"Освящены православием..."

Труд "Святыни Невской земли" ждет своего издателя

От редакции. Несколько лет назад кандидатом искусствоведения Викторией Гусаковой подготовлена к печати книга "Святыни Невской земли", посвященная истории чудотворных икон, прославляемых в Санкт-Петербурге и соседних областях. На ее страницах автор подробно излагает историю появления святынь, описывает чудеса, связанные с ними, рассказывает о пребывании икон и их списках в храмах и обителях России и зарубежья, объясняет богословский смысл иконографии. Кроме того, книга В.О.Гусаковой рассказывает о святых основателях монастырей, совершавших свой подвиг во имя Христа на Невской земле. Автор ведет историю северо-западных районов Руси со времен их посещения св. апостолом Андреем Первозванным вплоть до наших дней. К сожалению, до сих пор труд не нашел своего издателя. Сегодня Русская линия публикует фрагмент вступления книги.

Со времен равноапостольного великого князя Владимира наша земля именуется "Святой Русью". В мировой истории нет больше страны, заслужившей такое определение.

Сколько святых подвижников просияло на русских просторах, сколько чудотворных икон явило свою благодать на протяжении столетий, сколько златоглавых церквей и монастырей украсило города и села нашего России!

Каждый уголок нашего Отечества освящен либо молитвенным подвигом святого угодника, либо явлением чудотворной святыни, либо постройкой дивной обители. Не обижены Божиим благоволением северо-западные районы России, где государь Петр I основал город в честь своего небесного покровителя святого апостола Петра в 1703 г.

Со школьной скамьи всем известно, что в выборе местности царь руководствовался стратегическими и политическими требованиями к новой столице. Но, как показывает история, место для основания града Святого Петра или "земного рая", как именовал его Петр I, было предопределено Божиим промыслом.

Еще до преподобного Нестора, оставившего нам в наследие летописное свидетельство о былом, на побережье Ладожского озера, в районе реки Невы жили славяне, финоугры, вепсы, карелы и другие народы. Политическим центром северо-запада Руси была Ладога, древнейшее поселение городского типа, именуемое с XVIII в. Старой Ладогой. Именно здесь, согласно текстам Радзивилловской и Ипатьевской летописей, стал княжить первый русский князь Рюрик. В конце Х в. экономический и политический центр переместился из Ладоги в Новгород, а северо-западные районы вошли в состав Новгородского княжества.

На заре православия центральные и южные приделы Руси тревожили языческие племена печенегов, а начиная с XIII в. - монголы, первоначально язычники, а позже объединившиеся в мусульманскую Орду. Но ни те, ни другие, не достигали районов Приладожья. Здесь Руси угрожала католическая экспансия со стороны Ливонского ордена и шведских завоевателей.

Опасность внедрения католицизма в XIII в. ясно осознавал св. благоверный князь Александр Невский. Помня о славных делах своего великого предшественника и предка, в 1703 г. Петр I основал новую столицу - Санкт-Петербург, в 1710 г. учредил Свято-Троицкий монастырь, а в 1723 г. перенес туда мощи св. Александра Невского, которые до XVIII столетия находились во Владимире.

По мысли Петра Алексеевича Санкт-Петербург должен был стать не только главой Российского государства, но и духовным центром России. В этом наиболее ярко выразилась двойственность личности русского царя.

С одной стороны, Петр проявлял живой интерес к западной культуре. Он привлекал в Россию европейских мастеров для работ и активно использовал зарубежные достижения науки и искусства у себя на Родине. Обладая темпераментным характером и гордым нравом, Петр не всегда понимал набожность русского народа, молитвенный и монашеский подвиг. Приверженность царя к западным тенденциям и непонимание древнерусских духовных традиций вызывало справедливое опасение у представителей Русской Православной церкви. Государь нередко конфликтовал с патриархом Адрианом и митрополитом Стефаном Яворским.

С другой стороны, в государственных делах Петр желал заручиться поддержкой духовенства. Ему сочувствовал, направлял и оказывал существенную помощь святитель Митрофан Воронежский. Царь был искренне привязан к владыке и часто руководствовался его мнением, хотя святитель нередко обличал Петра и открыто выступал против его увлечения западными античными памятниками. "Лучше умереть, чем присутствием своим и боязливым молчанием одобрять язычество, - говорил владыка Митрофан, - неприлично Государю православному ставить болваны языческие и тем соблазнять простые сердца народа" [1].

Победой в северной войне Петру I удалось остановить движение католичества на Русские земли, оградить страну от иноверческого вторжения, а веру от осквернения. С момента основания в Санкт-Петербург стали стекаться православные святыни. Вместе с Петром из Москвы прибыли образ Спаса Нерукотворного, иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" и "Знамение" Царскосельская, образ святителя Николая.

Именно Государь Петр I перенес в наш город Казанскую икону Божией Матери, которая, по пророческим словам святителя Митрофана Воронежского, стала защитницей и покровительницей Санкт-Петербурга. Город приобрел значение военного форт поста северо-западных рубежей России и духовного щита православной веры. Первой святыней Санкт-Петербурга стал золотой ковчег с мощами св. апостола Андрея Первозванного, положенный в основание главного собора Петропавловской крепости.

"Государь положил первый камень постройки 16 мая 1703 года в день св. Троицы... Петр I, осматривая остров (Заячий - В.Г.), взял у солдата башнет, вырезал два дерна и, положив их крестообразно, сказал: "Здесь быть городу"; затем, взяв заступ, первый начал копать ров; в это время в воздухе появился орел и стал парить над царем. Когда ров был выкопан около двух аршин, в него поставили ящик, высеченный из камня: духовенство этот ящик окропило святой водою, государь поставил в него золотой ковчег с мощами святого Андрея Первозванного; после того царь покрыл ящик каменной доскою, на которой была вырезана следующая надпись: "От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским" [2].

Неверно утверждать, что наши северо-западные земли были освящены православием с приходом царя Петра. Апокрифическое предание рассказывает, что в I в. здесь побывал с апостольской миссией св. Андрей Первозванный...

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 - Цит. по кн.: Е. Поселянин. Русские подвижники 18-го века. - СПб., 1905. С. 27.
2 - М.И. Пыляев. Старый Петербург. СПб., 1889. С. 10.

Об авторе

Гусакова Виктория Олеговна
- кандидат искусствоведения, начальник цикла "Культура и искусство" в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, старший преподаватель РГПУ имени А.И. Герцена, автор книг "Православный словарь церковного искусства", "Словарь русского религиозного искусства", "Храм Воскресения Словущего в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе", учебного пособия "Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции российской армии", программ, учебных пособий, статей и докладов по истории русской культуры и искусства, духовно-патриотическому воспитанию и образованию юного поколения. Лауреат премии М.В. Ломоносова. Живет в Санкт-Петербурге.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Виктория Гусакова:
«Он верил только в Единого Бога!»
Суворовцы о канонизации Александра Васильевича Суворова
07.06.2019
Что вырастит в своей душе ребенок после таких встреч?
Виктория Гусакова выражает недоумение в связи с организацией для школьников творческой встречи с весьма неоднозначным писателем О’Санчесом
30.05.2016
С картин звучит «Молитва за Россию»
Виктория Гусакова об открывшейся в Петербурге выставке потомственного художника и священника Ивана Рейпольского
12.03.2016
Нам открылись следы страшного разрушения…
Виктория Гусакова об археологических исследованиях фундамента Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка, взорванного в безбожные годы
27.10.2015
Все статьи автора
Последние комментарии
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
12.12.2019
Что выходит, когда сапожник печет пироги...
Новый комментарий от Наталия 2016
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Ортодоксос
12.12.2019
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019