Царская Россия

Роман Ирины Головкиной (Римской-Корсаковой) "Побежденные", как реквием по эпохе Царя-Мученика Николая

0
419
Время на чтение 7 минут
В советские годы машинописные копии этого романа ходили по рукам, недавно Православным центром имперских политических исследований роман "Побежденные" был подготовлен к изданию, и наконец вышел в свет, пяти тысячным тиражом. Книгу по праву можно назвать реквиемом по "Царской России", - это словосочетание, так же как и близкое к нему: "царское время" постоянно повторяется на страницах огромного художественного фолианта. Герои романа - "типичные представители Царской России", - те для кого "царское время" было синонимом настоящей жизни, после которой началась агония, несколько десятилетий длившееся умирание, вернее, уничтожение того, что можно было обозначить одним словом - "русскость".

Книга написана мастерски: она увлекает вполне детективным сюжетом (герой - князь Дашков скрывается под чужим именем, и ГПУ ведет за ним охоту); книга - роман в полном смысле этого слова, потому что в ней множество героев связано разнообразными сердечными отношениями, но это не просто "дамское чтение" (хотя женская психология, переживания женской души переданы во множестве ньюансов), это - роман-эпопея, потому что повествование, начавшееся с 1914 года, кончается зловещим 1937; в книге мы находим удивительно органичное сочетание авторского вымысла и исторической правды - реальные исторические лица (от Патриарха Тихона до иеромонаха Варлаама Соцердоцкого) действуют рядом с "художественно обобщенными типами". При этом внешне, сюжетно и образно чем-то напоминая "Хождение по мукам" А.Толстого, а также "Белую гвардию" М.Булгакова, внутренне идеологически роман "Побежденные" этим двум знаменитым произведениям противоположен, его автор - церковный, православный человек, - и эту позицию последовательно отстаивает на страницах своего произведения.

Разбор авторского мастерства, многочисленных аллюзии, реминисценций, которые содержатся в романе "Побежденные" можно было бы и продолжить, но мы пишем не критическую литературную статью, а хотим рассмотреть все произведение в целом, как слово поминовения Царственных Мучеников и всех новомучеников российских.

Хотя в "Побежденных" только один раз упоминается о панихиде по "благоверному Императору нашему Николаю, убиенному со чадами", единожды упоминается о том, как прятали русские люди в годы соввласти портреты почитаемого Государя, Царевен, Царевича и Императрицы, - даже это редкое упоминание адресует нас к главной теме романа, которая звучит, как лейтмотив: "Царская Русь" была настоящей Русью, она была "Божьим краем", а теперь Бог отступил от России, потому что произошло цареубийство (прямо об этом ни разу не сказано, но самые трудные (многочисленные) сцены в романе, - когда Бог не слышит молитву обреченных на гибель людей, объясняются именно этим).

Русские люди "исподличались" под властью еврейства (эта тема тоже присутствует в романе), потому, что Царская власть была ими отринута.

"В прежнее время предательство считалось позором и решиться публично на предательство - значило быть выброшенным за борт в любом прежнем обществе: в военном ли, в учебном ли, в студенческом ли, в рабочем - все равно!.. Известен разговор Николая Первого с молодым Раевским. Император спросил: "И вы не сочли долгом сообщить мне о готовящемся заговоре?" А тот ответил: "Такой поступок не вяжется с честью офицера, Ваше Величество!" Николай пожал ему руку со словами: "Вы правы!"

Я вспоминаю историю в Пажеском корпусе при Александре Втором. Мне она хорошо известна, так как в нее был замешан мой отец: группа кадетов была уличена в неповиновении и шалости, за которую грозило исключение. В заговоре была вся рота, иначе говоря - класс; пойманы несколько человек, которые, разумеется, отказались выдать товарищей. Дело однако не в этом: прибегли к авторитету Императора, который ответил: "Мои будущие офицеры иначе держать себя не могут - предателей вы из них не сделаете. Немедленно выпустить из карцера!" Вот как говорили императоры, а ваш вождь призывает к массовым доносам и утверждает выслеживание за доблесть!"

Герои романа страдают не только от того, что потеряли былые сословные привилегии, материальное богатство, свободу, "мужскую честь и женскую веру и верность", они страдают от того, что той, Николаевской России больше нет.

"...вспоминали генералов и солдат, вспоминали смотрины и великих княжен и согласились на том, что Россия-матушка нонче "не тая" - ровно подменили. И лета-то бывали раньше теплые, и зимы морозней, и рожь-матушка стояла прежде стеной, не то, что нынче, и печки-то горели прежде жарче - видно дров в них тогда не жалели, и косы-то у девушек были длинней и лучше, и песни протяжней, и блины масляней! А главное, люди веселей и добрей!
Да, не та нонче Россия, не та! Спортилася. Это все жиды проклятые..."

Так выражают свою печаль, тоску, по вдруг исчезнувшей Родине, простые люди. "Благородные герои" - отпрыски древних княжеских фамилий, вспоминают мельчайшие подробности той былой жизни.

"Какие бывали игрушки! Теперь она уже никогда не видит таких! Однажды она получила избушку на курьих ножках и заводную Бабу-Ягу, которая ходила вокруг, потрясая клюкой! А эта чудная кукла Люба, у которой ресницы были, как у нее самой, которая говорила "мама", а одета была меховое манто, муфточку и шапочку, совсем такие, как носила ее собственная мама! Как раз в Сочельник братишка Вася получил полное обмундирование семеновского офицера и к рождественскому ужину вышел в эполетах и с шашкой. Папа объяснил, что за ужином не принято сидеть вооруженным, и велел отцепить шашку. Ужин - постный: подают только рыбное и кутью, а потом пряники, пастилу и орехи, которые так весело щелкать... А завтра елка у бабушки, где всегда бывает большое собрание детей, елка, лотерея и волшебный фонарь, а дядя Сережа дирижирует детской кадрилью и игрой в "золотые ворота"..."

В романе с любовью описаны попытки прежнего дворянского сословия сохранять правила этикета, милые старые вещи, редкие книги и в условиях советских коммуналок, в повседневном быту. А главное - сохранять верность тому "хорошему тону", старинному благородству, в котором присутствовало, словами невыразимое, веяние "царской России".

"Как остро чувствовалось что-то исконно родное, свое в этих людях, в им манернее говорить, в их настроенности, в их привычках! Ни бесцеремонности, ни этого странного фырканья, ни внезапных обид с надутым молчанием, которое принято в пролетарской среде... Безусловная, естественная корректность, которая вошла уже в плоть и в кровь, имеет такую огромную прелесть! Только в такой атмосфере чувствуешь себя застрахованной от всяких неосторожных прикосновений".

В романе описаны примеры судеб "белой кости" России, вскользь автор говорит и о своих родных и знакомых.

"Осколки, игрою счастия обиженных родов!... Римская-Корсакова, пожилая дама с двумя дочерьми; одна из них выслана на днях по этапу в Сибирь, а старой даме в свою очередь вручена повестка... Семья фон Мекк: дочь Милочка просит милостыню на паперти в Самаре... Оперы Чайковского и Римского-Корсакова идут во всех театрах и приносят огромные доходы, а потомки и друзья..."

При чтении романа неотступно преследует мысль, что в главной героине - Асе описана возможная судьба Царской Дочери Анастасии, - если бы она действительно осталась жива, каким-то образом избежала трагедии 17 июля 1918 года.

И по возрасту героиня романа и Анастасия Николаевна - ровесницы и по характеру, - особой "лучистости", жизнелюбию, веселости и одаренности схожи. Именно Асе открывается смысл случившейся трагедии, - почему, как ужасно, но и метко сказал Василий Розанов: "Россия слиняла в три дня"?

"Если бы наградой за веру и праведную жизнь служило процветание здесь, на земле, в земных формах, - все вокруг были бы верующие, но грош цена этой вере! Из века в век заботливо выращивают наш дух, и скорби на долгом пути к вечности служат нам искуплением и очищением. Есть люди, которые благословляют их, - они начинают интуитивно постигать неисповедимость Божественных путей..."

Главная героиня книги - Ася и все остальные герои приходят к концу повествования к покаянному чувству. "Царская Россия" была потеряна, потому что не ценили ее, не заслужили ее, потеряли веру, перестали быть подлинными христианами. Были таковыми только на словах, а не на деле, - ценили обряды, а не Таинства.

Дарованное героям (предсмертное) покаяние вселяет в них надежду, что Россия еще возродится, потому что живы еще люди, стойко хранящие истину. В "Побежденных" описываются существовавшие в годы красного террора православные братства, тайные монашеские общины. И в этом описании нет ни слова вымысла, даже адреса названы исторические (теперь-то мы это знаем).

Как всякое подлинно художественное произведение, роман Ирины Головкиной (Римской-Корсаковой) дает нам возможность не только умственного, идейного, а сердечного переживания. Сопереживая героям, мы как будто на машине времени, перемещаемся в описываемую эпоху. Мы так же, как они повторяем: "Весь мир превратился в поминки... Умерла Россия. Умерла ее нежность. Никакого душевного величия, это все кончилось! Мне больно и обидно за мою родину!"

Звучат стихи А.Блока, А.Белого, А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама, Б.Пастернака (эпиграфы почти к каждой главке), звучит музыка Шопена, Баха, старинные русские романсы, арии из опер (музыкальная тема вообще очень много значит в повествовании), мелькают благородные лица, и в центре этого народного собора, тех, кого начали "выводить под корень" после большевистской революции, - лики Царственных Мучеников.

И за этой картиной вдруг начинают пробиваться строки современного поэта:
Россия! Русь! Куда б ты не неслась
Поверженной, растерзанной, убогой.
Ты не погибла, ты уже спаслась,
Имея столько праведных у Бога.

(иером. Роман Матюшин)

Когда Ирина Головкина писала свой роман еще и речи не было о канонизации Царской Семьи и новомучеников российских, но ее труд, - одна из тех лепт вдовицы, которые привели и приводят нас к осознанию святости этих людей.

И те слова, с которых начинается роман, до сих пор звучат, как послание из тех трагических лет и нам, и всем будущим поколениям русских людей: "Россия - личность, светлый дух небесной высоты. Этот дух имеет в мире свою великую цель и свое тело, меняющее формы при каждом повороте истории. Государство - только несовершенное орудие ее сверхчеловеческих идей. Миссия России исполнена глубин: Россия стоит между Западом и Востоком, разделяя и соединяя два чуждых мира. Россия защищает и охраняет славянские народы и призвана объединить их вокруг себя; Россия - защитница христианской восточной церкви; в Россию изначально заложено искание истины и тоска по вечной правде. Ее народ - "богоносец". Она никогда не станет буржуазной по европейскому образцу - самодовольное и тупое обывательское благополучие слишком бы исказило и унизило ЕЕ свободную Личность; у нее свои избранники - деятели, подобные Петру Великому, и святые, как Сергий Радонежский; Она отражает свой лик в неповторимой природе, Она наполняет своей благодатью нивы - хлеб, питающий нас!"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Александровна Ильюнина
Все статьи Людмила Александровна Ильюнина
Последние комментарии
БРИКС: в чем образ будущего?
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:56
Вперёд к Шишкову
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2024 08:56
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:54
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
26.11.2024 08:26
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Туляк
26.11.2024 08:13