Доблестный Архипастырь

Новости Москвы 
0
217
Время на чтение 5 минут

В бурный, овеянный кровью и славой русского оружия XIXвек, Господь послал России великих Святых угодников Божиих, проповедников и просветителей. Имена оных навечно вписаны в золотые страницы Истории Русской Православной Церкви. Вслед за Митрополитами Московскими Платоном (Левшиным), Филаретом (Дроздовым) и Макарием (Булгаковым) своими проповедническими и учено-богословскими трудами прославился и Архиепископ Одесский и Херсонский Иннокентий (Борисов).
Имя сего блистательного духовного мужа Церкви было широко известно всей Великой России. Его пламенные проповеди и теперь будоражат душу и пробуждают ее от сна лености и хладности. Кто же был избран Господом для пасторского служения?

Архиепископ Одесский и Херсонский Иннокентий

Архиепископ Херсонский Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов, православный мыслитель, богослов, духовный писатель и ярчайший проповедник родился 15 (28) декабря 1800 года в г. Елец Орловской губернии в семье священника. Будущий владыка получил воспитание и образование в Воронежской и Орловской семинариях, а затем и в Киевской Духовной Академии (1819-1823).

Ученая деятельность владыки Иннокентия начиналась в Санкт-Петербурге (1823), где принял он монашеский постриг, а процветала главным образом в Киеве, где был он ректором Академии и профессором богословия (1830-1839). Здесь начал он Епископское служение в чине викария, затем преемственно занимал кафедры Вологодскую, Харьковскую и Херсонскую (1839-1857). В 1836 году возведен был в чин Епископа, в 1845 году - во Архиепископа. В 1848 году возглавил он Херсонскую епархию. В Коронацию Государя Императора Александра II 26 августа (8 сентября) 1856 года, Высочайше назначен он членом Святейшего Синода.

Владыка Иннокентий ввел новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам, не отклоняясь от святоотеческого предания. В продолжение 16 лет профессорства преподавал он, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, оживил он интерес к ученым занятиям среди учащихся. В Киеве достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены были новые предметы преподавания.

Образовал он целое поколение богословов и ученых и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл "неологом"; возбуждено было даже "секретное дознание" об образе мыслей его, окончившееся полным его оправданием. Церковно-исторические сочинения его: "Жизнь Апостола Павла", "Жизнь Св. Киприана", "Последние дни земной жизни Иисуса Христа" - положили начало его ученой известности.

В Киеве основан им был еженедельник "Воскресное чтение", в котором он помещал, главным образом свои работы. Из ряда иных ученых его предприятий вполне осуществлено было лишь одно: "Памятник веры" - собрание вероизложений и символов от начала Церкви до позднейшего времени; но отпечатанный к концу жизни владыки Иннокентия, "Памятник" так и не был выпущен в свет. Другие работы его (помимо переводов): "История христианской Церкви в Польше" (две главы из этого сочинения напечатаны им в Журнале Министерства народного просвещения, но в целом виде сочинения не появилось); "Вертоград духовный" - сборник лучших проповедей; "Церковный архив" - библиотека древних и новых сочинений о Церкви (программа).

Многие ученые предприятия, для которых даны им подробные конспекты, осуществлены были уже после кончины его (например "Собрание церковных правил", "Деяние Вселенских и Поместных соборов").Архиепископу Иннокентию принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - Академии, а также почин реставрации и описания древности Крыма и Кавказа и всех других местностей, где пребывал он Епископом.

В Одессе основано им "болгарское настоятельство", которое до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. Знаменит был владыка Иннокентий и как проповедник.

По словам церковного историка и богослова протоиерея Петра Смирнова: "Современник знаменитого Московского витии (Филарета Дроздова - прим. А. Р.), Иннокентий отличался от него тем, что действовал по преимуществу на чувства слушателей и увлекал их необыкновенной ясностью и простого слова и художественною картинностью представлений и образов. Ко всему этому Иннокентий был знаменитый импровизатор и всегда говорил без помощи тетрадки. Строго обдуманные слова его изливались сами собою и из души его, как бы объятой вдохновением. И как не прекрасны его проповеди в печати, они все-таки, по отзывам слушателей, не могут увлекать читателей так, как увлекало его живое вдохновенное слово".

Проповеди владыки Иннокентия являются превосходным образцом православного красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена была на языки: французский, немецкий, польский, сербский, греческий и армянский.

Об учености владыки у протоиерея Петра Смирнова читаем следующее: "В истории богословского образования Иннокентий известен тем, что он, как знаток новых языков, внимательно следивший за развитием богословской науки на Западе, сделал первые попытки к сближению с нею Православного богословия, за что, иногда, подвергался упрекам со стороны ревнителей православной старины. В то же время Иннокентий старался сблизить богословскую науку с другими отраслями знаний. Он не любил естественные науки, и в его воззрениях они не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.

Как начальник и Архипастырь, Иннокентий снискал во всех местах своего служения общую любовь отеческою близостью к подчиненным и пасомым. Учрежденные им литературные вечера имели целью сблизить служителей духовной науки с благонамеренными светскими деятелями. Здесь читались лекции и проповеди, велась оживленная беседа о религиозных вопросах; "никогда с полгода не вычитаешь из всевозможных журналов", говорит один из участников этих литературных бесед, "что бывало в один вечер узнаешь, и узнаешь легко" (Из слова "Венок на могилу Высокопреосвященного Иннокентия").

В то же время Преосвященный Иннокентий всячески заботился о возбуждении религиозного духа в народе. Кроме постоянного проповедования, к этому служили учрежденные им во всех местах служения Крестные ходы, возобновление древних обителей (Ахтырской и Святогорской), древних памятников и Святых мест в Крыму и составление умилительных Акафистов (Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы и Живоносному Гробу)".

Пребывая во главе епархий, владыка Иннокентий возобновлял и вновь устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим Архиереям, из которых более 20-ти с ним состояли в переписке, владыка Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел в течение четверти столетия. Большое мужество и энергию владыка проявил во время Крымской кампании, о чем невозможно не сказать: "В последние годы своего Святительства, - пишет протоиерей Петр Смирнов, - Иннокентий прославился самым живым Архипастырским участием в бедствиях Крымской войны и в высшей степени благотворным влиянием на Русских воинов.

Во время бомбардировки Одессы (10 (23) апреля 1854 года), мужественный Архипастырь спокойно совершал Божественную Литургию и своим могучим словом поддерживал бодрость духа в жителях. После бедственного поражения нашей Армии при Альме, жители города Симферополя пришли в ужас и смятение. Внезапно без зова, без свиты, явился среди них Архипастырь и в соборном храме разразился словом укоризны за малодушие. Слово его было так сильно, что все бывшие в храме от стыда горели и плакали.

Из Симферополя Иннокентий отправился в окровавленный и опаленный Севастополь; служил, говорил проповеди, раздавал войскам иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал всех постоять за Веру и Отечество. Усиленные труды и тревоги надломили здоровье доблестного Архипастыря. Кончина его последовала мгновенно, 26 мая 1857 года (с. ст.), в день Пресвятой Троицы".

Сочинения Архиепископа Иннокентия изданы были несколько раз:

Сочинения Т. 1-3, Москва, 1843.
Сочинения Т. 1-6, Санкт-Петербург, 1870-1874.
Сочинения, издание 2-е, Т. 1-12, Санкт-Петербург, 1901.
Сочинения, Кн. 1-7, Санкт-Петербург, 1907.

Печатается по книге протоиерея Петра Смирнова "История Христианской Православной Церкви", Петроград, 1916 и "Русское мировоззрение", Москва, 2003.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Рожинцев
Светлый Князь
125-летию со дня рождения Олега Константиновича посвящается
27.11.2017
Первый Монарх Югославии
О жизни и убиении Короля-Витязя Александра I Петера Карагеоргия
18.12.2008
Король Дании Фредерик VII Ольденбург
197-летию со дня рождения посвящается
07.10.2005
Император Павел I - покровитель Русской Церкви
251-летию со дня рождения Государя Императора Павла I Петровича посвящается
03.10.2005
Все статьи Александр Рожинцев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29