Почему Святителя Николая мы почитаем великим святым?

Память 22 мая

0
1251
Время на чтение 6 минут

Почитание святых и молитвы к ним - существенная часть православной веры. Отношения со святыми для христианина всегда носят характер не только личной встречи, но и соприкосновения со святостью вообще: ревностью, жертвенностью, милосердием, смирением, воздержанием в своих совершенных, "эталонных" образцах. Именно такую важную ступень в становлении церковных представлений о святости представляет собою служение святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

На первый взгляд, может казаться неожиданным, почему святитель Николай для православной традиции значит так много? От времени его жизни, конца III - начала IV в., до наших дней не дошло ни образцов его проповеди, ни богословских творений, ни свидетельств заслуг в части церковного управления - того, что составило славу учителей и подвижников ранней Византии, времени называемого иначе эпохой великих отцов. И, невзирая на это, почитание святителя Николая столетие за столетием находит особый отклик в сердцах. Образ его оказывается известен далеко за пределами Православия: его чтят мусульмане и язычники-буддисты, видящие в седом старце со строгим и вместе участливым ликом воплощение доброго покровительства. Особенно же распространилось почитание свт. Николая в русском народе, так что многие в России и за ее пределами приписывают святому русское происхождение и искренне бывают удивлены, узнавая, что по крови он - грек или малоазиец.

Пожалуй, всего проще было бы остановиться на этом и объяснить широчайшее почитание свт. Николая "выбором сердца", "народным обычаем", тем, что "исторически повелось и сложилось". Но литургическая и богословская традиции Церкви свидетельствуют ровно о том же: о чрезвычайно важном значении, придаваемом памяти Мирейского архипастыря. В четверговые дни по Уставу, вместе с воспоминанием, творимым святым апостолам, в церквах полагается также совершение еженедельной службы в честь свт. Николая. Причем правило это, как показали исследования, имеет самое древнее происхождение и перешло к нам из Греческой Церкви.

На многих древних иконах святой изображается вместе со Спасителем и Пресвятой Богородицей, по левую руку от Спаса. В молитвенных возгласах и отпустах его имя упоминается в числе первых, наряду со св. Иоанном Предтечей. Этим подчеркивается "старшинство" Николая Чудотворца в соборе святых. Народное представление о нем, как о втором заступнике после Божией Матери, таким образом получает вполне официальное подтверждение в свидетельствах канонического характера.

Так что же могло послужить основанием к этому? Житие святого здесь не дает однозначных ответов. Отдельные образы и эпизоды его довольно традиционны и часто повторяются в православной агиографии: с детства был предизбран Господом и удивлял всех чистотой и праведностью, явил образцового и ревностного пастыря, помогал людям, ходатайствовал перед властями за народ. "Три узельцы злата", пожертвованные обезумевшему от бедности отцу, готовому послать дочерей на блуд, или избавление от казни трех невинно осужденных человек, или спасение во время шторма нескольких моряков у берегов Ликии... Кажется, что это в сравнении с исключительным проповедническим даром св. Иоанна Златоуста, вселенскими заслугами св. Василия Великого, вдохновенным богословием и стоянием за истинные догматы св. Григория Назианзина? Будет ли оценена неброская, "домашняя", отеческая добродетель одного из епископов в сравнении с такими ярчайшими явлениями своего времени, как просвещение светом Евангелия целых народов и стран, христоподражательная жертва тысяч мучеников, аскетические подвиги и ангельские собеседования отцов-пустынников? На фоне всего вышеупомянутого даже наиболее известный житийный пример, в котором св. Николай в порыве негодования бьет по щеке лжеучителя Ария, выглядит не более, чем частным эпизодом, ибо победу православного, троичного исповедания на I Вселенском Соборе обеспечит не это, но блестящая богословская аргументация и полемический дар св. Афанасия, авторитет в Церкви папы Сильвестра и свт. Спиридона Тримифунтского, выдержка и организационный талант св. равноап. Константина.

И, тем не менее, Церковь поминала и продолжает поминать "в первых" св. Николая Чудотворца, отнюдь не риторически именуя его "правилом веры", "образом кротости" и "вещей истиной". Ситуация загадочная и заставляющая предполагать влияние неких поистине чрезвычайных обстоятельств и факторов. Отчасти это напоминает широкую всенародную славу другого святого, единого со святителем Николаем времени, - великомученика Георгия Победоносца: весьма общая внешняя канва житий и, подобно лавине, - распространение всенародного почитания, богатство идеальных содержаний и смыслов, влагаемых церковной традицией в воспоминание обоих угодников Божиих.

Параллель эта неслучайна, ибо при всей разности образов одного и другого святого (св. Георгий - олицетворение победоносного, "добре воинствующего" начала; святитель Николай - начала отеческого, "малого доброделания"), оба рождены той эпохой, в которую Церковь Христова переходит к новому своему образу и раскрытию, воплощению начал положительного, духовно упорядоченного жизнеустройства, сложению всеобъемлющего "универсума образцов", которыми мог бы руководиться верующий в самых различных обстоятельствах своей жизни. До сих пор, в условиях гонений, существование христиан напоминало жизнь в осажденной крепости: отстоять веру было почти исключительной задачей. Внешние институты и формы по этой причине оставались неразвиты, теперь же от Церкви требовалось ни много, ни мало, произвести из своей среды обновленную и освещенную Евангельскими принципами идею существования мира. Противостояние с государством, обществом, культурой отходило в прошлое и каким при этом должно было показать себя христианство? Строгим моральным судьей и соглядатаем? Новым владыкой, переменяющим порядки в свою пользу и требующим беспрекословного преклонения перед собою? Собранием людей, мало интересующихся происходящим вокруг, с интересами и воззрениями не от мира сего? Движением религиозных фанатиков-анархистов, требующих упразднения и переустройства всех старых норм?

Натиск гонений стихал, но отыскать себя в новых и по-видимому более благоприятных условиях оказывалось по-своему сложно. Добродетель и святость, по сути, должны были заново раскрыться и засиять перед современниками Константина, чтобы в переменяющемся окружении история христианства смогла победоносно продолжиться. Должны были найтись те, кто выступит вперед и собственным дерзновенным примером укажет другим торные тропы к спасению и совершенству. Именно по этой причине рубеж III и IV вв. оказывается так богат на великие имена и свершения: всякое делание, будь то осмысление догматов, освоение пустынножительства, устроение повседневной жизни церквей и епархий или общественные обязанности христианина, приходилось открывать вновь; примеры же, в которых благочестие и чистота жизни оказывались засвидетельствованы от Бога сверхъестественными дарами и чудотворениями, оказывались для Церкви поистине многоценными и спасительными.

Имена некоторых святых, отличившихся в той или иной добродетели, по этой причине становятся в среде христиан нарицательными, как имя великомученика Георгия, ставшего для всех последующих времен олицетворением мужества, ратной доблести и заступления слабых от супостата, или св. Иоанна Златоуста как достигшего вершины проповедничества и нравственного пастырского наставления. Святителю же Николаю в этом ряду столпов и основоположников православной традиции принадлежит место народного утешителя, покровителя и помощника в самых различных житейских нуждах и затруднениях. Таким он и вошел в церковную память: всегда проникновенным и близким, спешащим творить добро и утолять скорбь, сочувствующим беде и непреклонным к греху (на Руси, как в образе св. Николы Можайского, также передается идея его крепкого стояния с мечом в руках за веру и Церковь). Многочисленные же случаи помощи, совершаемой по его молитвам, удостоверяют, что христианская ревность к памяти святого не тщетна, но второе имя, данное Церковью, "Чудотворец", воистину отражает в себе главное отличительное дарование его в торжествующем соборе угодников Божиих и "профессиональную обязанность" - творение чудес Божиих в прославление имени Всевышнего в человеках.

Православные Четьи-Минеи в день празднования св. Николая гласят: "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде, и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца сего - восток и запад и все концы земнии ведят чудотворения его". После этого кажутся второстепенными и малозначащими высказываемые историками сомнения относительно личности святителя Николая, достоверности его присутствия на Вселенском Соборе или о возможности соединения в одном житии подробностей жизни сразу двух или даже трех Николаев, епископов, живших в различное время.

Поднявшаяся в последнее время особенно в западном христианстве волна "демифологизации", а по существу огульной критики и субъективных оценок церковной истории и святцев не может достичь большей правды, чем та, на которую опирается благодарная народная память, а в крайнем случае лишь подорвать доверие к идеалу абсолютных любви, заботы и милосердия. Ведь и утверждение, выдаваемое многими сегодня за факт, о том, что никакого перенесения мощей, чудесным образом устроенного самим святителем, из Мир Ликийских в итальянский Бари не было, а было банальное похищение их у греков в 1087 г. венецианской армией, - так вот, даже это не может отменить или оспорить другого непреложного исторического свидетельства: корабль со святыней достиг берегов Италии ровно 9 декабря, в день памяти Чудотворца.

Итак, всякие козни и домыслы мира побеждаются святостью. Празднование, которое Русская Церковь ежегодно с торжественностью отмечает 8/22 мая, остается для нас свидетельством особого смотрения Божия о памяти Своего великого угодника. Как прежде, так и теперь св. Николай продолжает нести в истории свою неусыпную вахту "старшего" в небесном полку святых покровителей и чудотворцев.

 

2005 г.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Почему Святителя Николая мы почитаем великим святым?

Большое спасибо Вам, Андрей Брониславович, за этот материал! Храни Вас Господь.
Александр Бутов / 23.05.2015, 23:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35