Он родился 25 апреля 1858 года в семье единоверческого священника Херсонской епархии, который впоследствии принял монашество. По окончании духовной семинарии Георгий Долганов сдал экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии г. Ананьева Херсонской губернии, получив, таким образом, право поступить в университет. Окончив в 1889 году Новороссийский университет в Одессе сразу по трем факультетам - юридическому, историко-филологическому и математическому - он, тем не менее, избрал путь служения Богу, чему немало способствовал архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович).
Юноша поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1892 году принял монашеский постриг с именем Гермоген, а 15 марта 1892 года был рукоположен во иеромонаха. Окончив в 1893 году академию кандидатом богословия, молодой иеромонах был назначен сначала инспектором, а затем ректором Тифлисской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. На Кавказе он немало потрудился и на ниве миссионерства.
14 января 1901 года в Казанском соборе Петербурга архимандрит Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского викария Саратовской епархии, а уже в 1903 году получил назначение на самостоятельную кафедру, став епископом Саратовским и Царицынским. В том же году он был назначен присутствовать в заседаниях Св. Синода. В марте 1904 года по его распоряжению была создана особая печатная комиссия "по изданию книжек, листков, картин и изображений духовного и религиозно-нравственного содержания для распространения их в народе путем продажи и даровой раздачи".
С большой любовью относился к владыке святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как-то он сказал, что может умереть спокойно, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его борьбу за Православие. Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906 году: "Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас".
После похищения Чудотворной Казанской иконы Божией Матери епископ Гермоген предпринимал усилия по розыску святыни, организовав собственное расследование.
С началом смуты 1905-1907 годов епископ Гермоген повел бескомпромиссную борьбу с революционной агитацией и попустительством местных властей к либералам и социалистам. Он стал одним из вдохновителей и активных деятелей патриотического движения. Владыка заявлял, что он пришел к убеждению, что "необходимо нам, пастырям, пользоваться теперь не храмом только для руководства своих пасомых, но и общественными организациями". Благодаря твердой и мужественной позиции по отстаиванию родных устоев, епископ Гермоген сделался одним из главных авторитетов у монархистов-черносотенцев. Показательно, что 3-й Всероссийский съезд Русских Людей, который проходил в Киеве с 1 по 7 октября 1906 года направил приветственные телеграммы всего только пяти архиереям: митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому), архиепископу Волынскому Антонию (Храповицкому), епископу Таврическому Алексию (Молчанову), епископу Вологодскому Никону (Рождественскому) и епископу Саратовскому Гермогену (Долганову). В ответной телеграмме Саратовский святитель писал: "Господь да объединит вас крепко, могуче, и да оденет вас всех одеянием несокрушимым из пламенной, до смерти непобедимой ревности о защите Веры, Царя и Отчизны".
Владыка опасался, что монархическое движение, увлекшись политической борьбой, погрязнет во внутренних распрях и развалится. Для предотвращения такого развития событий, на его взгляд, патриотическое движение должно было стать на твердую почву православного мировоззрения. С этой целью в 1907 году по его инициативе Саратовский отдел Союза Русского Народа был преобразован в Православный Всероссийский Братский Союз Русского Народа. Выступая на торжествах в связи с открытием Союза, которые проходили в Духов день, еп. Гермоген выразил уверенность, что "теперь, поставив дело на твердой почве религиозного и патриотического воодушевления, просвещенные светом Христианской веры, объединенные в живом Христовом теле - в Святой Православной Церкви, - мы можем быть уверены, что дело наше задумано бескорыстно, исполнено свято и стоять будет прочно, на незыблемых основах". По его словам, Союз возглавил "новую форму освободительного движения" от противников "исторического нашего уклада русской православно-церковной жизни народной под руководством пастырей". Устав Союза, утвержденный епископом Гермогеном в праздник Казанской иконы Божией Матери 8 июля 1907 года, определял, что покровителем Союза и его почетным председателем является епархиальный архиерей. Среди требований к членам Союза был один пункт, который отличал новую организацию от прочих монархических союзов и партий: членами могли быть не просто природные русские, православные, обоего пола, любого сословия и состояния, но обязательно "ведущие жизнь согласную с учением Православной Церкви".
В 1908 году у владыки возникли разногласия с либеральным Саратовским губернатором графом С.С.Татищевым и Саратовской городской думой по вопросу о чествовании Л.Н.Толстого в связи с его юбилеем. Епископ Гермоген решительно отказался от проведения торжеств в своей епархии. В начале сентября 1908 года он разослал пастырское распоряжение с разъяснением еретичества Толстого. Губернатор и Саратовская дума пожаловались на владыку в Св. Синод. Вместе с иеромонахом Илиодором (Труфановым), прибывшим в Царицын в 1908 году и возглавившим местный отдел Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа, архипастырь повел кампанию против Татищева, вынудив его уйти в отставку. Он взял под свою защиту Илиодора, которого за его сомнительную деятельность Св. Синод намеревался перевести в Тульскую епархию. В 1910 году епископ Гермоген выступил против постановки богохульных пьес в саратовском театре, из-за чего у него возник конфликт с новым губернатором. Чиновники начали распространять о нем сведения как о человеке неуживчивом.
Г.Е.Распутин, сщмч. Гермоген (Долганов) и иеромонах Илиодор (Труфанов) |
В то же время он вступил в конфронтацию с обер-прокурором Св. Синода В.К.Саблером по поводу дела об устройстве в Московской Марфо-Мариинской обители, которую возглавляла будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна, института диаконисс на протестантский лад и особого чина панихиды по иноверным христианам. В своей телеграмме Царю владыка указывал на противоканонический характер подобных нововведений, "открытое попустительство и самовольное бесчинное снисхождение к противникам Православной Церкви". Эта телеграмма сделала присутствие епископа Гермогена в Св. Синоде невозможным, и по настоятельной просьбе обер-прокурора Государь уволил его от присутствия в Синоде и повелел ему отправляться в свою епархию. Сославшись на болезнь, владыка остался в Петербурге, несмотря на уговоры Серафима (Чичагова), Никона (Рождественского) и других архиереев. Тогда 17 января 1912 года последовал другой царский указ: уволить Преосвященного Гермогена от управления епархией и отправить на покой в Жировицкий монастырь. Пользовавшийся тогда еще доверием Царя председатель Государственной Думы М.В.Родзянко вспоминал, что на его вопрос о судьбе владыки Государь ответил: "Я ничего не имею против епископа Гермогена. Считаю его честным, правдивым архипастырем, прямодушным человеком... Он будет скоро возвращен. Но я не мог не подвергнуть его наказанию, так как он открыто отказался подчиниться моему повелению".
Епископ Гермоген не раз отказывался от предложений облегчить его участь путем перевода в более благоустроенную обитель, которые ему делал в том числе тогдашний архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), заявляя, что он согласен только на одно: если его вернут в его епархию. (Кстати, уже в хрущевское время за свою твердую церковную позицию в Жировицкий монастырь был сослан другой Ермоген - архиепископ Калужский и Боровский Ермоген (Голубев), родной брат лидера киевских монархистов В.С.Голубева).
Во время пребывания в Жировицах у епископа Гермогена стал обнаруживаться дар прозорливости, чему сохранилось немало свидетельств. В августе 1915 года святитель был переведен в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. На начальника Петроградского охранного отделения А.В.Герасимова владыка Гермоген произвел "в высшей степени хорошее впечатление. Высокий, худощавый, с острым, ясным умом, аскет по внешности, он производил впечатление настоящего христианского подвижника, способного умереть за веру".
...Когда неисповедимые пути Господни свели в Тобольске владыку и арестованного Государя, они попросили друг у друга прощения и примирились, как подобает истинным христианам. Примирился епископ Гермоген в душе и с Распутиным. Об этом сам владыка рассказал зятю Распутина Б.Н.Соловьеву в Тобольске, поведав и о бывшем ему в день убийства Григория Ефимовича видении.
После Февральского переворота 8 марта владыка был назначен на Тобольскую кафедру. С августа по декабрь 1917 года принимал участие в деятельности Поместного Собора Православной Российской Церкви.
Во время заключения Царской Семьи в Тобольском губернаторском доме владыка тайно посылал Царственным Узникам просфоры, молитвы и благословения, поддерживал с ними переписку, называя Августейших Страстотерпцев "многострадальным Святым Семейством".
Захватившие власть большевики начали искать повод к аресту епископа. В его покоях был проведен обыск. В 1918 году, в условиях начала гонений на православных, Святейший Патриарх Тихон благословил провести по всей стране крестные ходы. Епископ Гермоген, несмотря на запрет местных властей, решил провести крестный ход в Тобольске в Вербное воскресенье 15(28) апреля. 12 апреля были увезены в Екатеринбург Государь, Государыня и Великая княжна Мария, а на следующий день большевики попытались арестовать епископа Гермогена. Однако, предчувствуя такой исход, владыка не ночевал в своих покоях. Большевики не смогли помешать крестному ходу, он состоялся. Когда крестный ход проходил вдоль стены Тобольского кремля, возвышающегося над городом, Владыка остановился напротив того места, откуда был виден губернаторский дом, где последнее время находилась в заточении Царская Семья. Запели молебен, по окончании которого Святитель подошел к краю стены. Несколько минут он молился, один стоя над городом с простым деревянным крестом в руках. Молился о Царе с Царицею, которых большевики накануне уже увезли из Тобольска в Екатеринбург, и о Царских детях, которые в это время находились внизу в губернаторском доме. Затем Владыка высоко поднял над собой крест и медленно благословил Царскую Семью.
Архипастыря арестовали сразу по окончании крестного хода и, убоявшись народного возмущения, ночью отправили в Екатеринбург. Председатель исполкома Дислер открыто заявил представителям епархии, что владыка арестован как "черносотенец и погромщик" - других поводов к аресту найти не сумели. Полтора месяца томился епископ Гермоген в екатеринбургской тюрьме. А затем был отправлен под конвоем в Тюмень, где его с некоторыми другими узниками перевели на пароход, который якобы направлялся в Тобольск.
В ночь с 15 на 16 июня владыку и бывшего с ним священника Петра Карелина вывели на палубу, связали и, привязав к шее камни, сбросили в реку Тобол. Перед убийством изуверы издевались над святителем, стригли ему волосы, насмехались, били.
Честные мощи священномученика были вынесены на берег и обнаружены крестьянами. После прихода белых он был погребен в Софийском Успенском соборе в Тобольске. Богоборцы-большевики мстили святителю и после смерти: когда они снова захватили власть, место его погребения было залито цементом.
Канонизирован епископ Гермоген на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Герасимов А.В. На лезвии с террористами. Paris, 1985.
2. Гермоген (Долганов), еп. Речь епископа Саратовского Гермогена при открытии Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа // Православный Всероссийский Братский Союз Русского Народа. Саратов, 1907.
3. Гермоген (Долганов), еп. Борьба за истину нашей духовной школы. Саратов, 1908.
4. Гермоген (Долганов), еп. Речь Преосвященного Гермогена... и постановления. Интеллигентское язычество нашего времени и меры борьбы с ним... Казань, 1910.
5. Гермоген (Долганов), еп. Негодующее осуждение дозволенного кощунства: (Истинное изображение смерти Толстого). Саратов, 1911.
6. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и матер. к ним. Кн. 2. Тверь, 1996.
7. За Христа пострадавшие. Гонения на русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биогр. словарь. Т. 1: А-К. М., 1997.
8. Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906.
9. Правые партии и организации в Поволжье: идеологические концепции и организационное устройство (1905-1917). Сост. Е.М.Михайлова. М., 2002.
10. Степанов А. Гермоген (Долганов) // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О.А.Платонов, сост. А.Д.Степанов. М., 2003.