Быть ли русскому образованию на Украине

0
164
Время на чтение 4 минуты
Проблемы состояния и перспектив развития "русского образования" на Украине, т.е. обучения русскому языку, русской литературе, приобщения к русской культуре - в педагогическом, культурологическом и правовом аспекте заслуживают самого пристального и непредвзятого в политическом и идеологическом отношении анализа. Русская общественность, в том числе и прежде всего организованная молодежь, должна обсуждать вопросы о том, как и чему следует учиться и учить подрастающее поколение. При рассмотрении возникающих проблем преподавания гуманитарных предметов - языков, литературы, истории - важно заботиться о том, чтобы обучение им, с одной стороны, давало максимальные возможности для культурного и духовного развития молодой личности, а с другой - отвечало её внутренней потребности в таком развитии, соответствовало её духовным запросам.

Правовой аспект проблемы заключается в том, что "право на образование" следует рассматривать как право родителя не только на то, чтобы его ребенка учили чему-нибудь по усмотрению вышестоящих лиц, но и на то, чтобы при этом учитывались основные запросы и потребности ребенка, т.е. право формирующейся личности учащегося и самому активно влиять на процесс образования.

К сожалению, приходится констатировать, что русское образование на Украине подвергается деформирующему его давлению именно по политическим и идеологическим мотивам. Доминируют политики, общественники, публицисты, видящие решения проблемы приобщения людей к украинскому языку и украинской культуре путем силового вытеснения всего русского. Не случайно, что для определения данной культурной политики они используют термин "деруссификация", несущий деструктивный смысл, определяющий отрицательное действие. Инструментом реализации такой политики используется украинское государство. Поэтому правомерно констатировать, что в последние полтора десятка лет новейшей истории Украины проводится политика лингвоэтатизма (лат. lingua - язык и франц. etat - государство), т.е. активное правовое и административное утверждение титульного национального языка в качестве доминирующего по отношению к нетитульным языкам, в том числе и прежде всего русскому. Лингвоэтатизм, закрепленный в 10 ст. Конституции Украины и Законе о языках, получает развитие и оформление как новое государственно-политическое и социокультурное явление со всеми вытекающими последствиями для этнических русских (8,3 млн. по переписи населения Украины в 2001 году) и русскоязычных граждан (2/3 населения Украины - по данным социологических опросов Института социологии НАНУ в 2002 году).

Какова же реальная потребность общества в русском образовании? Оправдано ли уравнивать её с потребностью в обучении другим языкам и другим культурам - английской, немецкой, французской?

Убежденных сторонников отказа от русского образования или сведения его к уровню иностранного - меньшинство и сосредоточено оно преимущественно в Западном регионе. Однако, нынешняя политика Министерства образования и науки Украины реализует настроения и пожелания именно этого русофобствующего меньшинства, игнорируя желание большинства населения Украины обучать своих детей грамотно пользоваться русским языком. Речь идет и о тотальном переводе русскоязычных школ в украиноязычные, принципиально не согласуемом с родителями; и об исключении русского языка из перечня обязательных предметов, что на практике приводит к прекращению его преподавания. Ситуацию усугубляет дефицит учебников русского языка и русской литературы. Старые советские учебники третируются за заидеологизированность, новые российские для украинских школ не закупаются. А в новых отечественных учебниках излагаются только темы по западной литературе. Тем самым ученику не остается ничего другого как воспринимать русскую литературу в контексте зарубежной. Практически беспомощен и учитель, которому самому не по чему готовиться к урокам: методические журналы и курсы повышения квалификации почти полностью сориентированы на новые программы.

Деформированное сворачивание русского образования с неизбежным общим понижением уровня образованности стало возможным благодаря устранению, а точнее, самоустранению общественности от проблем школьного образования. Убежден, что проблемы русского образования могут быть справедливо решены только при условии широкого общественного обсуждения их, обсуждения спокойного, заинтересованного и профессионального.

Обратимся к вопросу о состоянии образования в современной средней школе, преимущественно украиноязычной, с преподаванием русской литературы. Сегодня редко высказываются на официальном уровне мнения о том, что, помимо украинской литературы, школьников необходимо приобщать приоритетно к русской литературе наряду с иностранной.

Предлагаются два подхода: 1) школьник должен быть в равной степени ознакомлен с выдающимися произведениями литератур; 2) существенное преимущество должно быть отдано русской литературе как наиболее близкой. Но открытой дискуссии по этому вопросу не ведется, в публикациях представлена только первая точка зрения, исключение - раздел "Русский язык: иностранный или родной?" в брошюре академика НАНУ П.П.Толочко "Что или кто угрожает украинскому языку?".

Именно первый подход положен в основу утвержденных учебных программ, анализ которых показывает, что русская литература изучается примерно в том же объеме, что и английская или французская, и чуть больше чем немецкая, т.е. её изучение сведено к минимуму. Это при той особенности Украины, что русская литература здесь считается своей в той же или почти в той же (а иногда и в большей степени), что и украинская, подавляющим большинством населения. Понятнее и ближе и её язык, и система образов и круг идей. Так обстоит, по крайней мере, в четырех из пяти регионов (кроме Западного). С этим обстоятельством, а по сути с естественными желаниями и предпочтениями граждан Украины, ведут ожесточенную борьбу наши новые идеологи. Их образовательная политика и соответствующие законодательные усилия по её закреплению дискриминационны по своей сути по отношению к большей части собственного населения.

Попытки отказаться от русского культурного наследства, отодвинуть русскую литературу на более скромное место, заменив ее литературой мировой, ведет к резкому понижению общего уровня образования и культуры всего населения Украины, а не только русскоязычного.

Для преодоления деформации русского образования на Украине считаю целесообразным вынести для общественного обсуждения и реализации следующие предложения:

1. Основной вариант школьного образования: украинский и русский языки и обе литература должны быть базовыми предметами и в обоих типах школ изучаться в равном объеме.
2. Предусмотреть и вариативность образования: создание школ с разными типами программ, причем по основным вариантам родителям должна быть гарантирована свобода выбора.

ВЛАДИМИР ПАШКОВ, Кандидат философских наук, Депутат Запорожского областного Совета от Партии Регионов, Председатель Запорожского отделения Петровской академии наук и искусств, член-корреспондент ПАНИ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Пашков
Преодоление надлома русско-славянской цивилизации
Опыт философской реконструкции теории локальных цивилизаций
29.08.2006
Все статьи Владимир Пашков
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36