Чем бы дитя не тешилось?..

Нерадостные заметки о новой детской игрушке

Кукла... У какой девочки при этом слове не блеснут радостно глаза! Какая мама не вспомнит с легким вздохом свое детство и свою "дочку" Катю, которую заботливо пеленала, купала, укладывала спать и кормила понарошку из бутылочки! Кукла - это радостные воспоминания детства, это лучшая подружка, это, если хотите, первая ступенька для маленькой девочки к материнству.

Дело в том, что традиционная кукла - это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает "дочку", кормит, укачивает и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины - материнство.

Времена изменились, изменились и куклы. Нет, есть еще в магазинах круглолицые, розовощекие "Аленки" и "Катюши" с наивно-трогательным выражением кукольного личика, которых так и хочется прижать к себе и убаюкать... Но возникает это желание, похоже, лишь у мам. Современные девочки больше тяготеют к "раскрученным" "беби-бонам", "беби-анабелям". И хотя резиновые пупсы весьма натуралистичны и похожи на младенцев (что, по мнению психологов, не очень хорошо для детской психики), это скорей дань моде. Подавляющее большинство девочек довольствуется китайскими аналогами, которые вполне приличны (в смысле внешнего вида) и довольно симпатичны. А главное с ней можно играть в "дочки-матери" - самую любимую игру девчонок.

Я не случайно сделала акцент на слова "можно играть", потому что с пресловутой, порядком надоевшей Барби, так играть нельзя. Об этом неоднократно писали и говорили опытные педагоги, психологи, психиатры. И, слава Богу, не напрасно. Интерес к иностранке Барби у наших мам и их дочек стал заметно угасать: родители поняли, что несет с собой образ Барби. Во многих и многих семьях от нее отказались решительно и бесповоротно, иные родители пошли более трудным, но не менее верным путем. Мне рассказывали случай, когда усилиями рукодельной, изобретательной мамы расфуфыренная и вызывающая красотка превратилась в скромную русскую красавицу в традиционном сарафане и кокошнике. И это не удивительно. Лучшие качества человеческой души, которые уважались и ценились нашими предками, которые прививались детям от поколения к поколению (через игру, кстати, тоже), заложены и в наших генах. И часто заявляют о себе сильнейшим неприятием чужеродного. Поэтому, к недоумению либералов и демократов, и не прививаются до конца самые продвинутые модные западные веяния в наших душах. Но, к великой скорби, очень многие из этих дурных плевел прорастают и больше всего в душах наших детей. Это очень четко сформулировал Гитлер: "Кто обладает молодежью - тот обладает будущим". И если с Гитлером в ходе Великой Отечественной было покончено, то лозунги его продолжают жить и процветать. Кто же обладает нашей молодежью теперь?

Конкурентки. Барби отдыхает...

Кукла БратцГолова гидроцефала, короткое туловище, непропорционально длинные ноги с неестественно большими стопами. От чудовищных диспропорций тела ваше внимание тщательно отвлекает макияж, выполненный в лучших традициях ночной Тверской. Про лицо надобно сказать особо. Огромные в пол-лица глаза с похотливо-зазывающим выражением, ярко-накрашенные, чувственно-выпяченные губы и почти полное (!) отсутствие носа (в наше время даже люди, далекие от медицины, знают, что провалившийся нос - последствие тяжелой формы сифилиса. А.Ж). Добавьте сюда соответствующую одежду: пеньюары на бретельках, кожаные ботфорты а ля "Красотка" (одноименный фильм из жизни проститутки), низкие, по "самое некуда" брюки, коротенькие юбчонки и высоченные каблуки. Нет, картина еще не полная. Мобильный телефон в виде полных сочных губ "сладкий поцелуй", набор одежды "Искушение" и коротенькая визитная карточка, поразительно напоминающая что-то типа: "Позвони мне, если скучаешь один!"

"Угадай, почему меня и моих подружек прозвали "Карамельки"? Правильно, ведь мы такие яркие, сладкие, игривые и... немного легкомысленные - настоящие карамельки!". Что вам приходит в голову при этих словах?

Отнюдь. Это не из порножурнала для извращенцев. Это всего-навсего новая, очень модная.... кукла. Кукла Братц.

Когда прошел мой первый шок от знакомства с этой "безносой карамелькой", я, не без внутреннего содрогания, начала изучать историю создания этого, простите, "шедевра" кукольной индустрии. Мне стало действительно интересно: чем нужно руководствоваться, чтобы изобрести этакого урода да еще напичкать его всеми атрибутами "ночных бабочек"? Либо нужно очень не любить детей, в частности девочек, либо... любовь тут не при чем.

Когда делаешь бизнес, о любви нужно забыть

"Марка Bratz (далее Братц) принадлежит американской кампании MGA - Micro Games of America - микроигры Америки, основанной в 1979 году. MGA - это детище Исаака Лариана, президента и исполнительного директора кампании.

Куклы были выпущены на рынок США в июне 2001 года. Основной идеей дизайнера было создать кукол, отвечающих сегодняшним тенденциям молодежной моды и в целом поп-культуры. Название кукол - производное от английского Brat (презрительное или игривое обозначение нахального, бесстыдного, неуправляемого ребенка) отражает характер всех пяти кукол. Девиз прогрессивных кукол - "Без ума от моды".

Целевая аудитория кукол Братц - это возрастной сегмент девочек от 8 до 13 лет, которые уже перестали играть в классические куклы и пупсы, а приоткрывают дверь в мир юности с ее страстью к моде, тусовкам и вечеринкам. Куклы Братц - это тот продукт, который приближает подрастающих девчонок к столь притягательному для них миру во всех деталях и аксессуарах.

Рост компании составлял от 40 до 60% ежегодно, хотя сейчас Лариан оценивает рост своей компании между 200 и 300% в год. В действительности оборот Братц будет составлять более одного миллиарда долларов в год, а, учитывая остальную лицензионную продукцию по этому бренду, оценка стоимости Братц будет около 3 миллиардов долларов.

Для девочек младше 8 лет выпускаются Lil Bratz - малышки Братц для младшего возраста. [1]

А вот что вещают СМИ о куклах Братц:

"Конечно же, вокруг Братц ведутся споры. Некоторым, например, не нравится, что у куколок вызывающий макияж и надменное выражение лиц, как бы говорящее: "О, как я устала от всего и от всех!" Некоторые мамы также возражают против чересчур модного снаряжения у виниловых красоток. Как бы там ни было, и что бы ни думали мамы, большинство людей обожает малышек Братц, и с этим уж ничего не поделаешь.

Раньше Барби безраздельно властвовала, но теперь ей на смену пришли куклы Bratz с волосами до пояса, матовыми губами и почти безносые. У кукол постоянно появляются новые коллекции одежды и новые парни (Кэмерон, Коби и др., которые составляют серьезную конкуренцию Кену!). Новые куклы ставят акцент на моде (их девиз - "Девчонки со страстью к моде!"), косметике и нарядах. Категория девочек, играющих в Bratz - 10 - 13 лет. Даже если мама не позволит девочкам одеться, как Бритни Спирс, то они так могут одеть свою куклу". [2]

Итак, наше знакомство состоялось. Предприимчивый человек, удачливый бизнесмен Исаак Лариан, сделав ставку на "страсть девочек к моде", и тягу к примитивной поп-культуре, сколотил себе состояние. При этом он очень хорошо понимал: чтобы заставить весь мир покупать своих уродцев, нужно назвать уродливое экстравагантным, а откровенно похабное модным. То есть провести масштабную акцию по манипуляции сознанием. Что он успешно и беспрепятственно провернул. А любовь к детям... Она тут не при чем. Ведь когда делаешь бизнес, о любви нужно забыть.

"А король-то голый..."

Оказывается, манипуляция массовым сознанием происходит очень просто.

Бывают идеи, которые как-то подозрительно быстро овладевают массами. Причем, идеи явно бредовые, которые человек в здравом уме и твердой памяти поддерживать не может. Как же эти идеи внедрить в сознание масс, перевернуть, так сказать все с ног на голову и назвать черное белым? Путем обыкновенной долбежки, которая приводит к потере здравого смысла. Есть такой известный американский эксперимент: тебе показывают квадрат, но десять человек, один за другим уверяют, что это треугольник. И когда очередь доходит до тебя, ты, поверив в коллективный разум, заворожено вторишь: "Треугольник...". Самый же известный и нехитрый пример такой мошеннической манипуляции описан у Г.Х. Андерсена в известной всем сказке "Голый король". И таких примеров оболванивания людей можно привести сколько угодно.

Для проникновения в наши дома большеголового уродца, понадобились даже не очень сложные приемы, а уже хорошо проверенная на потребителях рекламная кампания. Звукозаписывающая студия Братц "Рок Ангелы" с альбомом в стиле "поп", созданным специально для девочек-подростков и затрагивающий жизненные ценности подростков (кстати, сразу после выхода альбома, в продажу выходит новая линия кукол). Настольные и компьютерные игры, пазлы для детей всех возрастов, мультсериал на ТВ, театральное представление о кукольной жизни Братц и, наконец, звание Народного Товара в Америке - все это для того, чтобы заставить родителей поверить, что куклы необходимы их девочкам, а, главное, востребованы. Ведь в последнее время в обществе сформировалось такое неосознанное желание "соответствовать уровню". Уровень - это то, что супер-модно, престижно, принято в "культурном обществе". Вот только никто не рассказывает людям о том, "уровень жизни", которому нужно соответствовать, является коммерческим проектом тех, кто "заказывает музыку", и на поверку оказывается весьма далеким от действительно культурного общества.

И, как следствие, результаты. Вот сравнительно недавняя публикация в прессе:

"...Выбирая подарок дочке, я сама ни за что не обратила бы на эту куклу внимания. Первое впечатление удачным не назовешь - урод какой-то. Второй отпугивающий момент - цена.

...у Братц минимальная цена - 560 рублей. За более чем полтысячи рублей получаешь самую страшную... В здравом уме я бы ни за что не стала рассматривать эти куклы". [3]

Реакция мамы-журналистки поначалу самая, что ни на есть здоровая. Действительно, платить немалые деньги за реально уродливую кукольную болванку и одновременно пытаться убедить себя, что игрушка, если приглядеться, выглядит сносно - занятие весьма опасное для собственной психики, а заодно и для кошелька. Но... желание побаловать ребенка модной игрушкой пересиливает здравый смысл и героине статьи приходиться утешать себя тем, что кукла "вроде бы ничего, симпатичная".

Это так знакомо! Как часто нам, увлеченным чем-нибудь модным, услужливо разрекламированным, не хватает той элементарной детской честности и непосредственности, чтобы признаться самим себе: "А король-то голый!".

Чем бы дитя ни тешилось?..

Ну, а теперь о самом главном. В последнее время медиками, педагогами и специалистами в области развития и воспитания детей очень много ведется разговоров о здоровье и правильном, гармоничном развитии личности. Так вот, игрушка играет огромную роль в воздействии на психику, а, следовательно, и на общее самочувствие ребенка. Вот что говорят по этому поводу специалисты Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета.

"Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

...Кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Именно на это обстоятельство нужно прежде всего ориентироваться при выборе игрушки.

В последнее время ставшую уже традиционной Барби все более вытесняет кукла Братц, которая представляет собой девушку-подростка с утрированными чертами и ярким макияжем. У нее огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Братц, как и Барби, обеспечена всем необходимым дамским "имуществом": к ней прилагаются ультрамодные предметы одежды, разнообразные сумочки, сапоги (которые одеваются и снимаются вместе с частью ноги), мобильные телефоны, косметички, расчески и пр. Все это провоцирует желание девочек постоянно расширять его и накапливать не только самих кукол, но и кукольный гардероб, тем более что разнообразие и того и другого достаточно велико).

Проблемы, связанные с этими куклами не только в том, что они вызывающе выглядят, но и в том, что они подменяют настоящую наполненную фантазией детскую игру достаточно примитивным чисто внешним позерством. Ведь игра - это не развлечение, а трудоемкий процесс, и наибольшее удовлетворение дети получают от особо напряженной работы фантазии. Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии самого ребенка. Кукла навязывают свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребенку даже создать свой замысел. Игра заменяется манипулированием. Кукла сама диктует ребенку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силен, что ребенок попадает под его влияние.

Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша". [4]

Еще один на первый взгляд курьезный, а в целом опасный момент. У куклы Братц для переобувания предусмотрены... запасные ноги (!). Да-да, Рядышком в коробке стоят заботливо упакованные стопы в других туфлях. Это чтобы детишки с переобуванием не мучились. Обратите внимание, родители, такого в детских игрушках еще не было! К тому, что телевидение и видеоигры предлагают нашим детям лицезреть расчлененные тела, нас уже приучили, хотя мы еще и пытаемся хоть как-то оградить их от этого. Но теперь все иначе. Так мило, по-домашнему, то же расчленение, только в розовой обертке для куклы. Может быть, кто-то пожмет плечами и увидит в этом лишь дурной вкус производителей, а между тем все гораздо серьезнее. Ребенок с рождения естественным образом понимает, что нельзя никому причинять боли, этому же его учат родители. Также родители учат его относиться бережно к своему телу, заботиться о своем здоровье. Игры со сменой частей тела могут перевернуть понятие о том, что "если оторвать ногу - это больно и страшно". Вместо этого они усваивают другую модель поведения: ногу можно запросто заменить другой. У детей с пограничным состоянием психики (а по оценке детских психологов таких детишек у нас сейчас очень много) такое "прикольное переобувание" может разжечь дремлющие садистские наклонности. Таким образом дети утрачивают чувство сопереживания чужой боли и вместо сочувствия прорастают семена бесчувствия и жестокости. И действительно: сначала не жалко куклу, потом кошку, потом папу с мамой...

Не секрет, что на рынке игрушек нет сейчас никакого контроля за качеством и безопасностью продукции. Не секрет, что российское производство игрушек сведено к нулю, а на наших детях "делают деньги" китайские производители сомнительных резиновых пупсов и зверушек, нередко содержащих, например, фенол. "Делает деньги" на продаже своих безвкусных "оторв" и г-н Лариан, а также многие другие производители всевозможных отвратительных, но "супер-модных" игрушек.

Но, слава Богу, человек наделен свободой выбирать добро или зло. И только от родителей зависит, какую куклу-подружку введут они в свой дом. Ту, которая научит девочку быть матерью, любви к детям и станет прообразом будущего ребенка или ту, которая носит название нахального, бесстыдного, неуправляемого ребенка. В этом случае вряд ли стоит удивляться, если Ваша восьмилетняя дочь заявит Вам, что хочет иметь "все что должно быть у настоящих тусовщиц: игровые наборы, куча одежды, диски, караоке...". А также, что ей тоже, как и куколкам, хочется "посещать суши-бары, салоны спа, ретро-кафе; ездить на лимузинах, заниматься серфингом, смотреть DVD и играть в видеоигры!" А заодно менять парней (которые заботливо предусмотрены для Братц), раскрашиваться убойным макияжем и быть без ума от моды... Вряд ли стоит от девочки, впитавшей образ куклы Братц, ожидать таких добродетелей как уважение к родителям, послушание, забота о близких, хорошая учеба и помощь по дому. Обо всем этом придется забыть, ведь у Братц свой мир, куда родителям вход строго воспрещен!

P.S.P.Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало - старинная русская поговорка. Только вот не придется ли плакать после забав дитяти нам, родителям?

Использованный материал:

1 - http://s-bratz.narod.ru/fan.html
2 - http://bratz-forever.narod.ru/newsbratz.html
3 - pressa.irk.ru
4 - Журнал "Мама и малыш" N11, 2005 "Куклы нашего времени" /Елена Смирнова, Руководитель Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, д. психол. наук. Елена Абдулаева, Методист учебно-методического Центра игры и игрушки

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анна Журавлева:
Проснуться сиротой...
Трагедия самоубийства лишенной детей матери
02.08.2011
«Довести до сведения властей отрицательное отношение родителей к Форсайт-проекту «Детство 2030»
В Балашихинском районе обсудили реформу в системе образования
12.01.2011
Профессиональные родители: зарплату получит достойный
Зато «не справившихся» с воспитанием собственных детей государство сможет «уволить»
10.12.2010
Все статьи автора
Последние комментарии
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019
«Я убит подо Ржевом…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.12.2019
Скоро опять появятся профессиональные диссиденты
Новый комментарий от NNNN
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сергей Житинский - вебмастер РНЛ
04.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019