И недаром в православной церкви был учрежден единый праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 12 июля, к которому сугубо приготовлялись христиане, проводя две недели или месяц в посте и молитвах. Множество храмов в честь первоверховных апостолов было воздвигнуто на святой Руси. Наш город почти уже три столетия украшает Петропавловский собор в крепости на Заячьем острове. С этого храма можно сказать началась Имперская Россия. А другим храмом в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, построенном по высочайшему повелению Государя Николая II, в начале ХХ столетия в Петергофе, закончилась история Российской Империи.
За революционное лихолетье храм был превращен в развалины, и даже трудно было представить, что когда-нибудь вернется былая красота. Но вот уже двенадцать лет красавец-храм радует души всех, кто бывает в Петергофе.
Итак, почему в церковном сознании произошло объединение двух апостолов, которые при жизни не шли одними путями? Как это было с другими из 12 учеников, которых Господь нарочито посылал на проповедь по двое. А ведь нет такого праздника, когда праздновалась бы память двух апостолов, ходивших вместе на проповедь. А Петр и Павел почитают вкупе вот уже 16 веков.
Ответ мы находим в книге Деяний апостолов и в Посланиях ап. Павла и ап. Петра. Эти, входящие в Новый Завет книги, рассказывают о том, как нарождалась и созидалась на земле Церковь. И в них не утаивается об искушениях, которые пришлось пережить. Апостол Петр и апостол Павел с точки зрения человеческой были людьми "разного уровня жизни". Один был простым рыбаком, а другой - ученым книжником, принадлежавшим к элите еврейского народа. И опыт человеческий их был различен, - один прошел с Господом весь путь его благовествования народу, пережил страшное отречение во дворе Каиафы, ему Господь сказал: "Паси овцы Моя"; а другой - не видел при земной жизни Господа, был правоверным фарисеем, умнейшим человеком своего народа, был гонителем христиан, сам не пролил крови их, но сторожил одежду убийц первомученика Стефана и направлялся в Дамаск для того, чтобы расправиться с Сирийскими христианами, когда Господь остановил его, поразив слепотой и в ответ на его потрясенный вопрос: "Кто Ты, Господи?" - получил ответ: "Я - Тот, Которого, ты гонишь".
Апостола Павла называют апостолом язычников, в отличие от Апостола Петра, который был обращен прежде всего, к своим соплеменникам. Тут и случилось искушение, о котором мы говорили выше. Апостол Павел, сам, пройдя через "законничество", проповедовал "свободу во Христе" и выступил против соблюдения мелочных иудейских обычаев. Ему принадлежат удивительные слова: "Нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3, 28).
В том же послании говорится и о конфликте с апостолом Петром, о том, что как апостол Павел противостал его пренебрежению язычников. Из книги Деяний апостольских мы знаем, что впоследствии Господь послал апостолу Петру уверение в правильности пути апостола Павла. Он послал его крестить язычника - Корнилия сотника, и когда Петр усомнился в нечистоте язычников, даровал ему видение, при котором он услышал: "У Бога все чисто".
Вопрос о пути Церкви был решен на первом апостольском соборе, который был собран в Иерусалиме до его падения. На этом соборе раз и навсегда постановили, что Церковь Христова - это Церковь всех народов и "соблазн иудействующих" был отринут.
Апостол Петр в посланиях своих отныне именует апостола Павла: "возлюбленнейший брат наш Павел по данной ему премудрости написал вам" и подчеркивает свое единодушие с ним в отношении к язычникам. И весь христианский закон, так же как и апостол Павел в послании к Коринфянам, апостол Петр в своем соборном послании утверждает одной фразой: "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Петр. 4, 8).
Итак, учреждая еще в глубокой древности (уже в IV веке мы находим упоминание) праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, Церковь напоминает нам об идеале христианского братолюбия, смирения, терпения и стремления к единодушию и единомыслию.
И, характерно, что католики не свели, а развели апостолов: они особо выделили апостола Петра, назвали его "наместником Христа на земле", а римскому папе присвоили значение его местоблюстителя. Таким образом, простой и всю жизнь плакавший о своих грехах Апостол превратился в этой интерпретации в патрона тех, кто стремится и реально обладает земной силой и властью.
Символично, что в России, именно в наше неспокойное время особенно почитают апостолов Петра и Павла. Возводят храмы в их честь, восстанавливают порушенные. Мы нуждаемся сейчас в небесной помощи святых, которые учились преодолению вражды и неприязни друг к другу.