Преподобный Варлаам родился в Новгороде Великом в начале XII столетия. Предание сохранило свидетельство даже о месте проживания подвижника в древнем городе - на этом месте благодарные почитатели поставили часовню - на Софийской стороне, в Неревском конце у земляного вала. Известно, что прп. Варлаам был сыном богатого новгородского гражданина Михаила и его жены Анны. После смерти родителей Алексей Михайлович роздал все свое имущество бедным и принял монашеский постриг в одном из новгородских монастырей. Однако, душа его жаждала полного уединения, и он стал искать место, где можно было бы скрыться от городской суеты.
Как и многие христианские подвижники, прп. Варлаам выбрал именно то место, которое в народе пользовалось дурной славой. Монашество - суть духовное ратоборство, потому многие наши преподобные начинали свой подвиг с поселения в тех местах, которые издавна были обиталищем злой силы. Знали о таком месте с дурной славой и новгородцы, - и недаром прозвали его "Хутынью", худым местом. Из жития преподобного мы знаем, что он получил Божие знамение на то, чтобы поселиться в Хутыни. Когда он шел по берегу Волхова, то увидел луч света, идущий из чащи леса. На том месте он и срубил себе келию, а потом "в память небесного света, который осенил его здесь", построил храм в честь Преображения Господня. Храм был освящен в 1192 году, прп. Варлаам был в этот день возведен в сан игумена, так как вокруг него уже собралась добрая братия. Об этом событии есть упоминание в Новгородской Летописи.
Всего лишь через год после освящения храма и получения игуменского сана, прп. Варлаам отошел ко Господу, назначив себе преемником прп. Антония, который впоследствии стал основателем новгородского Свято-Троицкого Дымского монастыря.
Немногословно житие прп. Варлаама, но есть в нем знаменательное повествование об одном событии, которое стало прообразовательным для посмертного почитания святого.
Это рассказ о том, как в первую пятницу Петрова поста (в июне месяце), по предсказанию прп. Варлаама великому князю, выпал снег, и святой приехал в Новгород навестить архиепископа не на коляске, а на санях. При этом, внезапное похолодание не только не погубило уже начавшую цвести в начале лета рожь, а наоборот способствовало богатому урожаю: так как мороз истребил вредных насекомых, поражавших в то время злаки.
В ознаменование этого чуда в Варлаамо-Хутынском монастыре в этот день (подвижный, так как первая пятница Петрова Поста каждый год бывает в разное время) было установлено совершать торжественное архиерейское богослужение с крестным ходом вокруг стен обители. Эта традиция восстановлена и в наши дни.
Так в народе установилось почитание прп. Варлаама, как ходатая о погоде, но не только о "благорастворении воздухов и о плодах земных", но и о... ниспослании холода и мраза на неприятеля. Так, по преданию, именно по молитвам к прп. Варлааму Господь навел страшные морозы на землю нашу в то время, когда ее осаждали немецкие захватчики. Непривычные к русским холодам вражеские солдаты, да и техника не могли выдержать этого природного испытания и сдавали позиции под Москвой и на ее подступах.
Сама обитель прп. Варлаама во время войны была сильно разрушена. Но и в этом разрушении, как и в разрушении всего Новгорода и в опустошении всей русской земли провидится грозное предупреждение, которое еще в XVI веке предрек прп. Варлаам. "В лето 1505-ое", повествует Летопись, прп. Варлаам явился пономарю Хутынской обители Тарасию и показал ему "три страшные кары" за грехи людские, уготованные Новгороду:"И прииде пономарь Тарасию сам Варлаам чудотворец, и глаголя ему: брате Тарасие, хочет Господь Бог погубити Великий Новгород, взри брате пономарю Тарасие, на самый верх церковный и узриши пагубу над Новгородом велику, что хочет Господь Бог сотворити". Предсказанные прп. Варлаамом "три пагубы" - пожар, мор и потоп унесли тысячи жизней новгородцев в XVI столетии. А как предупреждение будущим поколениям в то время была написана икона "Видение пономаря Тарасия". Списки с нее хранятся в Новгородском музее, в Русском музее в Петербурге и музее села Коломенское в Москве.
Ни один еще раз карал Господь землю русскую - в Смутное время, были разорены святые обители, города и веси. В том числе был разорен и Хутынский монастырь. В революционное лихолетье монастырь был превращен в психиатрическую лечебницу, а потом заброшен. В годы войны он стал объектом многочисленных бомбежек и артобстрела. Так посылал Господь, предсказанные прп. Варлаамом "три страшные кары" за грехи людские.
Но в то же время не прекращалось и народное почитание прп. Варлаама. Тяжелая каменная плита на месте упокоения преподобного, под которой почивали (и почивают) его святые мощи в поруганном Преображенском храме по прежнему привлекала паломников в отдаленную Хутынь. В день памяти прп. Варлаама на протяжении всего XX столетия здесь звучали молитвы о помощи, о небесном заступничестве угодника Божия за страдающих русских людей.
По молитвам прп. Варлаама в 1994 году на месте его святой обители начала налаживаться иноческая жизнь. Первые матушки во главе с игуменьей Алексией (Симдянкиной), насельницей Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря, пришли на развалины, воодушевляемые любовью ко Господу. В первые несколько лет они трудились и жили в тяжелейших материальных условиях и сполна испытали те же трудности, что испытывал сам прп. Варлаам при устройстве своей обители. Старания и молитвы матушек скоро принесли и плоды - обитель стала принимать свой древний облик (каменные постройки здесь были возведены в XVI столетии). Нескончаемым потоком потянулись в Хутынский монастырь паломники, привлеченные известием об исцелениях на "горке Преподобного" и у его колодца.
"Горка" - это особое место в Хутынском монастыре. По преданию землю для этого небольшого холмика наносил в своей скуфейке сам прп. Варлаам. На этом месте стояла его первая келья, которая воссоздана ныне в виде часовни. Здесь он боролся с бесами, здесь одержал свою духовную победу, после которой стал разрастаться и благоустраиваться монастырь. Сейчас в монастыре существует замечательный обычай: паломники поднимаются на верх горки, ложатся на землю, а потом кубарем скатываются вниз - и многие болезни по свидетельствам, которые не раз слышали насельницы обители, отступают безвозвратно.
Колодец, по преданию ископанный самим прп. Варлаамом, находится за стенами обители. Здесь паломников обильно поливают водой из ведра после водосвятных молебнов, целебную водичку увозят с собой. И благодарят прп. Варлаама за его сострадание к нам грешным, которое не иссякает почти тысячу лет.
Помощь прп. Варлаама ощущается во всех делах обители: растет количество сестер, они притекают сюда из разных городов и весей России (сейчас из более 50). Восстановлены в былой красоте: Преображенский собор, надвратная церковь, церковь прп. Варлаама с трапезными палатами. Сияют белизной жилые корпуса, в одном из которых расположилась уютная гостиница для паломников, где готовы принять до 30 человек путешествующих. У обители большое хозяйство - огороды, сады, скотный двор.
В Хутынском монастыре, по заветам его святого настоятеля, аскетическое подвижничество (кроме больших физических трудов, это и молитвенный труд - утренняя молитва ежедневно начинается в 6.30 утра, вечерняя - в 18.00) соединено с милосердной открытостью миру. Здесь привечают детей и ветеранов войны, устраивают праздники для тех и других. Особенно торжественно отмечался день 60-летия Победы. В монастыре проходит ежегодная научная конференция "Новгородские чтения", которая собирает преподавателей со всей страны. Здесь рады гостям в любое время - и обогреют, и приютят, и накормят. А цены на требы и свечи в обители, наверное, самые низкие из всех наших монастырей. Потому тут всегда читаются беспрестанные сорокоусты, вечные поминовения, постоянно служатся молебны у раки прп. Варлаама и панихиды у могилы великого русского поэта Г.Р. Державина, который похоронен под сводами Преображенского храма.
В Варлаамо-Хутынском монастыре хочется воскликнуть: "Жизнь жительствует там, где почитают святость!". Прп. Варлаам через века хранит свою обитель и предстательствует за ее насельниц и притекающих в нее паломников.