"Мы были не просто певчими..."

Заметки неравнодушного о церковном пении

15.07.2006
Слушая недавно лекцию А.И.Осипова, посвященную теме миссионерства, я обратила особое внимание на его обеспокоенность по поводу состояния церковного пения. Он укорял православных людей в том, что мы придаем огромное значение таким внешним вещам как принятие или не принятие ИНН и совсем не задумываемся над внутренними проблемами Церкви.

Могу с горестью признаться, что мне самой и моим близким не раз приходилось сменять один приход на другой из-за появления так называемого "помпезного" или "итальянского" пения на смену обиходного. И думалось тогда, что неспособность молиться под сотрясающий стены храма хор является моей личной проблемой. Ведь стоят же прочие люди в церкви, а после службы восхищаются мастерством исполнения песнопений. Когда же я пыталась обсуждать этот вопрос с теми или иными православными, одобряющими "итальянский" стиль церковного пения, то слышала в ответ упрек: "Ну, о чем Вы говорите! Это же не монастырь! Мы мирские люди и нуждаемся в торжественных и воодушевляющих службах!". После таких слов во мне укоренилась убежденность, что есть люди, которые молятся под тихое и умиротворенное пение, а есть те, которым необходим "воодушевляющий" хор. И те, и другие спасаются.

Слова А.И.Осипова подействовали на меня отрезвляюще. "Итальянская" манера - это все-таки проблема нашей Церкви, а не один из вариантов церковного пения. И мне хотелось бы обратиться к православным братьям и сестрам с призывом обсудить эту тему и каждому на своем приходе поднять этот вопрос на приходском совете.

Говоря откровенно, я всегда настороженно относилась к статьям церковного порядка, написанным женщинами, учитывая горестный опыт наших излишне напористых активисток, самочинно прославляющих некоторых известных людей как святых и составляющих им акафистные службы. Но данная тема касается меня непосредственно, так как я с детства пою в церковном хоре. Потому мне хотелось бы поделиться своим опытом и переживаниями по этому поводу.

Я имею музыкальное образование, и потому для меня не составляет огромного труда пение по нотам и с листа. Но вот петь особенно замысловатое песнопение и молиться при этом представляется для меня практически невозможным. Когда же голосовые темы (басовые, теноровые, альтовые и сопрано) расходятся так, что текст у каждого голоса не совпадает по времени, то в такой момент, я полагаю, никому в храме не может быть особенно молитвенно. Ведь совершенно непонятно, что поют замечательные "певцы".

Однажды я была в одной деревенской церкви, где народ (а храм был полон) пел всю службу вместе с хором. Вот это была действительно "воодушевляющая" служба. И хотя песнопения были самыми что ни есть простыми, более красивого пения мне не приходилось слышать.
Некоторые могут возразить, что если петь все время одно и тоже, то это может скоро надоесть. Но у нас сейчас есть огромный запас самых различных монастырских распевов, греческих, сербских и т.д. Я уверяю вас, что все они очень мелодичны, но самое главное в них то, что во время их пения женским голосам не приходится вопить во всю глотку на высоких нотах, а бедным прихожанам вздрагивать от неожиданности. В наше время технологий мы обладаем прекрасной возможностью пользоваться Интернетом как источником нот для церковного пения (для этого существуют православные сайты).

И в заключении приведу один пример из моей личной практики. Одни мои знакомые попросили меня петь на их венчании. Помятуя о своем не слишком юном возрасте, они устроили все очень просто (хор состоял из меня и матушки священника, который их венчал). Мы решили петь на два голоса обиходным вариантом. И как же хорошо прошло Таинство. Мы были не просто певчими, а сотаинниками наших брата и сестры во Христе в этот важнейший в их жизни момент. Поя простым напевом, мы имели возможность вдумываться в каждое слово церковного текста. По окончании службы все мы: молодожены, батюшка, певчие, родные светились одинаковою радостью. И я вспомнила, как обычно после пения "итальянским" стилем на венчаниях я облегченно вздыхала, что все закончилось, я не ошиблась в нотах, удачно спела ту или иную тему. Но даже не задумывалась, что не участвовала в службе как таковой.

Я прошу простить меня, если некоторые слова моего воззвания вызовут у кого-то смущение. Я писала "от избытка сердца".
Раба Божия Тавифа
Свято-Троицкая церковь
Ванкувер. Канада

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019