Что за фасадом...

Размышления о современной духовной жизни

Всякий раз когда Россию называют православной страной, возникает ощущение какого-то легкомыслия. Очевидно, что государство, в котором главный национальный праздник - Новый Год, причём не просто новый год, а год какой-нибудь свиньи или крокодила, православным быть не может. По определению.

Как будто по привычке христианской называют и современную западную цивилизацию, хотя и эта характеристика уместна разве что с приставкой - "пост". Вообще, неточности в идентификациях, а то и явные подлоги и подмены - характерный признак современной действительности, где бы и как бы она себя ни проявляла. Так, любопытно, что фактическая стоимость известной компании "Кока-Кола", составляет только 30 проц. от существующей, остальные 70 проц. приходятся на "брэнд", товарную марку, собственно говоря, - на ничто...

К сожалению, такие явления, когда за радужной рекламной оболочкой, в лучшем случае, ничего не скрывается, характерны и для духовной жизни. Чего стоят те же, распространившиеся в 90-х годах практики отчиток и "младостарчества", которые при ближайшем рассмотрении оказывались лишь более или менее успешными коммерческими проектами.

Иногда, "брэнд" - сила, часто... - ложь. Беда, когда приезжая, например, в Оптину Пустынь с намерением встретить старца, паломник встречает там иеромонаха, который не допускает его к причастию, единственно из-за того, что на работе выдали ИНН. Наверное, у кого-то возникнет впечатление, что так оно и должно быть, - авторитет старцев столетней давности создал Оптиной такой непререкаемый имидж, что теперь всякая чушь, исходящая из этого места, выдаётся за эталон неповреждённого православия.

Имидж - вещь обманчивая и опасная. Не стоит забывать, что и Христа распяли люди с имиджем абсолютных праведников. Ни для кого не секрет, что в красочно оформленной коробке может находиться товар самого сомнительного качества. Но, несмотря на это знание, всегда существует реальная опасность - за овечьей шкурой не разглядеть волка, а в повапленном гробе - костей мёртвых.

Весьма характерной в этой связи представляется позиция чукотского епископа Диомида, стремительно стяжавшего славу непреклонного борца за чистоту веры и благочестие. Не хотелось бы останавливаться на содержательной части посланий и воззваний бесстрашного владыки: на первый взгляд в них много такого, с чем легко согласиться, есть с чем поспорить, порой же вырисовываются явные натяжки и профанации. Смущает другое: главными и радостными проводниками его "идей" явились СМИ, в симпатиях к православию которые никак не заподозришь. Острые на язык "московские комсомольцы" придумали даже прозвище - владыка "динамит". Понятно, что "динамит" этот взрывает ни что иное, как Церковь, принадлежность к которой всячески подчёркивается. Впрочем, коллизия, странная лишь на первый взгляд. На самом деле - ничего особенного, если распознать своеобразный комплекс гордящегося тем, что он не фарисей... Несьм якоже прочие архиереи, или сей патриарх...

Естественно, народная поговорка о не очень умном человеке, которого заставили молиться Богу, ни коим образом неприменима к лицу облечённому в высший иерархический церковный сан. Проблема заключается в том, что таких, по-своему честных, не всегда рассудительных, но, как правило, чрезвычайно активных людей, в Церкви уже достаточное количество, чтобы устроить в ней полномасштабную революционную смуту с ярко выраженным оранжевым оттенком. Складывается парадоксальная ситуация, когда борцов с ненавистным либерализмом используют силы, против которых и имитируется бескомпромиссная борьба.

"Пнуть" Церковь - давно считается правилом хорошего тона всякого уважающего себя либерального интеллигента. Стали бы они использовать свою прессу для критики того же экуменизма, если бы она прозвучала в другое время... Скорее всего, критикующего заклеймили бы как нарушителя прав человека, экстремиста и фашиста. Теперь же не за горами 2008-ой год, выборы, и кому-то выгодно, чтобы в их ходе, к беспорядкам политическим прибавились и церковные. Так что, оказывается, из самых благочестивых соображений, незаметно для себя, можно стать участником какого-нибудь "березо-каспаровского" проекта, направленного исключительно на разрушение России.

Кроме того, прослеживается ещё одно, на первый взгляд, малозаметное, но чрезвычайно опасное искушение. Как когда-то, в начале двадцатых годов прошлого века, обновленцы путали свои откровенно антицерковные выпады с вопросами, реально требующими адекватного ответа, так и ныне, идентифицирующие себя как их антиподы, действуют примерно по тому же принципу. Смешение правды, неправды и полуправды, уравнивание важного и неважного - все это создает какой-то нелепый, судорожный фон, хаос, не позволяющий не только разрешить, но и толком сформулировать давно перезревшие задачи. С другой стороны, он - благодатная почва для произрастания разного рода младостарцев, которые у части церковного и, особенно, околоцерковного народа давно заменили законное священноначалие.

Если у человека первый раз пришедшего на исповедь, и, возможно, не читавшего Евангелие, в самом начале разговора спрашивают, имеет ли он российский паспорт, то налицо симптомы опасного духовного заболевания - явный рецидив языческого сознания, причём не у исповедуемого, а у исповедующего. А так как прелесть - болезнь заразная, появляется реальная опасность распространения эпидемии, и, как следствие, ещё одного церковного потрясения. Но это всё, так сказать, внешняя сторона проблемы. Главное и самое неприятное заключается в том, что явление это - ещё одно подтверждение нашей внутренней духовной недоброкачественности. Когда происходит подмена, и на место, по праву принадлежащее исполнению евангельских заповедей, выдвигаются предметы, имеющие к духовной жизни самое опосредствованное отношение, отходит благодать, и естественно, радость, мир, долготерпение (Гал. 5:22) замещаются унынием, злобой и нетерпением. "Христианство", забывающее о Христе, оказывается хуже, чем ничего...

Как ни странно, начало болезни - похвальная ревность о чистоте Православия, которая, однако, при игнорировании евангельской заповеди: "будьте мудры, как змии" (Мф.10:16), легко трансформируется в разновидность своего рода религиозного экстремизма. Всё-таки положение, когда человека приехавшего в монастырь помолиться и успокоиться, вгоняют в очередное стрессовое состояние, нормальным не назовёшь никак. Причём часто, причина болезни - нечестная позиция монастырских насельников, клириков, находящихся в противостоянии своему священноначалию, но воспринимающих это явное каноническое несоответствие лишь как досадное недоразумение. Не всегда и не везде афишируя свои взгляды, и как бы разделив свою жизнь на части: для келейного, официального, прочего употребления, эти странные люди сами себе измыслили какое-то иезуитское искушение - всякий раз быть самим собой не до конца. При всём при том - ощущение своей твёрдокаменной правоты и "церковности", в свете которой даже правящий архиерей воспринимается иногда не более чем помеха, которую до поры до времени можно потерпеть. Это состояние внутреннего раскола, впрочем, удобно вписывающегося в общий хаос современной жизни, пожалуй, опаснее раскола внешнего, когда вещи хотя бы называются своими именами.

На фоне утвердившейся демократической вседозволенности легко теряется само понятие церковной дисциплины. Например, факт, когда в официальном печатном органе Московской Патриархии, газете "Церковный Вестник", некая дама, пусть и по существу, критикует действующего архиерея той же патриархии, представляется, всё-таки, несколько невписывающимся в рамки исторически сложившихся церковных традиций. Не стоило бы в этом вопросе уподобляться своим оппонентам, которые истину в последней инстанции, усматривают единственно в народном мнении. Если бы в своё время в полемике с еретиками, Церковь руководствовалась исключительно доводами "базарного" богословия, мы были бы теперь кем угодно: арианами, монофизитами, но только не православными. В Церкви, как и в человеческом организме, для осуществления функции мышления существует вполне определённый орган - голова; негоже, когда её подменяют ноги, руки, и прочие неприспособленные к этому части тела. Положение, когда всё "благообразно и по чину", когда пастыри пасут пасомых, а не наоборот, представляется всё-таки, как само собой разумеющееся вне зависимости от времени и места происходящего.

В 1990-ом году, накануне выборов нового патриарха, почитаемому старцу нашей Церкви архимандриту Иоанну (Крестьянкину), было видение, которое он никогда, ни от кого не скрывал. Отцу Иоанну явился патриарх Тихон, и, рядом с ним, тогда ещё митрополит Алексий (Ридигер). В руке у патриарха Тихона, от пола до потолка, большой, тяжёлый жезл. Передавая жезл будущему патриарху, святитель Тихон обращается к о. Иоанну: "Вот видишь, какой тяжёлый патриарший жезл. Никто из архиереев не сможет поднять его, кроме митрополита Алексия". Как только митрополит Алексий взял жезл, тот сразу стал раскручиваться и становиться всё меньше, и меньше.

Не нужно быть пророком, чтобы понять, что уменьшающийся патриарший жезл - патриаршая власть, которая чем дальше, тем больше воспринимается многими как нечто подлежащее пререканию, обсуждению и несогласию.

Когда лет двенадцать назад, у того же отца Иоанна спросили, возможно, ли гонение на Церковь в ближайшее время, старец ответил, что нет, но будут предприниматься попытки разрушить её изнутри. Главную же опасность современной жизни о. Иоанн усматривал в грязи, пошлости, как некоем всеобъемлющем механизме самодеградации, без разрушения которого возрождение России невозможно. Так что у наших пассионариев, "борцов за народное счастье", есть обширное поле для приложения своих сил - разумно-активное участие в социальной жизни общества. Возделывание этого поля - вполне адекватная альтернатива работе, которую часть их проводит весьма усердно: подпиливанию сучьев, на которых сами же и сидят.

Обидно, когда из внешне искренних, благочестивых, но внутренне несмиренных побуждений, разрушается Церковь, вернее спасение некоторых, формально к ней принадлежащих. Собственно, не только евангельское обетование (Мф. 16:18), но и исторический опыт доказывает, что уничтожение Церкви невозможно. Возможно разрушение её внешнего строя, оплотов и опор, которыми, между прочим, всегда являлись православные монастыри. Для этого бывает достаточно злой воли и человеческих усилий. Свойство их таково, что они не только раскаявшихся разбойников превращают в монахов, но и по-своему "покаявшихся" монахов - в разбойников.

Россия тогда подтвердит статус православного государства, когда в процессе, который называют иногда духовным возрождением, "православие" её православных граждан будет преображаться в христианство, а не вырождаться в начётничество и шаманизм. Тогда только, когда Евангелие и его заповеди, а не сочетания чисел и суеверные страхи, станут руководством жизни количественно различимой части её населения.
Игумен Даниил (Гридченко), Анастасов монастырь, Тульская епархия
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Даниил (Гридченко):
Обман цветового зрения
Игумен Даниил (Гридченко) о правильном отношении к гомосексуалистам
24.09.2015
Грабли попа Гапона
О реакции некоторых «церковных либералов» на события на Болотной площади
14.12.2011
Все статьи автора
"Обращение епископа Диомида"
Бывший епископ Диомид может быть отлучен от Церкви
Об этом сообщил архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк
28.11.2008
Синод УПЦ принял жесткие решения
Иерархи отозвали благословение на деятельность Союза православных братств Украины и выдвинули обвинения против епископа Ипполита (Хилько)
12.11.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019