Покровитель русского воинства

26 октября / 8 ноября - память великомученика Димитрия Солунского

Новости Москвы 
0
408
Время на чтение 7 минут
Вмч.Димитрий Солунский. (мозаика) Ок.1113. ГТГСвятой великомученик Димитрий Солунский - один из самых почитаемых греческих и славянских святых - был сыном римского проконсула в греческом городе Фессалоники (современные Салоники, славянское название - Солунь). Родители будущего святого (есть мнение, что они были славянами) являлись тайными христианами и воспитали сына в вере. Когда умер отец и Димитрий достиг совершеннолетия, римский император Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в образованности Димитрия, военно-административных способностях будущего святого, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого правителя, состояла в обороне города и истреблении христианства. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого".

Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и пред всеми исповедовал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. При защите города Димитрий всегда шел первым, возглавляя войско, и был почитаем даже язычниками как сын богов. Составитель жития святого Метафраст говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно тот основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда император Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин и многих римских подданных обратил в христианство, его гневу не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, дабы расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного", а сам предался посту и молитве, готовясь к принятию мученического венца. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой св. вмч. Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика и воздвигнуты для поклонения в храме. С VII века от святых мощей великомученика, помещенных в специальной раке, начинается чудесное истечение благовонного мира, от которого происходят исцеления болящих и страждущих. Миро истекало столь обильно, что пришлось выстроить для него мраморный бассейн, откуда оно собиралось в амфоры. С того времени св. Димитрия стали называть Мироточивым.

...Удивительно ли, что освобождение Греции от четырехсотлетнего турецкого ига совершилось в день памяти этого святого?

Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь, но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни грозным светлым юношей, обходившим стены и внушавшим ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. Так, сербы и болгары называют его отечестволюбцем славянских народов.

+ + +

С именем великомученика Димитрия Солунского связаны первые же страницы русской летописи. Когда вещий Олег в 907 году разгромил греков под Константинополем, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством великомученика Димитрия. В старинных русских былинах святой Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Дмитриевский собор во ВладимиреВ 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, возвел во Владимире Дмитриевский собор. Вот как пишет об этом древняя летопись: "Постави церковь на своем дворе св.Димитрия в свое имя и украси ю дивно иконами и писаньем, и принес доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю на здравие немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи"...

Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира, увы, лишь в качестве музея...

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Успенского собора г.Владимира, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представлен помощником русских в борьбе с Мамаем. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского, назвавшего старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский, воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, на его месте был воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом и защитой Отечества, само его имя было символом патриотизма. Святой изображается на иконах в виде воина в доспехах, с копьем и мечом в руках. В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского. Великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Молитвами своего небесного покровителя святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368 и 1373 гг.), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (1380 г.) что положило начало сплочению русских земель вокруг Москвы.

Князь Димитрий Донской был почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.

В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. (В этом году отмечалась Русской Православной Церковью 28 октября по н.с.) В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

+ + +

Церковь вмч.Димитрия Солунского (греческая) в 1913 г. Фото К.БуллыКак и по всей России, почитался великомученик Димитрий и в Санкт-Петербурге. Великолепный храм в византийском стиле во имя вмч.Димитрия Солунского был возведен в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте в 1865 году для греков, проживавших в столице. Здесь неукоснительно соблюдались древнегреческие церковные традиции. Церковь закрыли в 1938-м, но храм сохранился и в войну. Хотя фашистская авиабомба, пробив главный купол, врезалась в мраморный пол, она чудом не взорвалась. После окончания Великой Отечественной войны авиабомбу благополучно извлекли. Храм простоял до начала 1960-х годов, когда началось его окончательное уничтожение. Церковь несколько раз безуспешно пытались взрывать, и в конце концов разобрали как "малохудожественную" для строительства на ее месте Большого концертного зала "Октябрьский"...

Другой Дмитриевской церкви, расположившейся в Коломягах, повезло больше. Этот красивый деревянный храм на окраине города не закрывался в советское время и действовал даже во время блокады Ленинграда. Ее настоятелем во время Великой Отечественной войны и блокады был протоиерей Иоанн Горемыкин, подвижник недавнего прошлого. Отцу Иоанну было 72 года, когда началась война. Несмотря на возраст, блокадный голод, он каждый день пешком добирался с Петроградской стороны в храм и совершал богослужение.

Димитриевская церковь в КоломягахПрихожане свидетельствовали, что отец Иоанн нередко отдавал свой паек голодающим. А когда батюшка совсем обессилел, его привозили в церковь на саночках, и он служил... Мы можем только догадываться, сколько слезных молитв было вознесено в те скорбные годы перед местночтимой иконой великомученика Димитрия о победе русского оружия...

Своему сыну Василию, работавшему главным инженером одного из военных заводов Ленинграда, протоиерей Иоанн сказал: "Как это так, все идут защищать Родину, а мой сын будет отсиживаться?" И В.Горемыкин пошел на фронт. Узнав об этом, командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А.Говоров приехал в коломяжскую церковь благодарить настоятеля за сына. Божьей милостью отец Иоанн прожил после блокады еще четырнадцать лет и был погребен у стены храма, который не оставил в самые трудные годы.

Дмитриевская церковь в Коломягах открыта и сегодня, а несколько лет назад в дар этой церкви из греческого храма св.Димитрия Солунского города Салоники была передана частица святых мощей почитаемого нашими народами великомученика.

И в заключение еще один знак исторического преемства: вновь сооруженный на Малой Охте в Санкт-Петербурге Успенский храм, посвященный жертвам блокады Ленинграда и являющийся памятником воинской истории России, своим архитектурным обликом и белокаменными стенами напоминает древний Дмитриевский собор во Владимире...
Подготовила М.Михайлова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28