Русский дар человечеству

Бог и человек во "Фрегате "Паллада" И.А.Гончарова

Устами героя Чешнева в очерке "Литературный вечер" И.А. Гончаров говорит о необходимости "каждому народу переработать все соки своей жизни, извлечь из нее все силы, все качества и дары, какими он наделен, и принести эти национальные дары в общечеловеческий капитал! Чем сильнее народ, тем богаче будет этот вклад и тем глубже и заметнее будет та черта, которую он прибавит к всемирному образу человеческого бытия" [1].

И.А.Гончаров в кабинете Чаще всего вопрос о роли отдельных наций в истории рассматривался современниками Гончарова в рамках гегелевской концепции, согласно которой каждый новый период в развитии мировой истории и культуры связан с расцветом той или иной нации. В свое время эту концепцию развивал в своих критических статьях В.Г. Белинский. Отголоски ее встречаются и в книге М.М. Стасюлевича "Опыт исторического обзора главных систем философии истории" (которую Гончаров, несомненно, знал), Стасюлевич писал здесь, что каждый народ "выполняет свою роль: как атом, вместе с другими себе подобными составляет целое, называемое человечеством..." [2]. Писал в этом же духе и Ф.М. Достоевский: "Судьба распределила между ними (народами - В. М.) задачи: развить ту или другую сторону общего человека... только тогда человечество и совершит полный цикл своего развития, когда каждый народ, применительно к условиям своего материального состояния, исполнит свою задачу" [3]. Эта мысль определяла во многом гончаровский патриотизм, его размышления о задачах русского общества в целом и русского человека-деятеля как представителя своей нации. В "Необыкновенной истории" сказано: "Каждая нация рождается, живет и вносит свои силы и работу в общую человеческую массу, изживает свой период и исчезает, оставив свой неизгладимый след!" [4]

Правда, Гончаров затрудняется определить точно ту "русскую идею", которая призвана дополнить "всемирный образ человеческого бытия". В отличие, например, от Достоевского, склонявшегося даже к идее мессианства, автор "Обрыва" не знает, в чем точно выразится участие русского народа в общечеловеческом прогрессе. Лишь однажды в словах писателя промелькнет какой-то слабый намек. В письме к С.А. Толстой от 11 ноября 1870 года он заметил: "Никогда Россия, говоря по-французски и по-английски, не займет следующего ей места, то есть центра и главы славянских народов..." [5]. Впрочем, подобная мысль является своеобразным "идеологическим штампом" того времени, а кроме того, она могла появиться и под влиянием момента (речь идет о русско-турецкой войне и судьбах славянства). В упомянутом письме он говорит о том, что пока Россия вносит свой вклад в общечеловеческое развитие "через национальность" - "как-то вяло и лениво".

Не представляя конкретно, в чем выразится участие русского народа в общечеловеческом прогрессе, в движении к "этому общему идеалу человеческого конечного здания" [6], художник в то же время четко сформулировал те условия, которые делают это участие реальной возможностью. Он пишет о том, что необходимо иметь развитую "русскую науку, свое искусство, свою деятельность" [7]. Гончаров хочет видеть свою родину сильным, самостоятельным государством, способным конкурировать с сильными державами, а это уже даст России "ту моральную силу, какую имеют Англия, Франция, Германия, Италия и имели по очереди все старые государства!" [8] Он считает, что пока такие условия не созданы: "...У нас не заговорила еще своя, русская наука, свое искусство, своя деятельность!"[9]

В основу своих мечтаний о сильной России писатель положил мысль о необходимости подвижнического, упорного "цивилизаторского" труда. Яснее всего это как раз и выражено во "Фрегате "Паллада", в "сибирских" главах этой книги. Путешествие заставило Гончарова много и напряженно размышлять над ролью России в процессе творческого обновления общечеловеческой жизни. Сибирь увидена им в масштабном контексте всемирного движения к "цивилизации". Побывав в Европе, Африке и Азии, писатель всюду наблюдал оживление, вносимое в жизнь "деловым англичанином". Его размышления о преобразующем труде русского подвижника в Сибири потому и оказываются столь философскими по духу, что за ними постоянно ощущается всемирный "контекст". В главе "Из Якутска", например, автор пишет: "Несмотря, однако ж, на продолжительность зимы, на лютость стужи, как все шевелится здесь, в краю! Я теперь живой, заезжий свидетель того химически-исторического процесса, в котором пустыни превращаются в жилые места?, дикари возводятся в чин человека, религия и цивилизация борются с дикостью и вызывают к жизни спящие силы" [10]. Развитие цивилизации в Сибири писатель-путешественник рассматривает как национально самобытный вариант "прогресса", подчеркивая различия с "цивилизаторской" деятельностью англичан и американцев, представляющих западноевропейские католические и протестантские государства. Он прямо говорит о "русском, самобытном примере цивилизации, которому не худо бы поучиться некоторым европейским судам, плавающим от Ост-Индии до Китая и обратно" [11].

Важно подчеркнуть, что в своих описаниях сибирской деятельности русского человека Гончаров постоянно имеет в виду не только практические результаты этой деятельности, - но и ту задачу, которую выполняет русский народ как свой "долг" перед человечеством. Он подчеркивает: "И когда совсем готовый, населенный и просвещенный край, некогда темный, предстанет перед изумленным человечеством, требуя себе имени и прав, пусть тогда допрашивается история о тех, кто воздвиг это здание... Это те же люди, которые в одном углу мира подали голос к уничтожению торговли черными, а в другом учили алеутов и курильцев жить и молиться - и вот они же создали, выдумали Сибирь, населили и просветили ее, и теперь хотят возвратить творцу плод брошенного им зерна" [12]. Таким образом, Сибирь, "населенная и просвещенная", мыслится Гончаровым как "вклад в общечеловеческий капитал" и как возвращение православной Россией "долга" - "Творцу".

Центральным вопросом в книге путешествия для него и оказывается вопрос о цивилизации как проявлении христианства, христианского отношения к жизни. Православная Россия, католическая и протестантская Западная Европа и христианские миссионеры в Азии и Сибири демонстрируют - при всех издержках цивилизации и цивилизаторства - именно единство цивилизации и христианства. Это коренная мысль "Фрегата "Паллады"". В книге перед нами разворачивается широкая картина изменения мира, все более могучего распространения христианства и внешней формы его бытования в мире - европейской (христианской) цивилизации.

С точки зрения Божьего замысла о человечестве и его истории, книга ясно показывает, что в основу своих размышлений об этом Гончаров положил мысль: Бог дал человеку дар со-творчества. Задача человечества - научиться творчески преобразовывать мир, "превращать пустыню в сад". Это превращение автор наблюдает в разных точках земного шара, легко подверстывая этот процесс в свою расширительно толкуемую концепцию "сна" и "пробуждения". В основе основ здесь лежит мысль о преображающей творческой деятельности, о внутреннем, духовном преображении человека, где идеал - Евангелие, и о внешнем цивилизационном преображении мира, где идеал - задача: вернуть Богу плод брошенного Им зерна.

В подобном соединении религии с цивилизацией, с земной историей человечества Гончаров предвосхищал русских мыслителей Серебряного века. Романисту весьма близки оказались бы рассуждения Н.А. Бердяева, Л.С. Франка и других философов русского зарубежья, пытавшихся размышлять именно о проблеме: христианство и история. "Христианство, - писал Н.А. Бердяев в статье "Царство Божие и царство Кесаря", - не может внешне относиться к историческим кризисам, переворотам и переломам, не может рассматривать их, как движение мертвой материи, никакого отношения не имеющее к жизни духа, к движению духа. Христианство имеет универсальную природу, оно объемлет все, все происходящее в мире с ним связано и ему подчинено... Мы перестали понимать церковный смысл исторических событий, потому что утеряли интегральную, космическую идею Церкви. Рационалистическое и номиналистическое сознание превратило Церковь в учреждение, существующее дифференциально на ряду со всем остальным" [13]. Гончаров был среди немногих, кто в середине ХIХ века осмысливал жизнь христианства и Церкви в историческом ракурсе.

Таким образом, гончаровская книга оказывалась необъятно масштабной в своей попытке показать, в чем заключается смысл истории и что являет собою человеческая история на современном этапе. Эта мысль теснейшим образом оказывалась связанной и с его последующими романами: "Обломовым" и "Обрывом".
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант N 05-04-04237 а.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1 - Гончаров И.А. Собр. соч. В 8-ми томах. Т. 7. М., 1980. С. 105.
2 - Стасюлевич М.М. Опыт исторического обзора главных систем философии истории. СПб., 1866. С. 200.
3 - Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 30-ти томах. Т. 20. С. 19 - 20.
4 - Гончаров И.А. Собр. соч. В 8-ми томах. Т. 7. М., 1980. С. 383.
5 - Гончаров И.А. Собр. соч. В 8-ми томах. Т. 8. М., 1955. С. 436 - 437..
6 - Там же. С. 438.
7 - Там же. С. 437.
8 - Там же.
9 - Там же.
10 - Гончаров И.А. Собр. соч. В 8-ми томах. Т. 3. М., 1953. С. 379.
11 - Там же. С. 387.
12 - Там же. С. 379.
13 - Бердяев Н.А. Царство Божие и царство Кесаря" // Путь. Орган русской религиозной мысли. М., 1992. N 1. С. 25.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Мельник:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019