"Основы православной культуры" важны как прецедент...

Интервью на горячую тему с чиновником Минобразования

Основы православной культуры 
0
185
Время на чтение 10 минут
Мой собеседник не любит говорить: "диссидент", - но: "придерживаюсь особого мнения". Последним он делится открыто и искренне. Правда, с условием не называть имени. Шутит, куря: "мы все здесь (в системе образования) под колпаком Мюллера". К.О. - инициалы вымышленные, пришедшие по ассоциации. Когда-то мы познакомились на педагогической конференции, параллельно готовили статьи в один сборник, потом несколько раз мне пришлось обращаться по деловым вопросам и за профессиональными разъяснениями. В те годы К.О. был сотрудником городского Департамента образования Санкт-Петербурга, ныне состоит на административной работе в одном из вузов. Интеллигент в лучшем значении этого слова. Добрые, спокойные черты лица, скромная речь при, без преувеличения, огромных уме и эрудиции. Отношение к Церкви и Православию самое благожелательное. Сетует: "мало что знаю - голова вечно занята". По жизни и отношению к людям не скажешь. Многим "воцерковленным" далеко будет до этого "сочувствующего".

Свежая наша встреча с К.О. вылилась в разговор на горячую тему: о введении в школах курса "Основ православной культуры". Спохватившись, я щелкнул диктофоном непростительно поздно - куда там, всего не упомнишь! Читателю достается фрагмент, к счастью, наиболее содержательный, за вычетом разного рода личных ремарок и отступлений. Как на наиболее ценные, обращу внимание на финальные замечания, особенно по поводу опасности максимализма и об умении "говорить языком школы".
Андрей Рогозянский

- Как в целом Вы смотрите на "Основы православной культуры" в школах?

- Хорошо смотрю. Таким же образом, как на наличие на телевидении православной телепередачи "Слово пастыря".

- В Вашем ответе заметна ирония. Православие и традиционную культуру на телевидении не очень-то жалуют...

- Почему ирония? Никакой иронии, а, наоборот, хорошо и приятно. У телезрителя имеется возможность хотя бы раз в неделю слушать митрополита Кирилла. Могло бы и не быть. В настоящем случае Церковь получает возможность работать в школе. Конечно, в рамках той ситуации, которая там существует. Как в телевизоре: утром по субботам полчаса проповеди, в остальное время - детективы и мыльные оперы.

- То есть, Вы хотите сказать, что введение ОПК на ситуацию в школе никак не влияет...

- Ну, по моему понятию, никто не переоценивает роли ОПК и других подобных курсов. Никто не ставит перед собой такой цели - одним предметом повлиять на школьную обстановку или перевоспитать подрастающее поколение. ОПК больше важны как прецедент.

- Прецедент нравственной проповеди?

- Как прецедент привлечения в школу кого-то еще, заинтересованных структур не "минобразовского розлива".

- ???

- Понимаете, имеют место серьезные споры по поводу, прежде всего, управления школой, доступа к школе. Образовательная бюрократия свое право, свою монополию, условно говоря, жестко блюдет. Кусок лакомый, который имеет к тому же значение идеологическое, политическое. Собирались инициативой Минобороны вернуть уроки начальной военной подготовки - не дали. Те же самые препирательства с Церковью.

- Чем в таком случае может не устраивать работа церковных педагогов? Они же не собираются ни у кого кусок отнимать, ни за кого-либо агитировать?

- Видите ли, это длинная история и сложная тема. Если просто и коротко, то никакие районные или городские или даже областные и региональные департаменты и отделы образования сами по себе ничего не смыслят в содержании такого предмета, как ОПК. Им не осуществить контроль, методическое сопровождение, переподготовку и пр. За этим они вынуждены обращаться к Церкви. Последнее, разумеется, никого не устраивает. Дальше, кто будут учителя? Что они такое расскажут в классе? В общем образовании организация вся совершается на формализованной базе. Преподавание в школе определенным образом поставлено. Существуют предметные планы, методики, письма, распоряжения вышестоящих инстанций и пр. Учитель вообще очень мало что говорит и делает от себя, он выполняет инструкцию. Здесь (в случае с ОПК - А.Р.) речь идет о противоположных вещах: учеников собираются воспитывать, мировоззренчески и нравственно развивать. Средний чиновник от всего этого моментально приходит в истерику.

- Получается, от церковного присутствия в школе веет крамолой... Кто бы подумал. Вообще, православные намеревались помочь образованию - укреплять нравственные основы, содействовать государству, прививать патриотизм и т.п.

- Ну что вы! В смысле идеологии, не сочтите кощунством, на Церкви давно поставлен большой жирный крест. Слишком долго возится с каждым, миндальничает, идет по окольному пути. Нравственность там, убеждения, самоограничение, патриотизм... Современность давно пережевала и проглотила все это. По телевизору несколько раз показали: вот черное, вот белое; вот это - "круто", а это - "отстой". И довольно, ничего больше не требуется.

ОПК в школе были и будут оставаться чужими. Потому что по всем предметам никакого Бога нет, а здесь есть. Нигде рассуждать не надо, а здесь надо. Еще бы не крамола.

- Понятно, тогда вопрос на другую тему. Так что же споры по поводу управления школой? Кто и о чем собственно спорит?

- Точно не скажу. Похоже, "наверху" за образование в последнее время решили поспорить те же группы, что и в экономике и в политике. В том числе через нацпроект "Образование", который во многом осуществляется мимо Минобразования, на региональном уровне. Заметьте, инициатива введения ОПК тоже спущена с федерального на уровень субъектов федерации. Епархии заключают соглашения непосредственно с местными департаментами и управлениями.

- Чем же так плох Центр?

- Это, как я говорил уже, длинная история. У нас Министерство образования вкупе со вновь образованным Агентством (в ходе Административной реформы 2001-2003 г. - А.Р.) - отдельный мадридский двор: столько там наплетено разных интересов и веяний. Может быть, единственная такая структура уникальная среди всех. То есть, существуют, конечно, и другие "поляны сказок" - ведомства Грефа, Кудрина, Министерство культуры. Но МОН (Министерство образования и науки - А.Р.) - это же мощь, красота, система, абсолютная вертикальная управляемость, 100% бюджетное финансирование. Государство в государстве. К тому же сфера, которая привлекательна в коммерческом плане. Одни только учебники чего стоят: ежегодный оборот легальных и контрафактных тиражей на уровне сотен миллионов долларов.

- Ну, извините, и что? На ОПК чего взъелись? Учебник напечатать и продать хочется?

- Не совсем. С образовательной номенклатурой очень плотно и грамотно работают. Как со СМИ, которые в общем и целом как будто контролируются властью, однако в действительности педалируют тему либеральных преобразований и, произойди что, не прочь подогреть настроения против Кремля. То же и здесь.

- Таким образом, имеют место все же идеологические расхождения. Церковь не хотят впускать, потому что не согласны с тем, о чем она учит...

- Да, и это тоже, все вместе. Глупо не замечать, куда, в какую сторону ветер дует - куда ориентированы в основном наши управленцы, профессура, эксперты. На "небожительство", ни больше, ни меньше. Каждый или почти каждый состоит в каких-нибудь фондах, экспертных советах и прочих структурах, по которым непрерывным потоком спускаются гранты, бюджетные средства, разные бонусы в виде поездок за рубеж, стажировок, заказных публикаций, курсов лекций и т. п.

- Коррупция?

- Нет, обычное такое, респектабельное даже состояние. Многие успели обзавестись дипломами и степенями на Западе. Счетами. Тот же министр Фурсенко - выпускник Гарварда. О чем еще говорить? Это почти как бы начальник Генштаба, окончивший элитную военную академию в Штатах.

На низовой уровень данные вещи, понятно, не распространяются. С этими разговаривают языком директив, указаний. Большинство директоров школ, не говоря уже про рядовых учителей, останутся до смерти рады, если в школьном здании вовремя крышу починят или поставят новые компьютеры в класс информатики. На этот случай, подобно советскому времени, приходится попотеть, повертеться, суметь обратить в свою сторону внимание, выпросить. Или, как говорила одна моя знакомая директриса, "заставить в РОНО себя уважать".

- Как Вы относитесь к требованию некоторых православно-патриотических организаций об отставке Фурсенко?

- Не надо, не надо. Он вообще больше занят вузовской системой, не школой. Это без нас все решат. Когда срок окончится, спишут на берег. Особенным ничем Андрей Александрович не отличился. По крайней мере, в сравнении с другими. Надо понимать, что его персоналия в кресле руководителя министерства - явление сугубо условное. Как и Зурабова и многих еще. Просто необходимо лицо, символизирующее определенный этап реформ. В этом значении все было решено за Фурсенко, еще до его назначения. Когда в 2002 году Министерство образования и Министерство науки слили в одно. У нас традиционно наука всегда была ассоциирована с ведомствами промышленного профиля. В ходе административной реформы ее вдруг решают отдать в "социалку". Представляете дикость! Наука и образование - это же в управленческом смысле, а тем более в плане развития две абсолютно различные области! Хотите науку добить - управляйте ей на манер общеобразовательной школы. Хотя тут расчет ясен: есть академическая, есть вузовская наука, которые как бы сами по себе. Нужно и их "пристегнуть" плотно. А куда еще? Только к образованию...

- Кто же вершит судьбы и заказывает музыку? Где серые кардиналы?

- Не знаю, те же самые, чьими стараниями делалась административная реформа на федеральном уровне. Ну, разумеется, без упомянутых уже глав Минэкономразвития и Министерства финансов дело не обошлось. Кто там у нас теперь на заседаниях в Белом доме кричит: "этому вот денег дам, а этому не дам!"? Они и теперь пробуют переподчинить Фурсенко все учебные заведения до единого: транспортные, морские, сельскохозяйственные. Дескать, освободим непрофильные ведомства от "избыточной функции образования", а заодно соберем финансирование в общий пакет.

Первые лица в Минобразовании у нас по традиции слабые. Фурсенко, Филиппов... За исключением, пожалуй, Кинелева, который при Ельцине был и играл в Правительстве не последнюю скрипку. Теперь он на руководящей работе в ЮНЕСКО.

Второй пример скрещивания ежа с ужом: Минздравсоцразвития. Вообще-то здравоохранение в основном занимается больными людьми, а тут ему велено ведать еще и трудом, и социальным развитием. Но это уже другая история, пускай кто-нибудь из уважаемых светил медицины рассказывает. Какой-нибудь добрый доктор Рошаль - он с ними бьется и уговаривает, почти как боевиков на "Норд-Осте".

- Что скажете о проводимых православными в последнее время акциях в поддержку ОПК? Насколько они помогают делу?

- Шуметь в наше время положено, без этого никуда. Хотя однозначной зависимости между числом православных пикетов и введением ОПК не существует. Этим хоть кол на голове теши, у них своя логика.

Правда, в этот раз СМИ не так однозначно негативно настроены к "Основам православной культуры", как в 2002 г., после знаменитого письма Филиппова. Просматривается даже подобие какого-то "православного лобби". Не знаю я, следствие ли это сурковского курса на "суверенную демократию" или чего-то еще. Вероятно, иерархия РПЦ также кое-чему обучилась, коли решилась пойти в обход федерального МОН в регионы.

Есть одна существенная проблема: не стоит "засвечивать" раньше времени и ставить под удар свои ресурсы внутри образовательной сети. Условия работы жесткие. Помню 2002 год, когда Министерство разослало письмо (N 14-52-87ин/16 от 22.10.2002г. - А.Р.), а потом вынуждено было его отзывать. Ситуация, которая была очень похожа на провокацию: все, кто был "за" ОПК сразу поднялись, а после отзыва очутились в вакууме. Негласно по системе пошло распоряжение все эти православные эксперименты рубить на корню, чтоб не мешали, не путались под ногами. Там, где на личных взаимоотношениях учителями и директорами практиковалось нечто "православно-ориентированное", стали зажимать гайки. В Петербурге попали под обструкцию и были закрыты замечательно организованные и много лет работавшие на базе УПМ (Университета педагогического мастерства - А.Р.) курсы доподготовки учителей-религиоведов. В одночасье изменился климат, набранным группам не дали даже как следует окончить начатую учебу - остановили и все.

- На что еще следовало обратить внимание в процессе внедрения ОПК? Какие заметны недоработки со стороны православных?

- Мы, кажется, пришли исподволь к тому, чтобы не трогать до поры до времени методическую и педагогическую стороны. То есть, все понимают, что творится с детьми, как плохо обстоит дело с воспитанием подрастающего поколения и как нуждается школа в чем-то таком - одновременно задушевном и нравственном. Возникают многочисленные споры, по какому учебнику и как преподавать; тысячи сомнений высказываются, где взять специалистов, сумеет ли Церковь наладить нормально работу в тысячах школ одновременно и пр. Мое мнение: до поры все это надо оставить или переместить дискуссии куда-нибудь в среду профессионалов. Главный вопрос, который сейчас решается, - это собственно как пережить весь этот шквал, напор, перебороть бюрократическое сопротивление и утвердиться в роли постоянных участников образовательного процесса.

Это, конечно, сопряжено на местах с громадным объемом работы по налаживанию личных контактов и связей. Не менее важным фактором, нежели человеческая симпатия, является умение вести диалог с людьми образования, пользуясь их языком. Нужно максимально быстро преодолеть этот начальный стресс и предоставить в руки роновским работникам, директорам, завучам, учителям конкретные разработки, выполненные в привычной для них стилистике планов, программ, методического обеспечения и всего прочего. Выполненные притом на хорошем уровне, без лишних сантиментов и прорех, по которым людьми сведущими сразу же узнается дилетантизм. Тогда "система" потихоньку начнет принимать это к сведению и тиражировать. На своем средненьком уровне, разумеется, тиражировать, без каких-то сногсшибательных педагогических результатов, но все же.

- Боязно. Непонятно, как сложится.

- Боязно, ничего не поделать. Все новое боязно. Что, честно говоря, больше всего пугает, так это максимализм некоторых ваших активистов, которые на почве ОПК идут именно завоевывать школу и спасать детские души - тысячами. Этого допускать нельзя. С такими энтузиастами у вас с первых же шагов возникнет огромная масса проблем, локальных конфликтов. Газеты опять будут пестреть заголовками типа "Православное рабство" и пр. Теперь уже не в теории, а на самом что ни есть скандальном материале.

- Что делать?

- Мягче нужно ставить задачу: никого не спасаем, насильно не исправляем, ни за кем особо не бегаем - попросту сеем разумное, доброе, вечное. Что прорастет, то прорастет.

- Еще раз, подробней разъясните, пожалуйста, почему "сантименты" не действуют?

- Так уж повелось, исторически, можно сказать, сложилось, что люди "системы", работники образования, не очень восприимчивы к разного рода патриотическим и нравственным призывам и увещеваниям. Но зато они замечательно воспринимают и передают те же вещи, положенные на специфическую документальную основу. В стране, если мне память не изменяет, около 65 тыс. школ, и такую громаду, разумеется, или даже часть ее, сдвинуть никому не под силу, если система организационно-методическая школьная сама не запустится и не распространит данный опыт.

Да, помогать нужно. Держать руку на пульсе епархиальным структурам, добиваться инспекции, корректировки, готовить кадры, организовывать "горячие линии" и семинары для практикующих. Постепенно распространяя преподавание на все большее число школ.

Совсем уж плохо не выйдет - смею утешить!

- Хотите сказать, на том уровне, на котором у нас преподаются предметы гуманитарного и обществоведческого циклов, и ОПК прочитать всегда можно...

- С долей упрощения можно сказать так.

- Спасибо большое Вам. С души камень сняли.

- Не стоит, чем могу, рад помочь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44