Открытое письмо о. Александру Шаргунову

По поводу провокационных нападок на "Русскую линию"

В любой дурно составленной пьесе за попытками завязать интригу следует пауза и топтание на месте. Именно такое "разжижение сюжета", к сожалению, постигло сайт moral.ru на третьем акте ее героической драмы - вместе с размещением в канун дня Святой Троицы, 11 июня, статьи Р.Вершилло "Дерзость запустения".

Жанр комментирования чужих слов, вырванных из контекста и являющихся в свою очередь комментарием к словам предыдущим, вообще, специфичен. Читательское внимание быстро вязнет, отказываясь следить за извивами писательской диалектики. Поэтому лично я за судьбу творений Р.Вершилло спокоен. Окончательно засорить Интернет никому не по силам, а еще пара-тройка штампованных агиток, в парткомовском духе: "Товарищи, среди нас есть такие товарищи, которые нам совсем не товарищи!", - и редкий читатель, забравшийся в раздел moral.ru под названием "сатанизм", окончательно переберется на Русскую линию, где, вопреки моралистическим заверениям, его в связи с "розановским вопросом", ожидает дискуссия открытая, взвешенная и содержательная, в которой возможно высказывать суждение без опасения тотчас оказаться причисленным к сатанистам.

В принципе, уже сам отказ оо. Шаргунова и Переслегина продолжать дискуссию с высылкой себе на замену младшего дублера говорит сам за себя. Запал moral.ru и его стремление набирать очки через "охоту на ведьм" сходят на нет. Русская линия в итоге оказалась не такой легкой жертвой, как на то первоначально рассчитывали. Для православно-патриотических сил она была и остается базовой площадкой, позволяя своим недоброжелателям лишь время от времени встревать в обсуждение со стороны. Ничего подобного открытой дискуссионной среде РЛ на интернет-сайтах различных "ревнителей" не было и не будет. Ведь в основание здесь положена диаметрально противоположная философия: побыстрей "накачать" незадачливого читателя своими идеями, а не побуждать его самостоятельно мыслить, искать, сравнивать, последовательно оттачивать свои убеждения, уметь слышать позицию другого. Как следствие, высокий рейтинг РЛ (обычно по Rambler 3-4-я позиция среди православных ресурсов и 1-я среди агентств, занимающихся новостями и аналитикой) и, наоборот, мизерные показатели того же moral.ru, не входящего даже в двадцатку.

В такой ситуации отвечать на посредственные инсинуации нет ни малейшего смысла, сотрудники moral.ru могут получить только один дружеский совет: фамилию и имя автора на странице не позиционировать таким образом, чтобы неподготовленным глазом "Роман Вершилло" прочитывалось сходно с "Ас Пушкин". Это непрофессионально и просто курьезно. По существу же проблемы хотелось обратиться к человеку, на котором лежит настоящая ответственность за редакционную политику и будущее moral.ru и родственных ему начинаний - к протоиерею Александру Шаргунову (обращаю внимание, что это мое личное обращение в качестве одного из постоянно пишущих авторов и участников "розановской" дискуссии; редакция же РЛ, если пожелает, выскажется особо).

Отец Александр!
Для того чтобы разжечь вражду между Русской линией и возглавляемыми Вами Комитетом и интернет-сайтом, в последнее время сделано более, чем достаточно. Существует множество принятых способов обсуждать рабочие вопросы на рабочем уровне. В части же, касающейся наследия В.В.Розанова, между нами расхождений нет.

Вместо этого Вы и Ваши сотрудники раз от раза избираете путь публичных нападок, на грани фола. Разбирательств бесплодных и наносящих взаимный урон, поскольку в них одновременно смешено множество расходящихся подтекстов и тем: от философских и исторических до сугубо технических и приватных.

Глупее и проще всего было бы в отместку начать разворачивать какую-нибудь кампанию по дискредитации "Комитета за нравственное возрождение Отечества", на радость противникам Церкви продолжать и углублять склоку. Допустить этого нельзя. Многая Вам и благая лета, дорогой отец Александр и сотоварищи! С помощью Божией трудитесь, во славу Церкви и на пользу России! Забот по нравственному возрождению Отечества - непочатый край. Многие православные хорошо знают и любят Ваши замечательные проповеди, тексты которых в перепечатке помещает у себя в т.ч. и Русская линия. Мы также сопереживали и искренне радовались недавнему успеху судебного разбирательства по делу о кощунственной выставке в т.н. Сахаровском центре. На слуху и некоторые другие акции прямого гражданского действия, например, против пошлой рекламы, на которую и впрямь руки чешутся. Во всем этом Вы, как прежде, так еще и теперь, можете рассчитывать на самую активную поддержку со стороны православных СМИ и отдельных читателей и авторов.

В то же самое время, можем ли мы сказать о работе КНВО, что она безупречна? Нормальный, самокритичный взгляд наверняка обнаружит просчеты и недостатки. Находит их у себя и Русская линия. Сотрудники ее живут церковной жизнью, стараются совершенствоваться и не допускать ошибок, приносят покаяние положенным образом. Другое дело, что публичный "накат" и ультиматумы с требованием расписаться в своем "сатанизме" не могут и никогда не будут восприниматься всерьез. Хотите услышать ответ, извольте: редакция уже не один раз выражала свое сожаление; признал неудачной статью "В притяжении Розанова" и сам ее автор, иг. Кирилл. Чего не хватает еще? В какой форме изволите принимать сатисфакцию? Изволите созерцать: стенания, сопли, публичное самобичевание? Ничего этого, разумеется, не случится. Редакция извлекла уроки, читатель предупрежден относительно сложности темы (причем стараниями не только Вашими и о. Владимира, но в т.ч. и при помощи внутренней дискуссии, организованной РЛ). Повторных статей, напоминающих первую, не предвидится. Успокойтесь на этом и уделите драгоценные время и силы вещам, требующим большего внимания и усердия.

Иначе выходит, что изначальной целью и смыслом атаки было и остается - попытка морально уничтожить противника, привить ему некий комплекс вины, наподобие пресловутого покаяния за "холокост", "советскую оккупацию" и "сергианство" - т.е., фактически, завуалированная игра на повышение собственных акций. Однако, тут лучше бы попридержаться, ибо придраться к частностям, уловить в слове любого из нас, говорящих публично и по непростым современным проблемам, не представляет никакой сложности. В частности, многие помнят Ваш категорический, доходящий до разрыва с друзьями и единомышленниками, призыв к православным голосовать за Зюганова на выборах 1996 г. Я лично не отношусь к числу ярых антисоветчиков и антикоммунистов, однако в патриотическом православном сообществе присутствует большое число тех, для которых союз с коммунистами видится равнозначным союзу с масонством, отказу от христианства, добровольному принятию "сатанинских пентаграмм" и тому подобным вещам.

И вот, вообразите, что на одном из православных сайтов с регулярностью начинают публиковаться статьи, изобличающие о. Александра как вероотступника и требующие от него принародного раздрания риз и посыпания головы пеплом. Причем риторика для этого используется самая, что ни есть сильнодействующая, "ревнительская", как у о. Переслегина и Вершилло: богохульство, кощунство, недопустимое соглашательство, релятивизм, индифферентизм, сатанизм, апостасия, антихрист и пр. Вам неприятно и поначалу Вы пробуете разговаривать с оппонентами по-хорошему, рассудительно. Однако, впоследствии соображаете, что Вас попросту провоцируют или, говоря нынешним языком, "элементарно разводят": давят на нервы, пытаются нагнать волну "чернухи" и только. Как все происходящее Вам будет нравиться?

Еще пример, более свежий по времени, взятый непосредственно из "розановской" дискуссии. Давайте вспомним цитату про "псов нелающих, хвостом виляющих", вынесенную Вами даже в заглавие своего выступления. До сих пор остается без объяснений, кто и какой властью вложил в уста Господу упоминаемые Вами слова: "Вот, Я на вас, - говорит Господь, - псы нелающие, хвостом виляющие". Скорее всего, я уже писал об этом, имеет место неточная и даже искажающая смысл передача стихов Ис. 56, 10-11. Но это ведь так, просто оплошность, а, конечно, не злой умысел и покушение на библейскую аутентичность. Подвела память, не сверились с источником - ничего более. И, хотя Священное Писание по идее требует более точного и бережного обращения со своим словом, особенно придираться к происшедшему никто не намерен. В конце концов, у Вас это только лишь пиитический образ, из которого не следует никаких далеко идущих логических построений. Вот, если бы то же самое случилось где-нибудь при изложении экзегетического материала, тогда отступление от библейского текста представляло бы более серьезное упущение, почему требовало бы отдельного и внимательного рассмотрения и исправления.

Увы, недобросовестная полемика никакой меры и никакого снисхождения не знает и знать не желает. Она, наоборот, рада любой оплошности, допущенной с противоположной стороны; с воодушевлением наводит тень на плетень, раздувая любую недосказанность, любую двусмысленность, навязывая свое толкование авторских слов и намерений.

Снова же подчеркну, что ни в коей мере не пытаюсь оправдывать публикацию "В притяжении Розанова". Но посмотрите внимательным, совестным оком на реплики Ваших сподвижников - о. Переслегина и Вершилло: что это, как не непрерывное переливание из пустого в порожнее, попытка натянуть факты, сыграв на дешевой патетике? То, что обычно и определяется словами: "оголтелость", "инсинуация"?

И у кого, скажите на милость, после прочтения возникнет желание с подобными горе-критиками всерьез разговаривать? Тем более, что жизнь не стоит на месте, люди заняты делом; хлопот, сами знаете, в рабочем процессе бывает достаточно. Это тому человеку, у кого нет опыта создания и поддержания работы крупного СМИ, представляется, что всякую проблему можно заранее предусмотреть и учесть. Не ошибается тот, кто ничего не делает! Морализаторство же на данном материале, как ни крути, имеет довольно неприглядный вид, особенно, для священника. Авторитет служителя Божия лучше бы поберечь до каких-нибудь более значительных случаев.

Позволь я себе, как мирянин, выражаться фразами вроде: "Линия релятивизма и индифферентизма ведет к сатанизму", - читатель бы попросту выразил свое недоумение и сказал: "Ну, ты, мужик, завернул! Ты сам-то хоть понял, чё написал?" И, наоборот, взял бы кто из относящихся пристрастно к деятельности о. Александра и - давай без конца ездить взад и вперед, обыгрывая неточную передачу библейской цитаты. Дескать, как возмутительно: протоиерей Библию переписал! Караул: модернизм, ересь, человекобожество, сатанизм и т.п.! И далее по бесконечному кругу: N уличил M, L придрался к словам M, Q за это струнит L... Так не скучно ли, братья? Эдак все нравственное возрождение проспорим...

Давнишняя моя золотая мечта - написать большую и обстоятельную работу на одну чрезвычайно интересную и важную тему: о чувстве меры. Как в анекдоте про армянское радио: необходима ли такая "борьба за мир", от которой камня на камне не останется? Кампания, развернутая сайтом moral.ru, к сожалению, полностью соответствует этому. О вреде Розанова господа моралисты готовы спорить до потери христианского и человеческого облика. Методом "от противного" превращать себя в псов лающих и хвостом не виляющих. Не замечая, что самый дух распри, применение без разбору, по всякому поводу "крупного калибра", обвинений в сатанизме, перетолковывание себе в угоду смысла Писания, жонглирование так и сяк именем Христовым вредят православному сообществу не меньше, нежели идеи полузабытого, чудаковатого старика-философа.

Закончим же пустые нападки и препирательства, игру на нездоровом, скандального типа любопытстве "кто - кого?", топтание по читательским нервам. Юбилей Розанова пускай при желании празднуют его почитатели на каких-нибудь светских собраниях, конференциях и т.п. Запретить это никому невозможно. Церковные же СМИ пусть смотрят на "розановщину" в ее настоящем значении - как весьма болезненный, сложный, с трудом изживаемый комплекс интеллигентской психологии, врачевание коего в душах требует определенности и решительности, но в то же самое время не может совершаться с налета, единой кавалерийской атакой, а взывает к педагогической мудрости и человеколюбию.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Рогозянский:
Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
26.11.2019
Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
25.11.2019
Концепция вторая: «Развивалки»
О четырех популярных системах воспитания
22.11.2019
Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
19.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019