Великий Князь Сергей Александрович и Преподобный Серафим

29/12 апреля - день рождения Великого Князя Сергея Александровича

Накануне 150-летия со дня рождения Великого князя Сергея Александровича Романова уместнее всего вспомнить о том, что в его личности было сознательно направлено к вечному. Конечно, надо вспомнить о том, что он, как рыцарь без страха и упрека, служил Богу, Царю и Отечеству. Он был мужем преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Наконец, его отличало личное благочестие и любовь к русским святым. Одним из самых почитаемых был для него преподобный Серафим Саровский. Недаром князь Сергий вместе с Елизаветой Федоровной вместе с царской семьей и всем народом был приведен Богом в Дивеево в незабываемые дни 1903 года.

Великий Князь Сергей Александрович История России последних веков непостижимым образом связана с таинственным апостольским словом об "удерживающем теперь": "Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Фес. 2;7). Всемирный человеческий опыт не ясно ли показал, против кого, иногда вопреки всякой, казалось бы, логике, восставало мировое беззаконие? На кого накатывали - волна за волной - мировые и иные войны? - Это была Россия, Это была Русская Православная Церковь, это был православный русский народ. Но это были и ее великие православные самодержцы, которые первые чувствовали направленный против Веры и Отечества удар, первые принимали этот удар на себя. Они и удерживали. Удерживать беззаконие, не допустить его разгула в мире век от века становилось все труднее. Только Россия, с ее православным укладом жизни, с ее материальной мощью и геополитическим положением одна была в силах "удерживать". И тогда, как и в нашем жестоком веке, когда беззаконие уже почти не скрывается под маской, удар стал направляться против конкретных личностей, от которых более всего зависело состояние дела: удерживать или не удерживать. Началась изматывающая борьба скрытых тьмою и во множестве своем обезличенных "рыцарей" плаща и кинжала, с одной стороны, и личных, но ответственных перед Богом волевых устремлений - с другой. Посягали на здоровье, на покой, на свободу действий. Когда ничего не помогало - на самое жизнь. Последние два века до революции лишь русское самодержавие в лице избранной Богом семьи Романовых одно сознавало и чувствовало в полной мере, как близко прореченное Апостолом Павлом "беззаконие", как оно кровожадно и напористо. Эта семья и приносила самые большие жертвы. Во-первых, это были самодержцы, пытавшиеся сохранить Православие и самостоятельность России в мире. Император Павел Петрович был первым, кто пал от коварной руки невидимого врага. Его убили в собственном замке и объявили едва ли не сумасшедшим. Таковым его и считали почти два столетия. Второй жертвой стал Император Николай Первый, умерший далеко не старым и крепким еще человеком неожиданной смертью как раз в момент напряжения всех сил России в Крымской войне. Далее Император Александр Второй был уже открыто убит террористами в 1881-м году. На 49-м году жизни умирает в Крыму человек богатырского здоровья - Император Александр Третий. Наконец, вместе со всей семьей приносится в жертву за Православную Россию последний Император - Николай Второй. Бог лишь один знал, чего стоило нашим царям русским "удерживать тайну беззакония", какого накала и напряжения достигала Промыслом Божьим попускаемая неравная борьба. Но и кроме самих Императоров, сколько Романовых отдали жизни в этой борьбе! Многие из них уже просияли в лике святых: Императрица Александра, Великие княжны Анастасия, Мария, Ольга, Татиана, Наследник престола Алексий, Великая княгиня Елизавета. Русской Зарубежной Церковью прославлены в лике святых сыновья Великого князя Константина - Константин, Игорь и Иоанн. Наконец, можем ли мы забыть еще одно замечательное имя - Великого князя Сергия Романова? Его жизнь, личность и подвиг еще предстоит нам осмыслить.

Самое главное в его жизни связано, конечно, с преподобномученицей Елизаветой, его женой. Долгие годы терпеливо князь Сергий - нет, не вел ее к Православию из чужеземной веры. Он сам, его любовь и его личный пример святой жизни подвигли чуткую душу Елизаветы Федоровны к приятию новой веры, в которой ей и суждено было прославиться у Бога, за которую отдала она свою жизнь. Роль, которую Господь отвел князю Сергию в совершении этого чуда - превращению уроженки протестантской Германии в святую мученицу за Православие в России - пока не осмыслена по-настоящему. Другое большое дело его жизни - Русское Палестинское общество, которым он руководил, отдавая все силы души и воли, в течение многих лет. Обе жизненных задачи Великого князя таинственно связаны между собой. Именно в Иерусалиме, рядом с Гробом Господним, еще при жизни захотела быть похороненной протестантка Елизавета, его жена. Там и упокоилась Великая русская княгиня, преподобномученица Елизавета Романова. Наконец, едва ли не главнейшее: революционные круги не без оснований считали главой "партии сопротивления" Московского генерал-губернатора Великого князя Сергия. Да, смеем думать, Великий князь был не только украсителем Москвы, при котором снова, как древле при Святой Руси, засияла благочестием древняя столица, - он был главой сопротивления - чему? - мировому беззаконию, ставившему первый глобальный эксперимент именно в России. За это и принял мученическую смерть сто лет назад - от руки террориста Каляева.

Пока не опубликованы архивные документы, мы мало знаем о почитании Великим князем Сергеем Александровичем Романовым русских святых. Знаем лишь о его личном благочестии. О том, что особенно почитал он преподобного Сергия и его ученика - преподобного Савву, монастырь которого находился недалеко от родового имения Ильинское. Большое место в его жизни занял и преподобный Серафим Саровский, в прославлении которого Великий князь принял самое деятельное участие. Присутствие на торжествах во дни прославления преподобного в июле 1903 года стало большим событием в жизни Великого Князя Сергия и вел. кн. Елизаветы. Государь Николай Александрович отметил в своем дневнике: "15 июля в 71/4 тронулись в путь на богомолье в Саровскую пустынь... 16 июля... Утром в Москве к нам сели в поезд дядя Сергей и Элла..."

О пребывании в Сарове князя Сергия и княгини Елизаветы дают воспоминания архимандрита Сергия Страгородского: "Из-за угла вылетела тройка: подъехал встречавший на границе губернии губернатор. Вскоре за ним оттуда же показалась четверка, а в открытом ландо царь и царица. Непосредственно за ними еще четверка, на которой приехала царица-мать. Далее - экипажи с великими князьями и княгинями... Когда государь приблизился к воротам, на минуту звон прекратился, владыка митрополит сказал краткое приветствие, царственные особы приложились ко кресту, приняли кропление святой водой, поздоровались с владыкой и впереди прежней духовной процессии, при звоне колоколов, при пении "Спаси, Господи, люди твоя..." направились в Успенский собор. От ворот до собора направо стояли духовенство, хоругвеносцы, дивеевские монахини, народ; налево - саровские иноки, духовенство и народ. Момент - в высшей степени торжественный... По приходе в собор - краткое молебствие и многолетствование.

По желанию государя, из собора его провели в церковь Зосимы и Савватия... И государь со всей царственной фамилией здесь впервые преклонился пред угодником Божиим... Владыка митрополит осенил всех крестом, один из саровских иноков, в мантии, поднес государю при входе во дворец хлеб-соль (черный хлеб на деревянном блюде)... И обитель с этого момента приняла в свои стены августейших гостей... На торжества в Саров прибыли также великие князья Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной, Николай Николаевич, Петр Николаевич с Милицей Николаевной, Петр Александрович Ольденбургский с великой княгиней Ольгой Александровной, Георгий Максимилианович Лейхтенбергский с Анастасией Николаевной".

На следующий день князь Сергий с княгиней Елизаветой задолго до официальной церемонии посетили церковь. И были вознаграждены за свое рвение. Архимандрит Сергий вспоминает, как священнослужители ранним утром перенесли гроб, в котором пребывали мощи преподобного, в часовню. "Мы с отцом Никоном крышку принесли немного пораньше гроба, минуты на две - три. В часовне было несколько монахов, иереев... Пришли офицеры из охраны... Вдруг сюда же входят военные генералы, дамы, барышни... Я стоял у крышки и не обратил сначала особенного внимания... Но всматриваюсь... И что же? Это - великий князь Сергий Александрович с великой княгиней Елизаветой Феодоровной, и великая княгиня Ольга Александровна с принцем Петром Александровичем Ольденбургским. Тронули они нас всех до глубины души... Когда им ответили, что принесли гроб, в котором лежал в земле преподобный, они преклонились перед крышкой гроба (а гроб опускали в могилу), целовали ее. В гробу, от ветхости его, есть нечто вроде праха, пыли... Они брали эту пыль, завертывали ее в бумажки и уносили с собой... А великий князь Сергий Александрович даже помогал опускать гроб в могилу..."

Гроб со святыми мощами преподобного был перенесен в Успенский собор из церкви святых Зосимы и Савватия Крестным ходом. Вместе с Государем Николаем Александровичем гроб нес Великий Князь Сергий. Великий князь был человеком горячей веры. Как и другие, веровавшие в заступление Божиего угодника Серафима, он унес с собою частичку гроба преподобного.

Кроме того, ему была подарена великая святыня - мантия преподобного Серафима, которая по возвращении из Дивеева была выставлена для всеобщего почитания в Большом Успенском соборе Кремля. В то время многие москвичи, приложившись к ней, получили исцеление от болезней. Впоследствии мантия была перевезена в храм св. пророка Божия Илии, который находился в имении Великого князя - селе Ильинском. Мантия преподобного Серафима осеняла Сергея Александровича и после его мученической кончины: она была положена в храме-усыпальнице Великого князя.

19 июля 1903 года архимандрит Сергий записывает в своем дневнике: "Вдоль толпы иногда проходит В.К.С. (Великий князь Сергий - В.М.) и раздает народу книжки и листки...".

Князь Сергий и княгиня Елизавета были свидетелями многих чудесных исцелений, происходивших у мощей преподобного Серафима. Например, на следующий день после прославления в Успенском соборе мать немой девочки отерла своим платком гроб с мощами преподобного, а потом лицо своей дочери, и та сразу заговорила. В письме из Сарова княгиня Елизавета писала: "...Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру! Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как они молились, как плакали - эти бедные матери с больными детьми, - и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать!"

Как и все присутствовавшие, Великий князь Сергий подал поминание о здравии своих самых близких. Известно, что в его поминальной записке были имена братьев Павла и Владимира, племянника Дмитрия, племянницы Марии, Великого князя Константина Константиновича и жены Елизаветы.

Как трогательно нам, сегодняшним, читать об этом, о том, что князья царской крови были столь тесно слиты со своим народом - в обычной молитве, в поминальной записке, в благоговейном отношении к общим нашим христианским святыням. Верится, что преподобный Серафим, некогда предрекший, что в Дивеево на прославление его мощей приедет царская семья, не оставил своей молитвой к Богу Сергея Александровича и после его трагической гибели, как не оставляет он и тысячи простых православных людей с чистым, искренним сердцем и верой.

О святости жизни Великого князя свидетельствовали уже его современники, которые увидели в его смерти подвиг мученичества. Мученический характер его кончины сразу почувствовали современники. Так, протоиерей Митрофан Сребрянский записал: "7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новом мученике царствующего дома великом князе Сергие Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!"

Три года спустя, в 1907 году, протоиерей священномученик Иоанн Восторгов в день памяти преп. Сергия Радонежского сказал: "Сегодня именины преподобного отца нашего Сергия, память святых мучеников Сергия и Вакха; в честь одного из них и назван великий Радонежский подвижник и всея России чудотворец. Не вспоминается ли нам невольно умерший смертью мученика, соименный преподобному Сергию и имевший его небесным покровителем, царственный витязь и подвижник за землю русскую благоверный Великий Князь Сергий Александрович... В этот час заупокойного о нем моления, продолжая в любимой им Москве любимое им дело, мы призываем его светлый дух, и, приобщая его к радости подвига во имя Церкви и России, мы уповаем на невидимое его нам вспоможение духом его любви, его загробного дерзновения в молитве к Богу".

А архимандрит Анастасий в память о Великом князе сказал, что злодеи хотели запятнать Кремль царственной кровью, но лишь "создали новый опорный камень для любви к Отечеству", дали "Москве и всей России нового молитвенника".
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Мельник:
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019