Последний духовник Царской семьи

Жизнь и труды протоиерея Александра Васильева

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
2235
Время на чтение 13 минут
Воспитанник Рачинского

Последним духовником Царской Семьи и одним из виднейших пастырей-трезвенников суждено было стать протоиерею Александру Петровичу Васильеву. Он родился 6 августа 1868 года в деревне Шопотове Смоленской губернии (ныне Тверская область) в семье простого крестьянина-землепашца.

В детском возрасте Александр лишился родителей, но без попечения не остался. Отрока Александра Васильева принял в школу соседнего села Татево известный народный учитель Сергей Александрович Рачинский. В татевской школе профессор-педагог заметил в богобоязненном мальчике большую любовь к церковности и стремление к духовным наукам.

Церковно-школьная деятельность С.А.Рачинского стояла в самой тесной связи с его православной трезвенной деятельностью. 5 июля 1882 года Сергей Александрович совместно со своими учениками создал Татевское общество трезвости, которое послужило в дальнейшем примером для развития православного трезвенного движения в России. Молодой Александр Васильев промыслом Божиим оказался в числе первых членов общества трезвости С.А.Рачинского.

Вот как описывает создание общества трезвости в Татево Сергей Александрович Рачинский: "Мысль о таком обществе была встречена большинством моих учеников в высшей степени сочувственно, и 5 июля 1882 года, в день моих именин, после молебна преподобному Сергию Радонежскому, нами был произнесен в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. С тех пор обет этот 5 июля ежегодно обновлялся почти теми же лицами, с небольшим ежегодным численным приростом. Число членов нашего общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей)".

Имена членов Татевского общества трезвости после того, как они принимали обет воздержания от употребления спиртных напитков, заносились в "Книгу Трезвости", хранящуюся в Татевской церкви. Здесь эти имена поминались за Богослужением.

По окончании учебы в татевской школе Александр Васильев был направлен С.А.Рачинским на дальнейшее обучение в Бельское Духовное училище, а затем в Московскую Вифанскую Духовную семинарию.

Студент Духовной академии - проповедник трезвости

В 1889 году Александр Васильев блестяще окончил курс обучения в Вифанской Духовной семинарии и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Именно он познакомил своих товарищей по Духовной академии с опытом трезвенной работы Сергея Александровича Рачинского. 2 декабря 1889 года студент Александр писал своему учителю:

"Многоуважаемый благодетель Сергей Александрович!

25 ноября в собрании студентов я прочитал свой реферат о Татевской школе и, кажется, с успехом. Заметно было, что произвело впечатление, ибо по прочтении долго велись оживленные расспросы. О.Антоний хочет, чтобы я непременно напечатал его в "Страннике". При составлении реферата я старался держаться Ваших советов, но не могу судить сам, насколько достиг своей цели. Слушатели были со всех курсов. Некоторые, услышав, каких трудов стоит вести дело в Татеве, ужаснулись и обратились мыслями вспять...".

Через три месяца в стенах столичной Духовной академии родилось первое среди высших духовных школ России общество трезвости, основанное на опыте утверждения трезвой жизни в Татево. Журнал "Церковные Ведомости" в 1890 году сообщал: "Вечером 28 февраля, без всякого побуждения со стороны начальства, двенадцать студентов Санкт-Петербургской Духовной академии, отслужив молебен преподобному Сергию, дали обет воздержания от спиртных напитков. Таким образом, положено скромное начало серьезному обществу трезвости при нашей Духовной академии. Благотворность подобных союзов в среде будущих воспитателей и наставников нашего духовного юношества не подлежит сомнению. Остается только пожелать, чтобы возникающее общество возросло, окрепло и своим примером вызвало возникновение подобных обществ и при прочих Духовных академиях".

Как и любое доброе дело, общество трезвости в столичной Духовной академии встретили искушения. 10 марта того же года Александр Петрович Васильев сообщал своему наставнику в Татево: "Открытие общества в стенах академии сильно не понравилось части нашего студенчества и вызвало с их стороны глумливую брань. Положительно не понятно, как это люди, кричащие о чести и свободе мысли, о бездеятельности людей, о своих высоких стремлениях и либеральных предприятиях, о деспотизме и безсердечности сильных мира сего, о своих гуманных космополитических убеждениях, как это, говорю, такие люди бросают грязью и осыпают самой безпринципной бранью всякие проявления благого дела?.. Словом, пришлось перенести не мало, но мы на это шли, переносили все с терпением и сблизились между собой".

Искушения прошли, а дело православной трезвости, основанное на опыте Рачинского, стало приносить добрые плоды. Уже через две с половиной недели Александр отметил в письме к своему учителю: "Наше общество трезвости крепнет и растет... Под влиянием примера открытия нашего общества один преподаватель также создает общество трезвости... Я проповедовал на фабрике Варгунина, говорил о трезвости и раздавал народу "листки" от нашего общества... Хочу склонить священника к открытию общества трезвости на фабрике, ибо там по праздникам процветает огромное пьянство и безобразие".

Первые проповеди о трезвости студент I курса Александр Васильев произнес в храме своего небесного покровителя, святого благоверного князя Александра Невского, на знаменитой бумажной фабрике Варгуниных в Малом Рыбацком - поселке, расположенном на юго-восточной окраине Петербурга. Здесь в течение трех лет (с 1890 по 1893 год) он вел беседы с рабочими, уже став членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, которым руководил протоиерей Философ Орнатский.

От Общества Александр Васильев провел Варгунинской фабрике 30 вечерних бесед. Проповедь он вел горячо, искренне, вдохновенно. Настоятель храма протоиерей Иоанн Васильевич Любимов, видя молодого проповедника, отдающего делу народного просвещения все свои силы, "иногда говорил даже, что недолго проживет А.П.Васильев, если так всегда будет говорить".

Проповеди Александра Васильева вдохновили варгунинских рабочих создать при храме общество трезвости. Вскоре появились и первые трезвенники. "К обещанию на трезвость перед Св. Крестом и Евангелием приступили крайне осторожно. Студент Александр Петрович Васильев советовал употребить такую тактику, чтобы сначала допустить трезвенническое обещание только на три месяца. 13 января 1891 года было таких членов в Варгунинском Обществе 60 человек, а 25 марта того же года уже 146 человек". Через три месяца со дня основания Варгунинского общества трезвости, 14 апреля 1891 года, был утвержден уже годичный срок обета трезвости и установлена окончательная организация этого общества.

В это же время Александр Васильев стал ездить на Боровую улицу во временный Покровский храм, где зарождалось еще одно общество трезвости - во имя святого мученика Вонифатия при Епархиальном Братстве Пресвятой Богородицы. Здесь он не только произносил проповеди для фабрично-заводских рабочих, но и организовал религиозно-нравственные чтения, литературные вечера. Как в храме святого Александра Невского, так и в Покровском студент Александр "каждую свою проповедь, о чем бы она ни была, сводил к одному выводу... "трезвись, православный народ, чтобы не погибнуть". Современники отмечали: "...А.П.Васильев заявил себя талантливым народным проповедником-импровизатором, много потрудившимся при ведении внебогослужебных бесед с народом от имени Санкт-Петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения".

Не только в беседах, чтениях и проповедях заполняли рабочие свой трезвый досуг. Варгунинцы стремились устроить первый в России крестный ход православных трезвенников. Однако осуществить это желание было непросто: от пьяных хулиганов за Невской заставой, где находилась фабрика Варгуниных, ожидались провокации. Если бы первый крестный ход трезвенников омрачился безобразными выходками, вряд ли бы светские и духовные власти столицы разрешили провести подобное шествие в ближайшем будущем.

Риск был большой, но Александр Васильев безбоязненно положил начало крестным ходам православных трезвенников. Летописец Варгунинского общества трезвости священник А. Простосердов отмечал: "Это было так: в 1892 году в мае он (А.П.Васильев - авт.) с несколькими десятками Варгунинских трезвенников прошел в Колпино к чудотворной иконе святителя Николая. Шли без хоругвей, даже без креста, с одной иконой святителя Николая из Варгунинской церкви. Шли ночью, по полотну Николаевской железной дороги. Это было сделано отчасти из-за христианского смирения и простоты, а отчасти и для того, чтобы избежать грубых насмешек и издевательств, которым вообще подвергались первые трезвенники, а еще больше эти издевательства могли угрожать такому малому крестному ходу. Таково было начало великого дела". Теперь великому делу утверждения трезвого образа жизни предстояло широкое распространение в столице.

Пастырское служение

19 июля 1892 года Александр Васильев был рукоположен в иерейский сан. Его огромная энергия и неутомимая деятельность в деле утверждения трезвого образа жизни еще более возросли и дали блистательный результат среди петербургских рабочих: идеи православной трезвости стали широко и быстро распространяться в фабрично-заводской среде. В день ангела о. Александра Васильева, 30 августа 1894 года, движимые чувством благодарности представители рабочих от Обуховского и Александровского заводов, а также Варгунинской и Торнтоновской фабрик, преподнесли любимому батюшке Евангелие и памятный адрес.

С IV курса А.П.Васильев уволился, согласно прошению, на епархиальную службу. В июле 1892 года иерея Александра направили на священническую вакансию в Никольскую церковь села Ям-Ижора Царскосельского уезда. В 1893 году батюшка закончил обучение в Санкт-Петербургской Духовной академии. В мае 1894 года он был переведен в церковь Сретения Господня на Александровской улице в Полюстрово, а с 7 сентября того же года о. Александр Васильев совмещал служение в Сретенском храме с настоятельством в церкви Воздвижения Креста Господня при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия.

16 декабря 1894 года иерей Александр был награжден скуфьей. Четыре дня спустя он стал членом Епархиального Училищного Совета.

Оставаясь членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви, священник Александр Васильев активно принимал участие в деятельности Общества, проповедовал, вел беседы о трезвости, организовывал православные библиотеки на окраинах Петербурга, в рабочих районах.

Батюшка немало способствовал организации внебогослужебных бесед от Общества религиозно-нравственного просвещения при белильной фабрике Филадельфа Геннадиевича Бажанова возле Нарвских ворот. В отчете о деятельности Общества за 1895-96 годы отмечено: "Вся местность за Нарвскими воротами сплошь заселена рабочим людом, и в воскресные и праздничные дни разгул и всякого рода безобразия доходят здесь до возмущающих душу картин; ближайший к той местности храм - церковь св. великомученицы Екатерины, от которой до Нарвских ворот около двух верст. Таким образом, для жителей этой местности затруднена возможность слышать слово Божие, а обилие кабаков и всякого рода притонов, соблазнительно действуя на слабую волю человека, увлекает жизнь простого народа на постыдный путь пьянства и разврата".

По многочисленным просьбам местных фабрично-заводских рабочих, желающих духовного просвещения, 10 сентября 1895 Советом Общества на Болдыревом переулке были начаты внебогослужебные беседы. Открыл их протоиерей Философ Николаевич Орнатский после торжественного молебна, отслуженного им вместе со священниками Петром Ивановичем Скипетровым (будущим первомучеником Петроградским, 04.06.1863-19.01.1918), Павлом Петровичем Кульбушем (будущим священномучеником Платоном Ревельским, 13.07.1869-01/14.01.1919) и Александром Петровичем Васильевым. Со дня открытия Болдыревские беседы велись о. Александром Васильевым еженедельно по воскресным дням с 18 часов. Каждая беседа начиналась батюшкой Александром с молебна Спасителю, Пресвятой Богородице или тем святым, которым наступал день празднования. Молебен пели неизменно все слушатели. Их число доходило в Великий пост до 1000 человек, а в течение года общее количество людей, посетивших беседы, превышало 60 тысяч.

Вскоре фабричное помещение в Болдыревском переулке стало представлять из себя богато украшенную часовню со множеством икон в ценных киотах. В 1897 году под руководством о. Александра было создано еще одно общество трезвости - Сергиевское. Число членов нового общества трезвости уже через год достигло 300 человек.

26 марта 1898 года иерей Александр решением Совета Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы был избран членом Совета Братства. Братство осуществляло религиозно-просветительскую деятельность (по широте охвата учебных заведений безпримерную в России). Еще один труд - учителя Закона Божия - взял на себя ревностный батюшка. В одной только гимназии княгини Оболенской он законоучительствовал почти 13 лет (С 1900 по 1913 год). Он успевал к тому же еще и на уроки Закона Божия в церковно-приходских школах на окраинах столицы. С 1899 года о. Александр вместе с протоиереем Философом Орнатским входил в строительную комиссию по постройке церкви во имя преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице (ныне - Ивана Черных).

Педагогические и пастырские заслуги батюшки заметил и высоко оценил обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. 6 мая 1900 года о.Александр получил наперсный крест от Святейшего Синода. Через год труды ревностного пастыря были отмечены специальной синодальной грамотой, а 6 мая митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) возвел его в сан протоиерея.

Ровно через шесть лет, 6 мая 1907 года, протоиерей Александр Петрович Васильев был награжден орденом святой Анны 3 степени. С 18 октября того же года добавляется еще одна обязанность - члена-сотрудника Попечительства о слепых Императрицы Марии Федоровны.

В 1910-1911 в Болдыревом переулке усилиями о.Александра начал строиться храм Успения Пресвятой Богородицы (Болдыревская церковь). С 1912 года протоиерей Александр Васильев стал настоятелем новопостроенного храма. К этому времени в семье батюшки Александра и его жены, Ольги Ивановны, было уже семь детей: Сергей (род. 23 января 1894 года), Николай (род. 19 апреля 1895), Мария (род. 2 сентября 1897), Владимир (род. 7 февраля 1900), Екатерина (род. 4 октября 1901), Александр (род. 28 апреля 1903), Иоанн (род. 26 сентября 1905).

Протоиерей Александр Васильев и Цесаревич Алексий. Фото 1912 г. С 9 января 1910 года протоиерей Александр Васильев по приглашению Императрицы Александры Феодоровны состоял законоучителем Царских Детей. Вскоре батюшка стал духовником Цесаревича Алексея, а с 7 января 1912 года - преподавателем Закона Божия для Наследника. Дочь о. Александра Мария вспоминает: "Отец преподавал Цесаревичу Закон Божий. Алексей был очень религиозен. Отношения Государя с ним ( т.е. с о. Александром Васильевым - авт..) были самые теплые". В это же время батюшка становится духовником Царских Детей.

6 мая 1911 года он был награжден орденом святого Владимира 4 степени, а 5 октября 1912 года, как свидетельствует его послужной список, "Всемилостивейше пожалован золотым наперсным крестом с драгоценными украшениями их Кабинета Его Величества".

Когда в октябре 1912 года наступил кризис болезни Цесаревича Алексия Николаевича в Спале, Царская Семья просила служить батюшку молебны о здравии Наследника. В одном из писем того времени Императрицы Марии Феодоровны есть такие строки, весьма ярко характеризующие народную любовь к батюшке Александру: "Люди умоляли его ( протоиерея Александра Васильева - авт.) служить молебны каждый день, пока Цесаревич не поправится". 10 октября 1912 года миновал кризис болезни Наследника, состояние здоровья стало заметно улучшаться, и он быстро пошел на поправку.

С Высочайшего изволения протоиерей Александр Петрович Васильев был переведен в Ведомство придворного духовенства и назначен 31 октября 1912 года пресвитером собора Спаса Нерукотоворного образа Императорского Зимнего Дворца. Батюшка был вынужден оставить свои настоятельские обязанности в церкви Воздвижения Креста Господня при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия, которые о. Александр нес ровно 18 лет. Трогательно было прощание сестер милосердия и членов Комитета Крестовоздвиженской общины со своим духовником. Все уже привыкли к тому, что он совмещал свою пастырскую деятельность сразу в нескольких приходах, и не предполагали расставаться с ним. При прощании с о. Александром Комитет "постановил... выразить ему сердечную признательность... за его крайне полезную и выдающуюся деятельность как настоятеля церкви Общины и духовника сестер милосердия".

С 1913 года батюшка был назначен настоятелем храма Федоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Царском Селе. 6 мая 1913 года он был награжден орденом св. Владимира 3 степени.

Со 2 февраля 1914 года протоиерей Александр Васильев стал духовником Их Императорских Величеств Государя Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны. В это время батюшка жил в удаленном от центра города районе - на Наб. реки Фонтанки, 197. В связи с назначением о. Александра духовником Их Величеств, ему полагалась квартира в доме членов Министерства Императорского Двора на Воскресенской набережной, 22. Однако свободных квартир там не было. Поскольку по закону в этом случае квартиру в доме должен был покинуть бывший духовник Царской Семьи протоиерей Николай Кедринский, батюшка решает оказаться от своих прав, поскольку не желал "чтобы предоставление квартиры вызвало лишение таковой помощника заведующего придворным духовенством протоиерея Кедринского". Семье о. Александра был выделен только флигель на Елагином острове для летнего отдыха.

27 апреля 1914 года протоиерей Александр Васильев стал почетным членом Епархиального Братства Пресвятой Богородицы, видным деятелем которого до самой своей смерти в 1907 году являлся обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. Братство Пресвятой Богородицы являлось в столице одним из центов православной трезвости и просвещения. В создание и развитие его немало сил вложил батюшка Александр. За ревностное пастырское служение протоиерей Александр был награжден в 1914 году палицей и митрой.

Проповеди батюшки Александра Васильева производили глубокое впечатление на слушателей. Это отметила, например, Государыня Императрица Александра Федоровна после литургии в Царском Селе 26 августа 1915 года. Она сообщает в своем письме Государю Императору Николаю II в ставку о проповеди протоиерея Александра Васильева следующее: "Батюшка прекрасно говорил. Я хотела бы, чтобы побольше людей из города его послушали. Это было бы им очень полезно, так как он очень хорошо коснулся внутренних вопросов".

В переписке с супругом Государыня называет своего духовника, выходца из простого народа, "Батюшкой". "Наш Батюшка служил молебен...", "Я просила Батюшку прочесть молитвы...", "Батюшка говорил проповедь о Марии Египетской", "...хотела бы, чтобы ты (Государь Император Николай II - В.Ц.) причастился, и Батюшка думает то же самое", "...Батюшка принес Бэби ( Цесаревичу Алексею - авт.) Св. Причастие", "Я просила Батюшку отслужить благодарственный молебен, что он и исполнил после короткой, хорошей проповеди...", "Дети отправились... на панихиду по Батюшкиному сыну, он просил нас прийти". В последние годы перед революцией особо сблизили Царскую Семью и ее духовника протоиерея Александра Петровича Васильева.

Исповедничество

И вдруг разразилась катастрофа. Хотя многие и ожидали ее прихода, но все же самый этот момент оказался неожиданным. Такие чувства испытывал любящий Царскую Семью ее духовник.

В первой половине июля 1917 года на секретном заседании Временного Правительства было принято решение отправить Царскую Семью в Сибирь. Перед вынужденным отъездом Царской Семьи протоиерей Александр Петрович Васильев служил напутственный молебен перед Знаменским образом Божией Матери. 30 июля Государь Император Николай Александрович записал в дневнике: "Ходили к обедне, а после завтрака к молебну, к которому принесли икону Знаменской Божией Матери. Как-то особенно тепло было молиться Ее святому лику вместе со всеми нашими людьми". Духовную радость от молитвы и благодарность духовнику испытывала и Государыня Императрица Александра Федоровна. В тот же день Она отправила записку Ю.А. Ден: "Приносили икону Знамения. Как я благодарна, что это удалось сделать... Горячо молилась за Вас...".

С отъездом Царской Семьи в Тобольск здоровье батюшки стало заметно ухудшаться, появились сильнейшие боли в сердце. Будучи больным он все-таки служил напутственный молебен для камер-юнгферы М.Ф.Занотти, комнатных девушек А.П.Романовой и А.Я.Уткиной, которые последовали вслед за Царской Семьей в Сибирь. 15 декабря 1917 года Государыня писала из Тобольска А.А.Вырубовой, пытаясь узнать о здоровье духовника: "Отец Александр говорят еще очень болен, он служил напутственный молебен у Спасителя для моих трех ( Занотти, Романовой и Уткиной - В.Ц.)".

После отправки Царской Семьи в Тобольск протопресвитер придворного духовенства Александр Дернов старался улучшить положение своего подчиненного, перевел о.Александра Васильева на рабочую окраину, в храм Успения Пресвятой Богородицы (Болдыревский), который был построен о. Александром. В этом приходе, рабочие могли защитить своего батюшку если не от ареста, то, по крайней мере, от покушения на его жизнь пьяных солдат и матросов. К этому времени здоровье неутомимого пастыря было уже основательно подорвано. Усилиями протопресвитера Александра Дернова батюшке была назначена пенсия, что давало его большой семье возможность для выживания в условиях надвигающегося голода и разрухи.

29 августа 1918 батюшку арестовали, в вскоре Совет Народных Комиссаров принял печально знаменитое постановление "О красном терроре" и 5 сентября 1918 года тяжело больной протоиерей Александр был расстрелян в Петрограде.
Владимир Анатольевич Цыганков ,
председатель Санкт-Петербургского православного
клуба "Бодрствование" во имя св. муч. Вонифатия


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Анатольевич Цыганков
Утверждение трезвости в истории России
Доклад на региональной конференции по церковному и социальному служению (Санкт-Петербург, 24 октября 2010 года)
26.11.2010
Встретить новый год молитвой
В Александро-Невской лавре состоялась праздничная служба и молитвенное шествие православных трезвенников
03.01.2010
Все беды - от недостатка любви
Истоки патологических зависимостей
19.06.2009
Бодрствующий во Христе
К 70-летию со дня рождения В.А. Михайлова (14.04.39 - 08.04.2006)
08.04.2009
Все статьи Владимир Анатольевич Цыганков
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07