Православные ценности и образование

Доклад на прошедшем 22-23 августа сего года в Екатеринбурге III Епархиальном съезде православных законоучителей [1]

0
223
Время на чтение 5 минут
Мы много говорим сейчас о глубоких кризисных явлениях, которые могут быть наблюдаемы в жизни современного общества. Но наша задача состоит не только в том, чтобы констатировать факт всеобщего упадка и разрушения и описать его максимально ёмко. Мы должны искать и предлагать пути выхода из тех тупиков жизни, в которых оказались. При болезни общества, как и при болезни человека, очень важно бывает поставить правильный диагноз, но ещё более важно назначить правильное лечение и неукоснительно проводить эти назначения в жизнь. Иначе рассчитывать на выздоровление сомнительно. И мы на наших собраниях также должны определяться, что нам следует делать и чего делать не следует.

Мы приходим сейчас к пониманию того, что кризисные явления в жизни современного общества во многом, или, правильнее будет сказать, в основном, обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором общество находится. Для многих стало очевидным, что не является истинным грубо-материалистическое представление о том, что достаточно одного повышения уровня жизни и уродливые явления исчезнут из нашей действительности. Мы видим, что в бедности люди часто остаются честными и добродетельными, а богатого человека жажда наживы нередко толкает на преступление. Из этого одного можно понять, что очень многое в жизни человека зависит от того развито или не развито в нём нравственное чувство. Нравственное чувство нужно воспитывать. Но как? Какие ценности должны быть положены в основу образовательного и воспитательного процессов? Это вопросы, на которые современное общество ищет ответы. Общество и государство обращаются за ответами на эти вопросы и за помощью к Церкви. И надо сказать эта область, область формирования нравственного чувства в человеке, может быть полем продуктивного церковно-общественного и церковно-государственного диалога. Церковь должна в этом диалоге всемерно участвовать. Формы этого участия могут и должны быть самыми разнообразными. И особо продуктивным может быть участие Церкви в деле привития учащимся религиозных нравственных ценностей.

Участие Церкви в воспитательной и образовательной деятельности в светской школе сопряжено с определёнными трудностями. Штампы атеистического отношения к церковно-образовательной деятельности ещё очень живы в сознании нашего общества и это налагает на преподавателя целый ряд ограничений. Церковный же преподаватель, верующий православный христианин ни на минуту не должен забывать о том, какова главная цель церковно-образовательной деятельности. А подлинная цель церковно-образовательной деятельности уясняется из цели и смысла бытия Церкви Христовой. На эту цель нам совершенно ясно указал св. ап. Павел, который говорит о Господе Иисусе Христе: "... Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4. 11-13.). То есть Господь созидает Церковь на земле для спасения людей от власти греха, для того чтобы каждый человек мог "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4. 22-24.). С пришествием в мир Господа Иисуса Христа "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мк. 1. 15.). Цель бытия Церкви на земле - являть это Царство, призвать человека в это Царство.

Цель церковно-образовательной деятельности сообразна цели бытия Церкви на земле, из этой цели выводится, проистекает. В центре церковного образования должна находиться проповедь спасения, проповедь Царствия Божия. Своей подлинной и единственной задачей церковное образование должно иметь только одно - воцерковление. Вне этого церковное образование с неизбежностью превращается в навязывание безжизненных идеологем, в ханжество и фарисейство. Главной причинной наших неуспехов в области церковно-образовательной деятельности всегда является потеря главного смысла человеческой жизни - соединения с Богом и только там, где в центре жизни есть Христос, только там может быть подлинный плод. Господь во святом своём Евангелии говорит нам: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (Мф. 6. 33.). Главная причина нарушающая внутреннее единство нашей церковно-образовательной деятельности как раз и заключается в том, что в этой деятельности мы основные свои усилия сосредоточиваем не на "Царствии Божием и правде его", а на том, что "приложится". В центре нашей образовательной деятельности могут оказываться важные и значимые предметы, но лишённые главного смысла, а потому утратившие свою значимость. Мы можем, например, заниматься богословием, но превратить богословие в безжизненную метафизическую систему и низвести богословие на уровень любой другой философской или идеологической системы.

Такое богословие перестаёт быть "разысканием истины или исповеданием веры" [2], и, по слову одного современного греческого православного богослова, "не имеет ничего общего с переживанием события спасения, с объединяющим Церковь вселенским опытом - опытом сущностного единства и общения единого лика верных в богослужении и в аскетическом подвиге" [3]. Такое богословие с неизбежностью будет приводить к рационализму и безверию. Мы можем много усилий отдавать проповеди морально нравственных ценностей, но если наша проповедь лишена главного содержания, которое есть Христос, то и эта проповедь будет бессмысленна, ибо необусловленная Христом нравственность превращается в пустой и тягостный свод никому не нужных, бессмысленных предписаний. В такой деятельности мы уподобляемся древним фарисеям и вместе с ними заслуживаем осуждающих слов Спасителя: "Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония" (Мф. 23. 25-28.). Подлинная же, а не лицемерная праведность, подлинная нравственная жизнь возникает тогда и только тогда, когда мы изживаем в себе ветхого человека и созидаем нового, "созданного по Богу" (Еф. 4. 22-24.), но только тот, "кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5. 17.). Только тогда "бремена тяжёлые и неудобоносимые" (Мф. 23. 4.) нравственного закона могут превратиться в легкое бремя Христово (Мф. 11. 30.).

Так вот в церковно-общественном и церковно-государственном диалоге по проблемам образования и воспитания нам важно показать, что те ценностные ориентиры, которые мы стремимся сформировать в молодом поколении, укоренены в религии и как практическое руководство в жизни с наибольшей эффективностью могут быть восприняты только тогда, когда будут религиозно осмыслены. Мы так же должны помнить сами и объяснять другим людям, что религиозная мотивация нравственных поступков самым решительным образом отличается от идеологической их мотивации.
Протоиерей Петр Мангилев, проректор по учебной работе Екатеринбургской семинарии

Примечания:

1 - Текст опубликован: Школа XXI века: приоритет православных ценностей/ III Епархиальный съезд православных законоучителей. Сборник докладов. Екатеринбург, 2007. С. 16-19.
2 - Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 503.
3 - Яннарас Х. Истина и единство Церкви. М., 2006. С.52.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Петр Мангилев
Все статьи Протоиерей Петр Мангилев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11