Книга написана мастерски: она увлекает вполне детективным сюжетом (герой - князь Дашков скрывается под чужим именем, и ГПУ ведет за ним охоту); книга - роман в полном смысле этого слова, потому что в ней множество героев связано разнообразными сердечными отношениями, но это не просто "дамское чтение" (хотя женская психология, переживания женской души переданы во множестве ньюансов), это - роман-эпопея, потому что повествование, начавшееся с 1914 года, кончается зловещим 1937; в книге мы находим удивительно органичное сочетание авторского вымысла и исторической правды - реальные исторические лица (от Патриарха Тихона до иеромонаха Варлаама Соцердоцкого) действуют рядом с "художественно обобщенными типами". При этом внешне, сюжетно и образно чем-то напоминая "Хождение по мукам" А.Толстого, а также "Белую гвардию" М.Булгакова, внутренне идеологически роман "Побежденные" этим двум знаменитым произведениям противоположен, его автор - церковный, православный человек, - и эту позицию последовательно отстаивает на страницах своего произведения.
Разбор авторского мастерства, многочисленных аллюзии, реминисценций, которые содержатся в романе "Побежденные" можно было бы и продолжить, но мы пишем не критическую литературную статью, а хотим рассмотреть все произведение в целом, как слово поминовения Царственных Мучеников и всех новомучеников российских.
Хотя в "Побежденных" только один раз упоминается о панихиде по "благоверному Императору нашему Николаю, убиенному со чадами", единожды упоминается о том, как прятали русские люди в годы соввласти портреты почитаемого Государя, Царевен, Царевича и Императрицы, - даже это редкое упоминание адресует нас к главной теме романа, которая звучит, как лейтмотив: "Царская Русь" была настоящей Русью, она была "Божьим краем", а теперь Бог отступил от России, потому что произошло цареубийство (прямо об этом ни разу не сказано, но самые трудные (многочисленные) сцены в романе, - когда Бог не слышит молитву обреченных на гибель людей, объясняются именно этим).
Русские люди "исподличались" под властью еврейства (эта тема тоже присутствует в романе), потому, что Царская власть была ими отринута.
"В прежнее время предательство считалось позором и решиться публично на предательство - значило быть выброшенным за борт в любом прежнем обществе: в военном ли, в учебном ли, в студенческом ли, в рабочем - все равно!.. Известен разговор Николая Первого с молодым Раевским. Император спросил: "И вы не сочли долгом сообщить мне о готовящемся заговоре?" А тот ответил: "Такой поступок не вяжется с честью офицера, Ваше Величество!" Николай пожал ему руку со словами: "Вы правы!"
Я вспоминаю историю в Пажеском корпусе при Александре Втором. Мне она хорошо известна, так как в нее был замешан мой отец: группа кадетов была уличена в неповиновении и шалости, за которую грозило исключение. В заговоре была вся рота, иначе говоря - класс; пойманы несколько человек, которые, разумеется, отказались выдать товарищей. Дело однако не в этом: прибегли к авторитету Императора, который ответил: "Мои будущие офицеры иначе держать себя не могут - предателей вы из них не сделаете. Немедленно выпустить из карцера!" Вот как говорили императоры, а ваш вождь призывает к массовым доносам и утверждает выслеживание за доблесть!"
Герои романа страдают не только от того, что потеряли былые сословные привилегии, материальное богатство, свободу, "мужскую честь и женскую веру и верность", они страдают от того, что той, Николаевской России больше нет.
"...вспоминали генералов и солдат, вспоминали смотрины и великих княжен и согласились на том, что Россия-матушка нонче "не тая" - ровно подменили. И лета-то бывали раньше теплые, и зимы морозней, и рожь-матушка стояла прежде стеной, не то, что нынче, и печки-то горели прежде жарче - видно дров в них тогда не жалели, и косы-то у девушек были длинней и лучше, и песни протяжней, и блины масляней! А главное, люди веселей и добрей!
Да, не та нонче Россия, не та! Спортилася. Это все жиды проклятые..."
Так выражают свою печаль, тоску, по вдруг исчезнувшей Родине, простые люди. "Благородные герои" - отпрыски древних княжеских фамилий, вспоминают мельчайшие подробности той былой жизни.
"Какие бывали игрушки! Теперь она уже никогда не видит таких! Однажды она получила избушку на курьих ножках и заводную Бабу-Ягу, которая ходила вокруг, потрясая клюкой! А эта чудная кукла Люба, у которой ресницы были, как у нее самой, которая говорила "мама", а одета была меховое манто, муфточку и шапочку, совсем такие, как носила ее собственная мама! Как раз в Сочельник братишка Вася получил полное обмундирование семеновского офицера и к рождественскому ужину вышел в эполетах и с шашкой. Папа объяснил, что за ужином не принято сидеть вооруженным, и велел отцепить шашку. Ужин - постный: подают только рыбное и кутью, а потом пряники, пастилу и орехи, которые так весело щелкать... А завтра елка у бабушки, где всегда бывает большое собрание детей, елка, лотерея и волшебный фонарь, а дядя Сережа дирижирует детской кадрилью и игрой в "золотые ворота"..."
В романе с любовью описаны попытки прежнего дворянского сословия сохранять правила этикета, милые старые вещи, редкие книги и в условиях советских коммуналок, в повседневном быту. А главное - сохранять верность тому "хорошему тону", старинному благородству, в котором присутствовало, словами невыразимое, веяние "царской России".
"Как остро чувствовалось что-то исконно родное, свое в этих людях, в им манернее говорить, в их настроенности, в их привычках! Ни бесцеремонности, ни этого странного фырканья, ни внезапных обид с надутым молчанием, которое принято в пролетарской среде... Безусловная, естественная корректность, которая вошла уже в плоть и в кровь, имеет такую огромную прелесть! Только в такой атмосфере чувствуешь себя застрахованной от всяких неосторожных прикосновений".
В романе описаны примеры судеб "белой кости" России, вскользь автор говорит и о своих родных и знакомых.
"Осколки, игрою счастия обиженных родов!... Римская-Корсакова, пожилая дама с двумя дочерьми; одна из них выслана на днях по этапу в Сибирь, а старой даме в свою очередь вручена повестка... Семья фон Мекк: дочь Милочка просит милостыню на паперти в Самаре... Оперы Чайковского и Римского-Корсакова идут во всех театрах и приносят огромные доходы, а потомки и друзья..."
При чтении романа неотступно преследует мысль, что в главной героине - Асе описана возможная судьба Царской Дочери Анастасии, - если бы она действительно осталась жива, каким-то образом избежала трагедии 17 июля 1918 года.
И по возрасту героиня романа и Анастасия Николаевна - ровесницы и по характеру, - особой "лучистости", жизнелюбию, веселости и одаренности схожи. Именно Асе открывается смысл случившейся трагедии, - почему, как ужасно, но и метко сказал Василий Розанов: "Россия слиняла в три дня"?
"Если бы наградой за веру и праведную жизнь служило процветание здесь, на земле, в земных формах, - все вокруг были бы верующие, но грош цена этой вере! Из века в век заботливо выращивают наш дух, и скорби на долгом пути к вечности служат нам искуплением и очищением. Есть люди, которые благословляют их, - они начинают интуитивно постигать неисповедимость Божественных путей..."
Главная героиня книги - Ася и все остальные герои приходят к концу повествования к покаянному чувству. "Царская Россия" была потеряна, потому что не ценили ее, не заслужили ее, потеряли веру, перестали быть подлинными христианами. Были таковыми только на словах, а не на деле, - ценили обряды, а не Таинства.
Дарованное героям (предсмертное) покаяние вселяет в них надежду, что Россия еще возродится, потому что живы еще люди, стойко хранящие истину. В "Побежденных" описываются существовавшие в годы красного террора православные братства, тайные монашеские общины. И в этом описании нет ни слова вымысла, даже адреса названы исторические (теперь-то мы это знаем).
Как всякое подлинно художественное произведение, роман Ирины Головкиной (Римской-Корсаковой) дает нам возможность не только умственного, идейного, а сердечного переживания. Сопереживая героям, мы как будто на машине времени, перемещаемся в описываемую эпоху. Мы так же, как они повторяем: "Весь мир превратился в поминки... Умерла Россия. Умерла ее нежность. Никакого душевного величия, это все кончилось! Мне больно и обидно за мою родину!"
Звучат стихи А.Блока, А.Белого, А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама, Б.Пастернака (эпиграфы почти к каждой главке), звучит музыка Шопена, Баха, старинные русские романсы, арии из опер (музыкальная тема вообще очень много значит в повествовании), мелькают благородные лица, и в центре этого народного собора, тех, кого начали "выводить под корень" после большевистской революции, - лики Царственных Мучеников.
И за этой картиной вдруг начинают пробиваться строки современного поэта:
Россия! Русь! Куда б ты не неслась
Поверженной, растерзанной, убогой.
Ты не погибла, ты уже спаслась,
Имея столько праведных у Бога.
(иером. Роман Матюшин)
Когда Ирина Головкина писала свой роман еще и речи не было о канонизации Царской Семьи и новомучеников российских, но ее труд, - одна из тех лепт вдовицы, которые привели и приводят нас к осознанию святости этих людей.
И те слова, с которых начинается роман, до сих пор звучат, как послание из тех трагических лет и нам, и всем будущим поколениям русских людей: "Россия - личность, светлый дух небесной высоты. Этот дух имеет в мире свою великую цель и свое тело, меняющее формы при каждом повороте истории. Государство - только несовершенное орудие ее сверхчеловеческих идей. Миссия России исполнена глубин: Россия стоит между Западом и Востоком, разделяя и соединяя два чуждых мира. Россия защищает и охраняет славянские народы и призвана объединить их вокруг себя; Россия - защитница христианской восточной церкви; в Россию изначально заложено искание истины и тоска по вечной правде. Ее народ - "богоносец". Она никогда не станет буржуазной по европейскому образцу - самодовольное и тупое обывательское благополучие слишком бы исказило и унизило ЕЕ свободную Личность; у нее свои избранники - деятели, подобные Петру Великому, и святые, как Сергий Радонежский; Она отражает свой лик в неповторимой природе, Она наполняет своей благодатью нивы - хлеб, питающий нас!"