татарского владычества заставляют современного читателя смиреннее и терпеливее взирать на день сегодняшний и на те испытания, которые мы переживаем. Что имеет несомненную духовную пользу.

Конечно же, отдельного разговора заслуживают и рассказы, и стихи Н.Никонова.

Для того, чтобы вы смогли сами оценить все вышеназванные достоинства книги "Епифань", приглашаем вас на ее презентацию.

На презентации книги "Епифань" вы встретитесь с главным редактором издательства "Троицкая школа" иеромонахам Нектарием (Соколовым), православной писательницей Людмилой Ильюниной, автором-исполнителем Константином Адамсоном.

Презентация книги Николая Никонова "Епифань" состоится в мемориальном музее Ф.М.Достоевского 5 апреля в 15 часов.
Адрес музея-квартиры Ф.М.Достоевского: Санкт-Петербург, ул.Достоевского, д.4.
Метро "Владимирская" или "Достоевская".



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме