Когда горит свеча...

Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры (2)

Часть I

Продолжим нашу прогулку по Никольскому кладбищу и от могилы А.Д.Вяльцевой перейдем к участку, находящемуся также недалеко от Никольской церкви, но ближе к центральному входу, где погребены многие профессора Петербургской Духовной академии.

Василий Николаевич Карпов
02.04.1798-03.12.1867

Холодной декабрьской ночью почил от своих трудов ученый Василий Николаевич Карпов. Перед своей кончиной он два раза приобщился Святых Христовых Таин. Преосвященный Палладий, епископ Ладожский, совершил обедню и вынос тела заслуженного профессора из квартиры в академическую церковь. Сколько печальных воздыханий слышало в этот день Никольское кладбище... На отпевании присутствовало сорок архиереев и священников. С большим теплом вспоминали присутствующие жизнь Василия Николаевича.

Он родился в селе Хрепаново Воронежской губернии, в бывшем имении графини Орловой. Его первым воспитателем был отец - священник этого села. Причем воспитание мальчика заключалось исключительно в труде, а игрушек и развлечений не было никаких. Грамоте ребенка учили по букварю, но учился он не забавляясь, а трудясь. Вася всегда принимал участие в хозяйственных хлопотах отца, исполняя самые различные поручения, умел хорошо ездить верхом. Со временем он пошел по стопам отца, поступив в Воронежскую семинарию, а приобретенное в детстве умение работать помогло ему в будущем стать заслуженным профессором. Именно в юности у молодого человека зародилась любовь к философии. Из семинарии он был направлен на учебу в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1825 году. Будучи студентом, Василий Карпов под влиянием Канта увлекся философией, но впоследствии его любимым философом стал Платон.

Василий Николаевич решил перевести сочинения Платона, и его четырехтомный труд был признан лучшим, что и обратило на него Высочайшее внимание, вскоре он был удостоен Высочайшего подарка.

После окончания курса академии В.Н.Карпов был определен преподавателем немецкого и греческого языков в Киевскую семинарию и академию с одновременным исполнением обязанностей заведующего библиотекой.

В 1827 году он был утвержден в степени магистра, а через год стал бакалавром французского языка, затем и бакалавром философских наук в той же Киевской академии.

В мае 1833 года, после того как Василий Николаевич овдовел, он попросил перевести его в Петербургскую Духовную академию, куда приехал со своим малолетнем сыном Николаем, ставшим впоследствии студентом столичной академии и скончавшимся перед окончанием курса в 1855 году.

В 1834 году В.Н.Карпов стал библиотекарем Санкт-Петербургской Духовной академии, через год получил звание коллежского асессора и должность профессора философии, кроме того, он преподавал логику, психологию и историю философии. За 42 года профессорской жизни Василий Николаевич имел многочисленные награды за безупречную службу, в том числе был кавалером орденов Анны 2-й степени и Владимира 3-й степени.

По рекомендации Московского митрополита В.Н.Карпов был возведен в звание ординарного профессора. Семинаристы в самых отдаленных уголках России знали имя этого самобытного русского философа. "Наш русский мыслитель ни разу не отдался в кабалу ни одному заграничному авторитету, и если кому из философов отдавалось в его сердце предпочтительное сочувствие, так это безмерному идеалисту древности, исторгавшему похвалы их уст знаменитейших отцов Церкви, Платону. Он оберегал границы независимого царства самостоятельной православно-русской мысли от иноземных вторжений западного реализма",- отмечали современники.

Жизнь Василия Николаевича Карпова - в основном кабинетная, была полна дум, вдохновений, душевных тревог, и горьких разочарований, и хотя его послужной список весьма однообразен, перечисление его трудов и заслуг заняло бы несколько страниц. В окне его кабинете, в одном из зданий лавры, часто до самого утра горел одинокий свет. Жизнь ученых совершается внутри кабинета и незрима миру, а их подвиги - это подвиги духа.

Множество статей В.Н.Карпова, опубликованных в журналах "Христианское чтение", "Странник " еще ждут своих издателей.

Великим постом 1867 года он почувствовал, что "елей его жизни догорает". Он уходил из этого мира в полном сознании этого ухода с чувством истинного христианина и философа. Его друзья и коллеги, провожая его в последний путь, обратились тогда к нам, его потомкам, что мы прочтем его труды и вздохнем невольно, сказав: "Это Карпов писал, помолись за него". В этом отношении мало "познать себя", надо также познавать, понимать и ценить других...

Рядом с Василием Николаевичем погребен профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Иван Васильевич Чельцов.

Иван Васильевич Чельцов
1828-05.03.1878

Основная часть творческой жизни Ивана Васильевича Чельцова была связана со столичной Духовной академией, он был одним из самых ярких ее представителей: залуженный ординарный профессор, доктор богословия, действительный статский советник, редактор журнала "Христианское чтение", помощник ректора по церковно-историческому отделению, кавалер орденов св. Станислава, св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3-й степени.

Ему было 49 лет, когда он оставил этот мир. Его отпевали в академической церкви. Около гроба стояла молодая жена, оставшиеся сиротами шестеро детей и отец покойного, 80-летний протоиерей Василий.

И.В.Чельцов был достойным представителем рода Чельцовых, известного с начала ХVII века. Он дал России замечательных людей, среди которых были известные ученые, священнослужители, преподаватели. Первым в роду был Адриан Чельцов, священник села Тросны Зарайского уезда, а одним из последних - новомученик протоиерей Михаил Чельцов, проходивший по делу митрополита Вениамина в 1922 году, автор известных "Записок смертника", расстрелянный в Рождество Христово 1931 года.

Иоанн Васильевич Чельцов родился в Рязанской губернии в семье священника. В 1848 году он закончил рязанскую Духовную семинарию, а в 1851 году - Санкт-Петербургскую Духовную академию, по окончании которой молодой человек был определен на должность бакалавра Академии по классу церковной истории. В 1859 году он получил звание экстраординарного профессора. Не карьера ради самолюбия, а жизнь ради спасения души и служения Отечеству и Богу - вот ценности, на которых воспитывалось не одно поколение русских людей.

Когда из Кирилло-Белозерского монастыря в академию поступила монастырская библиотека старопечатных книг и рукописей, Иван Васильевич с большим желанием, благодаря своим знаниям и терпению, взялся за сложное дело приведения в порядок полученных древних книг. В его жизни не было дел, к которым бы он относился легко, небрежно или поверхностно. Труды ученого-богослова были оценены сослуживцами и 23 марта 1860 года "за отлично-усердную службу, обширную работу и основательное преподавание своего предмета", он был возведен в звание ординарного профессора.

В своих общественных и служебных отношениях, как отмечали современники, профессор отличался редкой прямотой и независимостью образа мыслей.

"Молим вас, братия, знайте трудящихся у вас и наставляющих вас, и почитайте их преимущественно с любовью за дело их", - так говорили о своем преподавателе студенты, которые любили его, поражались его эрудиции, прекрасному знанию греческого языка и византийской истории. Лекции его всегда отличались остроумием, яркостью, образностью и глубиной мысли. Он умел так преподнести исторические события, совершившиеся тысячелетия назад, что студенты представляли их наглядно и ярко, как будто они совершались перед их глазами. Мало того, он, глубоко знавший историю и жизнь, присоединял к событиям свои выводы, которые глубоко западали в сердца студентов, принося добрые плоды. Но самой главной любовью в его жизни была любовь к Церкви Божией. Он преображался, когда говорил о Церкви, и по окончании лекции студенты выходили из аудитории переполненные любовью, которую дарил им профессор, а ему эта любовь была дарована Господом, и он приумножал ее, как мог.

После смерти профессора И.В.Чельцова лекции по древней и общей церковной истории стал читать профессор И.Е.Троицкий, погребенный напротив.

Иван Егорович Троицкий
18.04.1832-02.08.1901

Имя Ивана Егоровича Троицкого известно всем, кто любит церковную историю, поскольку он считается главой новой церковно-исторической школы в России и крупнейшим историком России. При своей изумительной учености, профессор-историк И.Е.Троицкий умел так вести себя с людьми, что они сами стремились к знаниям, чтобы во всем познавать Божие величие. Его имя навсегда вписано в историю богословского знания.

Он родился в селе Красном Пудожского уезда Олонецкой губернии в семье причетника. После окончания Каргопольского Духовного училища и олонецкой Духовной семинарии, в 1859 году, Иван закончил и полный курс Санкт-Петербургской Духовной академии со степенью магистра богословия и вернулся преподавать в родную семинарию. Предметами его внимания и преподавания стали логика, психология, патристика и латинский язык. Но эта работа продолжалась совсем недолго, поскольку вскоре он занял должность бакалавра по кафедре греческого языка в Санкт-Петербургской Духовной академии, одновременно преподавая в столичном университете. Лекции И.Е.Троицкого отличались полнотой содержания благодаря его эрудиции. Однажды профессор сказал: "Я от себя ничего не говорю. Меня нет в моем сочинении. Там что ни слово, то факт. Ничего я не игнорирую и ничего не скрываю".

Начиная с первых лет академической службы, Иван Егорович изучал церковную историю и получил звание экстраординарного профессора.

Профессор Троицкий непрерывно публиковал исторические исследования, статьи и переводы, большинство которых было посвящено истории христианского Востока в журнале "Церковный Вестник" и в "Христианском чтении", редактором которого он был в течение десяти лет, вплоть до 1890 года. В своих работах он был честным и добросовестным, считал, что не имеет права писать историю по своему вкусу и желанию.

Несколько лет своей жизни он посвятил изучению греческих рукописей, находившихся в московских книгохранилищах, и пришел к выводу, что надо выделить в отдельную кафедру историю славянских церквей. С 1885 года в Академии началось чтение лекций по истории славянских церквей.

Академия имеет богатейшую историю, многочисленных замечательных выпускников, преподавателей и выдающихся профессоров. Но отнюдь не всем профессорам дано счастье иметь учеников и создать свою школу. Иван Егорович имел такое счастье. И еще он имел дивный дар любить своих учеников. Установившаяся однажды крепкая научная связь профессора с его учеником уже не разрывалась никогда, даже когда его ученики сами становились профессорами.

Почивший профессор оставил завещание, согласно которому его библиотека была передана Петербургской Духовной академии, коллекция слепков камней и старинные гравюры - в археологический музей, две тысячи рублей - в распоряжение совета столичной Духовной академии с целью, чтобы проценты с этой суммы выдавались ежегодно за лучшую студенческую диссертацию по истории Восточной Церкви, а двенадцать тысяч рублей - для учреждения двух именных стипендий при Академии.

И.Е.Троицкий скончался от паралича мозга на 68 году жизни. Его ученик, Высокопреосвященнейший Николай (Налимов), архиепископ Финляндский и Выборгский, приехал на погребение и совершал первую литию. Он же нес гроб в академическую церковь, где собрались духовенство и студенты. Отпевание совершал митрополит Антоний (Вадковский). Место для погребения было выбрано рядом с его учеником, знаменитым ученым В.В.Болотовым, и теперь учитель и ученик оказались как бы под одной могильной крышей. Прощальную речь произнесли профессора Пальмов и А.П.Лопухин. Справа от центральной дорожки, в центральной части кладбища, за прудом, вы легко можете найти могилу А.П.Лопухина.

Александр Павлович Лопухин
1852-1904
Могила А.П.Лопухина на Никольском кладбище Александро-Невской лаврыКаждый раз, держа в руках Толковую Библию в изящном черном переплете и ощущая пальцами приятно шелестящие папиросные листы, поражаюсь этому уникальному изданию. Выпущенное к 1000-летию Крещения Руси, оно стало уже библиографической редкостью. В каждой строке трехтомника сокрыта Истина Божественного Слова, поэтому при чтении его всегда приходят утешение, покой, вразумление. Автор этого удивительного труда - профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, богослов-публицист, переводчик, обладавший знанием нескольких иностранных языков, энциклопедически образованный человек, которому принадлежит идея издания Богословской энциклопедии, Истории Православной Церкви XIX века, полного собрания творений Иоанна Златоуста в русском переводе - Александр Павлович Лопухин.

Александр Павлович родился в семье священника Саратовской губернии, где он закончил Духовную семинарию. Молодой человек обладал быстрым умом, живым характером, общительностью, тонкой наблюдательностью и добрым общительным сердцем. Вскоре Александр приехал в столицу и поступил в Духовную академию, которую закончил со степенью магистра, защитив диссертацию на тему: " Римский католицизм в Америке", которую он и написал в Америке, куда был направлен с июля 1879 года благодаря прекрасному знанию английского языка, и где служил псаломщиком в православной церкви Нью-Йорка. Молодой богослов не преклонялся перед этой страной, а использовал свое пребывание там, чтобы писать богословские труды для широкого круга русских читателей: он хотел возвысить своих соотечественников до высот европейской культуры. Жизнь за границей способствовала интересу А.П.Лопухина к вопросу соединения христианских Церквей, особенно англиканской Церкви с восточной. Несколько статей он посвятил обращению несториан в Православие. Причем, для статей он выбирал такой материал, который был полезен и интересен соотечественникам.

Еще будучи студентом, он начал сотрудничать в журналах, а затем в течение десяти лет, до 1902 года, был редактором академического журнала "Церковный Вестник", "Христианское чтение", "Странник", и все, кто работал с ним, отмечали "любезную отзывчивость и внимание к своим сотрудникам". Ему принадлежит мысль издавать приложение к журналу, которое рассылалось подписчикам в виде премии, он мечтал о том, чтобы все они получили полное собрание творений великих отцов Церкви.

Почти в каждом номере журнала публиковались статьи А.П.Лопухина, которых насчитывалось более ста: ни одно крупное церковное событие не только в России, но и в мире не ускользало от его внимания. Современники говорили о нем, как об Оригене, который, по слову блаженного Иеронима, был способен написать столько, сколько иной в свою жизнь не в состоянии прочесть. Имя Лопухина стало широко известно среди любителей духовной литературы.

Он уходил от мелочей житейского благополучия, в его жизни не было пустого пространства: все было подчинено только пользе христианского просвещения.

В 1882 году Александр Лопухин вернулся в родную Академию и занял кафедру "сравнительного богословия", а когда ее закрыли - кафедру "древней общей гражданской истории", на которой оставался до своей кончины.

22 августа 1904 года на даче в Тюрзове (по Финляндской железной дороге) после тяжелой болезни отлетела его душа в Вечность. Узнав о его кончине, Высокопреосвященнейший Антоний (Вадковский) прислал из Крыма телеграмму вдове почившего. Заупокойную литургию и чин отпевания совершал 24 августа ректор Академии высокопреосвященный Сергий.
Прощальное слово, которое произвело сильное впечатление на присутствующих и стало лучшим венком почившему, произнес его наставник протопресвитер Иоанн Янышев. Он назвал покойного профессора "аскетом литературного и ученого труда", напомнив, что его жизнь - подвиг великого труженика на благо Церкви.

Тихая смерть принесла ему покой, недостижимый в этой жизни. Современники сокрушались о его кончине, да это и понятно, поскольку нельзя не ценить людей, столь много труда положивших на благо Церкви, но эта грусть светлая: мы должны помнить слова Господа, идущего на Голгофу, сказанные плачущим о Нем женщинам: "Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших"(Лк. 23-28).
Из книги: Лидия Соколова. Когда горит свеча. Никольское кладбище Александро-Невской лавры. Вып.2. СПб, 2005


(Продолжение следует)
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Лидия Соколова:
Как происходит канонизация
Светлой памяти автора († 16.06.2016)
15.06.2018
На родине преподобного Серафима
К 70-летию со дня рождения автора († 16.06.2016)
28.03.2018
«Воспринимаю свою работу как служение...»
Беседа с секретарем Комиссии СПб епархии по канонизации, хранителем Музея Александро-Невской Лавры. К сороковинам († 16.06.2016)
24.07.2016
Новый Собор святых СПб митрополии
10 июля - Собор Санкт-Петербургских святых
07.07.2016
«Священномучениче Петре, моли Христа Бога спастися душам нашим»
В Петербурге открыта мемориальная доска, посвященная священномученику протоиерею Петру Скипетрову
04.06.2015
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019