Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сто лет Шостаковичграда

Мария  Закорецкая, Русская народная линия

26.09.2006

25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения великого композитора Дмитрия Шостаковича. Многоплановое творчество Шостаковича, наибольшую любовь питавшего к Модесту Мусоргскому и работавшего практически во всех музыкальных жанрах, стало классикой советской, русской, мировой культур.

Д.Д.ШостаковичФигура Шостаковича - парадоксальна, в творчестве его ярко и безошибочно узнаваемо воплотился ХХ век - со всеми его катаклизмами, войнами, ускоряющимся временем, технократическими процессами, трансформацией души-психики. Особый отпечаток на музыку композитора наложила пережитая им эпоха. Сочетание глубокой скорби и сарказма, их взаимопроникновение и взаимодействие - казалось бы, невозможное, противоестественное - является движущей силой и материей сочинений Шостаковича.

И в то же время Шостакович обладает почти барочной цельностью, не свойственной его эклектичной эпохе. Не случайно именно он стал первым, кто после Баха решился создать свой цикл прелюдий и фуг. Теперь этот цикл - 24 прелюдии и фуги - в среде музыкантов называют "Новым хорошо темперированным клавиром", вслед за Баховским ХТК.

Шостакович - космичен и национален. 100-летие Шостаковича, отмечаемое всем миром 25 сентября с.г., символично почти совпадает с Международным днем музыки, учрежденным по решению ЮНЕСКО 1 октября 1975 г. (в год кончины величайшего композитора ХХ в.). Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки был именно Дмитрий Шостакович.

В Москве начался Музыкальный фестиваль, посвященный юбилею композитора. Фестиваль продлится до 25 декабря, в нем примут участие Геннадий Рождественский, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, сын композитора Максим Шостакович, симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича. А 25-го сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, в Большом зале Консерватории запланирован торжественный концерт, в котором принял участие Мстислав Ростропович.

Приурочена к юбилею и трехмесячная серия концертов в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Первый концерт состоялся в рамках Бетховенского музыкального фестиваля в Бонне.

Музыка Шостакович одновременно возвышенна и саркастична. Быть может, в этом и заключается подлинное его величие - в невозможности отделить ухмылку горечи от слез счастья. Кажется, сложность его музыки так и не позволила "компетентным органам" до конца понять подлинное содержание его полотен. Но когда в 1936 г. его опера "Катерина Измайлова" (по "Леди Макбет Мценского уезда" Н. Лескова) была названа "сумбуром вместо музыки" (статья в газете "Правда"), он уже вряд ли пошутил бы так, как в 1924 г., будучи юным: "Неужели, если бы я стал великим, как Ленин, мой город после моей смерти назвали бы Шостаковичград?"

Не раз привечавшие и самого композитора, харьковчане продолжают обильно исполнять его сочинения и не собираются прерывать традицию. В частности, по словам директора ХАТОБа Г. Селихова, 100-летие со дня рождения Шостаковича театр отмечает вечером его симфонической музыки и премьерой балета "Барышня и хулиган". Планируется и постановка одноактной оперы "Антиформалистический раек", яркую недавнюю премьеру которой харьковчане еще не забыли.

ХАТОБовцы мечтают повторить 13-ю симфонию Шостаковича "Бабий яр" и снова пригласить поэта Е. Евтушенко, который уже озвучивал свою одноименную поэму с этой сцены 19 декабря 2003 г., предваряя музыку симфонии.

Дмитрий ШостаковичУ этого полотна своя, непростая история. Его - из боязни - в свое время отказались исполнять вокалист Б. Гмыря и дирижер Е. Мравинский. Тем не менее, в 1962 г. состоялась премьера 13-й симфонии, вскоре, впрочем, запрещенной. Пленка с ее записью попала в Харьков и один из очевидцев вспоминал, как его пригласили послушать запись в дом поэту к М. Рахлиной, где присутствовал и поэт Б. Чичибабин: "Не глядя друг на друга, уставившись в магнитофон, мы слушали эти потрясающие музыку и стихи, от которых мороз был по коже..."

Но было в Харькове еще, к примеру, и дебют молодого композитора, первое триумфальное исполнение 1-й симфонии Шостаковича, состоявшееся в 1926 г. Написал ее 19-летний Шостакович (как почти эзоповски писали о ней в советских книжках, "симфония была идейно незрелой, но поражала обилием новых идей").

После успешной премьеры 1-й симфонии Шостаковича в Ленинграде дирижер Малько предложил кандидатуру молодого музыканта в качестве автора-композитора и пианиста для своих летних концертов на Украине, в Харькове, который на тот момент носил столичный статус. Шостакович предстал перед харьковской публикой в двух амплуа: как автор симфонии и как исполнитель Первого концерта Чайковского.

Концерт происходил в саду делового клуба на ул. Сумской - на концертной эстраде, обладавшей уникальными акустическими свойствами. Сейчас ее уже нет. Выступление молодого Шостаковича произвело резонанс в кругах музыкантов. Сразу были организованы еще несколько его концертов, на которые окрыленный молодой музыкант согласился с радостью. Все концерты прошли с большим успехом, при переполненных залах.

Харьковские "гастроли" стали для Шостаковича одной из немногочисленных "счастливых страниц" жизни. И теперь ни для кого уже не имеет значения, что дирижер Малько преследовал и меркантильные цели, пригласив к сотрудничеству молодого, неизвестного тогда композитора. В его переписке осталась такая реплика о Шостаковиче: "Его можно взять дешево, а через год он будет приносить деньги".

А начало этой истории лежит в начале 20-х годов. Однажды директору Петроградской консерватории композитору Александру Глазунову его помощник заявил: "Шостаковичу мы стипендию не дадим, потому что мне имя этого студента ничего не говорит". Глазунов пришел в ярость: "Если вам это имя ничего не говорит, то зачем вы тут находитесь вместе с нами? Вам здесь нет места! Шостакович - одна из лучших надежд нашего искусства". Митя Шостакович, ставший в последствии Дмитрием Шостаковичем и всемирно признанным гением, надежды Глазунова оправдал. Дипломной работой гениального студента была как раз 1-я симфония.

Сегодня Шостакович - пожалуй, один из самых исполняемых авторов ХХ в. К примеру, в том же Харькове его произведения включены в концерты областного филармонического оркестра и нередко в репертуар артистов, приезжающих на гастроли, часто любители музыки могут услышать сочинения Шостаковича в исполнении студентов Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского или участников Международного конкурса юных пианистов Владимира Крайнева.

Историческая справка

Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12 (25) сентября 1906 г. Отец - инженер-химик, любитель музыки, мать - одаренная пианистка. После занятий в частной музыкальной школе в 1919 г. Шостакович в 13 лет был принят в Петроградскую консерваторию. Еще студентом начал работать тапером в кинотеатрах. В 1923 г. окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л.В. Николаева), а в 1925 г. - по классу композиции (у М.О. Штейнберга). Его дипломной работой была "Первая симфония", давшая автору мировую известность.

В 1927 г. он получил почётный диплом на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, где выступал с исполнением собственного произведения.

Д.Д.Шостакович с женой Ниной Васильевной, которой посвящена опера композитора "Катерина Измайлова"Первый балет Шостаковича, "Золотой век", пользовался большим успехом. Его опера "Катерина Измайлова" подверглась разгрому в официальной советской печати - за "отсутствие простой и понятной мелодии" и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей "своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой".

С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 г. он становится профессором. Оставаясь в первые годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией. Она была исполнена 29 марта 1942 г. в Колонном зале московского Дома Союзов. За это произведение композитор получил Сталинскую премию.

В 1948 г. член Политбюро А.А. Жданов назвал Шостаковича среди основных фигур "формалистического направления". Это не помешало власти как до, так и после этого объявлять Шостаковича лауреатом Сталинских, затем Гос. премий.

Шостакович покорно принимал адресованные ему обвинения, и это спасало его от более тяжких последствий партийной критики. В том же 1948 г. он получил официальное поощрение за "реалистическую" и "демократическую" музыку к кинофильму "Молодая гвардия".

В 1954 г. ему присвоили звание народного артиста СССР. Почетному члену многих иностранных академий, Шостаковичу в 1960 г. выдали билет члена КПСС. В 1965 г. ему была присуждена ученая степень доктора искусствоведения. В 1966 г. композитор был удостоен звания Героя Соц. Труда.

Отношения Шостаковича с советской властью были очень "неровными", что дорого стоило композитору в плане здоровья - современники отмечали у него признаки затравленности и постоянной неуверенности. Официозная ругань в 1930-х и в конце 1940-х сменялась благосклонностью. В 1957 г. Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, Союза композиторов РСФСР (с 1960, в 1960-1968 первый секретарь).

Музыка Шостаковича в большинстве своем тональна и написана в традициях романтизма, но в ней присутствуют элементы атональности и хроматизма. В некоторых своих поздних работах (например, в Двенадцатом квартете) композитор использовал технику так называемых тональных рядов.

Отличительные черты его стиля - интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность, оригинальный музыкальный юмор.

Заметными циклами в творчестве Шостаковича являются его циклы симфоний и квартетов, каждый из которых содержит по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний - Пятая и Восьмая, среди квартетов - Восьмой и Пятнадцатый.

Музыка композитора демонстрирует влияние большого числа любимых композиторов Шостаковича: Баха в его фугах и пассакалиях, Бетховена в его поздних квартетах, Малера в его симфониях, Берга в его использовании музыкального цитирования и кодирования. Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к Модесту Мусоргскому, для его опер "Борис Годунов" и "Хованщина" Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в зимних сценах "Катерины Измайловой" и в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.

Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме