Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чтимая святыня

Русская народная линия

27.09.2006


14/27 сентября - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня …

Мы являемся свидетелями возрождения на Руси православной веры, строительства и реставрации храмов, возвращения утраченных и появления новых святынь. Этот рассказ посвящен особому роду почитаемых православных святынь - кресту-мощевику.

Историческая справка. Крест-мощевик - крест, в древо которого помещены частицы мощей святых. Соединение мощей с орудием спасения человеческого рода свидетельствует о том, что человек, служивший Христу в продолжение своей земной жизни, и по отшествии в вечность остаётся в единении с Ним не только своим духом, но и телом. (Мощи - от слав. мошть т.е. сила; останки умерших святых. Буквально - силы, способные творить чудеса).

Кресты-мощевики появились на Руси в древности. Поначалу это были нательные кресты - энколпионы (греч. - находящийся на груди), наперсник. Это небольшое изображение креста, Богородицы, святых, носимое верующими на груди. В энколпион полагали мощи святых, просфору в честь Богородицы. В последнем случае энколпион называли панагия и панагиара. Энколпионы существовали в средние века у русских и греков.

В Православной энциклопедии (том Русская Православная Церковь./ Русское церковное искусство X-XX вв./ IV. Церковное искусство малых форм X-XX вв. М.,2000) читаем: с домонгольского времени известны кресты-тельники небольшого размера, предназначенные для ношения под одеждой; наперсные кресты; кресты-энколпионы, содержащие частицы святых мощей; кресты напрестольные, воздвизальные, запрестольные выносные и др. Наперсные мощевики-энколпионы появились не позднее IV в. и первоначально имели форму ящичка-ковчега. Крупные наперсные кресты-мощевики в XVII-XVIII вв. носили монахи.

Напрестольные кресты, как явствует из их названия, полагаются на престолах, в них вкладывались святые мощи. Напрестольные кресты могли также служить в качестве воздвизальных в праздник Воздвижения Креста Господня; если в храме имелся особый воздвизальный крест, он хранился в ризнице. Воздвизальные кресты с частицей Истинного Креста Христова (Крестного Древа) или святыми мощами исполнялись из дерева и покрывались богатыми окладами с лицевыми изображениями, выполненными в разных техниках. Одним из древнейших русских крестов такого типа был крест прп. Евфросинии Полоцкой в золотом окладе с перегородчатыми эмалями (мастер Лазарь Богша, 1161 г., пропал в 40-х гг. ХХ в.).


В культурном слое средневековой крепости Москвы были найдены нательные кресты двух типов - это небольшие крестики из металла и камня и крупные кресты- энколпионы (вместилища для мощей).

Вкладная книга монастыря Муромского Спасского монастыря повествует о кресте, хранившемся в обители: "Лета 7201 (1693) марта построенъ сей крестъ Господень с мошми Спасова монастыря что во граде Муроме вкладчика стольника Василия Ивановича Черткова при архимандрите Аврааме."

Епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов; + 2000) в своей книге "Правдой будет сказать" пишет:

"Русская Православная Церковь с древних времен свято почитала множество честных останков Богом прославленных людей. Подтверждение тому - обилие крестов-мощевиков и ковчежцев как в монастырях, так и во многих храмах Руси. Благочестивая традиция прошлых лет заставляла православного человека буквально искать подобные святыни везде и припадать к ним, подобно тому, как к живительным источникам влаги стремится и утоляет жажду уставший путник".

+ + +

Сейчас на наших глазах Церкви возвращается многое из утраченного в безбожное лихолетье.

Древний крест с частицей мощей святого великомученика целителя Пантелеимона появился недавно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре. Эта святыня XIV века, родовая реликвия бояр Hащокиных, была подарена к пятнадцатилетию обители московским благотворителем.

В монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев, возведенный в урочище Ганина Яма, на месте уничтожения останков Царственных Страстотерпцев, был недавно передан чудотворный Крест-мощевик с частицами мощей сорока угодников Божиих. Это - семейная святыня Царского Дома.

Традиции возрождаются, несколько лет назад в Никольском храме Петропавловска-Камчатского был сооружен крест, в котором помещены частицы мощей более 60-ти православных святых.

+ + +

Крест-мощевик Успенского храма на Малой ОхтеТри года назад появился крест-мощевик и в Успенском храме на Малой Охте в Петербурге. Эта святыня - позолоченный крест предположительно XVIII века, подаренный храму благотворителем, - содержит частицы мощей 37 почитаемых православных святых:

пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня;

свв. Евангелистов Матфея, Марка и Луки;

пророка Даниила;

св.Лазаря Четверодневного;

апостола Андрея Первозванного;

брата Божия Иакова, апостола от 70-ти;

апостола Филиппа от 12-ти;

апостола Варфоломея от 12-ти;

свщмч. Варнавы (Иосифа), апостола от 70-ти, епископа Медиоланского, Кипрского;

апостола Иасона от 70-ти;

первомученика Стефана, апостола от 70-ти;

сщмч. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского;

свт.Спиридона, епископа Тримифунского Чудотворца;

вмч. Георгия Победоносца;

вмч.Димитрия Солунского Мироточивого;

вмч.Феодора Стратилата;

вмч. Евстафия Плакиды;

свт. Василия Амасийского;

свт. Кирилла, архиепископа Александрийского;

прп. Пимена Великого, Египетского;

прп. Илариона Великого;

свт. Григория Акрагантийского;

сщмч. Акепсима, епископа Наессонского, Арбельского, Персидского;

сщмч. Анфима, епископа Никомидийского;

мч. Феодота Анкирского, корчемника;

равноап. царя Константина;

равноап. вел. кн. Владимира;

св. блгв. кн. Александра Невского;

св. блгв.кн. Даниила Московского;

прп. Саввы Сторожевского, игумена Звенигородского;

свт. Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского;

св.Пафнутия, епископа Боровского;

св.Варсонофия, еп. Тверского;

св.Игнатия, епископа Ростовского;

св.Исайи, епископа Ростовского.

Крест-мощевик находится в специально изготовленном аналое, и каждый верующий может помолиться перед ним и приложиться к этой святыне, испрашивая у Господа сил и помощи по молитвам сих святых угодников Божиих.

Обращаясь к прихожанам перед чтимой святыней, настоятель Успенского храма протоиерей Александр Пашков сказал:

- Обратим свой молитвенный взор ко Кресту и к тем святым, которые во время земного странствия сораспялись Христу каждый в своем подвиге веры. Кто-то из них нес апостольское служение, кто-то мученическое, кто-то святительское, кто-то преподобническое. Испросим же себе молитвенную помощь перед сим святым Крестом и святыми мощами.
Успенский храм на Малой Охте: Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д.52. тел. 528-11-50.
Подготовила М.Михайлова




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме