Православные ценности и образование

Доклад на прошедшем 22-23 августа сего года в Екатеринбурге III Епархиальном съезде православных законоучителей [1]

Мы много говорим сейчас о глубоких кризисных явлениях, которые могут быть наблюдаемы в жизни современного общества. Но наша задача состоит не только в том, чтобы констатировать факт всеобщего упадка и разрушения и описать его максимально ёмко. Мы должны искать и предлагать пути выхода из тех тупиков жизни, в которых оказались. При болезни общества, как и при болезни человека, очень важно бывает поставить правильный диагноз, но ещё более важно назначить правильное лечение и неукоснительно проводить эти назначения в жизнь. Иначе рассчитывать на выздоровление сомнительно. И мы на наших собраниях также должны определяться, что нам следует делать и чего делать не следует.

Мы приходим сейчас к пониманию того, что кризисные явления в жизни современного общества во многом, или, правильнее будет сказать, в основном, обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором общество находится. Для многих стало очевидным, что не является истинным грубо-материалистическое представление о том, что достаточно одного повышения уровня жизни и уродливые явления исчезнут из нашей действительности. Мы видим, что в бедности люди часто остаются честными и добродетельными, а богатого человека жажда наживы нередко толкает на преступление. Из этого одного можно понять, что очень многое в жизни человека зависит от того развито или не развито в нём нравственное чувство. Нравственное чувство нужно воспитывать. Но как? Какие ценности должны быть положены в основу образовательного и воспитательного процессов? Это вопросы, на которые современное общество ищет ответы. Общество и государство обращаются за ответами на эти вопросы и за помощью к Церкви. И надо сказать эта область, область формирования нравственного чувства в человеке, может быть полем продуктивного церковно-общественного и церковно-государственного диалога. Церковь должна в этом диалоге всемерно участвовать. Формы этого участия могут и должны быть самыми разнообразными. И особо продуктивным может быть участие Церкви в деле привития учащимся религиозных нравственных ценностей.

Участие Церкви в воспитательной и образовательной деятельности в светской школе сопряжено с определёнными трудностями. Штампы атеистического отношения к церковно-образовательной деятельности ещё очень живы в сознании нашего общества и это налагает на преподавателя целый ряд ограничений. Церковный же преподаватель, верующий православный христианин ни на минуту не должен забывать о том, какова главная цель церковно-образовательной деятельности. А подлинная цель церковно-образовательной деятельности уясняется из цели и смысла бытия Церкви Христовой. На эту цель нам совершенно ясно указал св. ап. Павел, который говорит о Господе Иисусе Христе: "... Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4. 11-13.). То есть Господь созидает Церковь на земле для спасения людей от власти греха, для того чтобы каждый человек мог "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4. 22-24.). С пришествием в мир Господа Иисуса Христа "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мк. 1. 15.). Цель бытия Церкви на земле - являть это Царство, призвать человека в это Царство.

Цель церковно-образовательной деятельности сообразна цели бытия Церкви на земле, из этой цели выводится, проистекает. В центре церковного образования должна находиться проповедь спасения, проповедь Царствия Божия. Своей подлинной и единственной задачей церковное образование должно иметь только одно - воцерковление. Вне этого церковное образование с неизбежностью превращается в навязывание безжизненных идеологем, в ханжество и фарисейство. Главной причинной наших неуспехов в области церковно-образовательной деятельности всегда является потеря главного смысла человеческой жизни - соединения с Богом и только там, где в центре жизни есть Христос, только там может быть подлинный плод. Господь во святом своём Евангелии говорит нам: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (Мф. 6. 33.). Главная причина нарушающая внутреннее единство нашей церковно-образовательной деятельности как раз и заключается в том, что в этой деятельности мы основные свои усилия сосредоточиваем не на "Царствии Божием и правде его", а на том, что "приложится". В центре нашей образовательной деятельности могут оказываться важные и значимые предметы, но лишённые главного смысла, а потому утратившие свою значимость. Мы можем, например, заниматься богословием, но превратить богословие в безжизненную метафизическую систему и низвести богословие на уровень любой другой философской или идеологической системы.

Такое богословие перестаёт быть "разысканием истины или исповеданием веры" [2], и, по слову одного современного греческого православного богослова, "не имеет ничего общего с переживанием события спасения, с объединяющим Церковь вселенским опытом - опытом сущностного единства и общения единого лика верных в богослужении и в аскетическом подвиге" [3]. Такое богословие с неизбежностью будет приводить к рационализму и безверию. Мы можем много усилий отдавать проповеди морально нравственных ценностей, но если наша проповедь лишена главного содержания, которое есть Христос, то и эта проповедь будет бессмысленна, ибо необусловленная Христом нравственность превращается в пустой и тягостный свод никому не нужных, бессмысленных предписаний. В такой деятельности мы уподобляемся древним фарисеям и вместе с ними заслуживаем осуждающих слов Спасителя: "Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония" (Мф. 23. 25-28.). Подлинная же, а не лицемерная праведность, подлинная нравственная жизнь возникает тогда и только тогда, когда мы изживаем в себе ветхого человека и созидаем нового, "созданного по Богу" (Еф. 4. 22-24.), но только тот, "кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5. 17.). Только тогда "бремена тяжёлые и неудобоносимые" (Мф. 23. 4.) нравственного закона могут превратиться в легкое бремя Христово (Мф. 11. 30.).

Так вот в церковно-общественном и церковно-государственном диалоге по проблемам образования и воспитания нам важно показать, что те ценностные ориентиры, которые мы стремимся сформировать в молодом поколении, укоренены в религии и как практическое руководство в жизни с наибольшей эффективностью могут быть восприняты только тогда, когда будут религиозно осмыслены. Мы так же должны помнить сами и объяснять другим людям, что религиозная мотивация нравственных поступков самым решительным образом отличается от идеологической их мотивации.
Протоиерей Петр Мангилев, проректор по учебной работе Екатеринбургской семинарии

Примечания:

1 - Текст опубликован: Школа XXI века: приоритет православных ценностей/ III Епархиальный съезд православных законоучителей. Сборник докладов. Екатеринбург, 2007. С. 16-19.
2 - Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 503.
3 - Яннарас Х. Истина и единство Церкви. М., 2006. С.52.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Петр Мангилев:
Православные ценности и образование
Доклад на прошедшем 22-23 августа сего года в Екатеринбурге III Епархиальном съезде православных законоучителей [1]
24.08.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019