Оптина пустынь на протяжении вот уже двух столетий притягивает к себе множество паломников со всех концов света. Как и сто, и двести лет назад простые русские люди именно в Оптиной ищут ответы на вопросы, которые ставит пред ними жизнь. При жизни новомученика иеромонаха Василия (Рослякова) к нему особенно тянулись паломники. Он говорил прекрасные проповеди, сострадательно принимал исповедь. Незадолго до мученической кончины у него взяла интервью постоянная оптинская прихожанка, сотрудница радио "Россия" Алевтина Струкова. Это интервью сейчас воспринимается как завещание новомученика всем нам.
Мы много сейчас говорим о необходимости возрождать духовность России. "Духовность России" - что это такое
Духовность России - это Христос. Он говорит: "Аз есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6). А поскольку духовность не может быть вне Христа, то для России она выражается одним словом - Христос.
Может быть, от того и происходит наша трагедия, что мы не понимаем, как все просто: духовность - это Христос?
Без сомнения: "В мире скорбны будете, - сказал Господь, - но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16:33). Обетования Господни непреложны, их никто никогда не сможет отменить. Так что и мы живем сегодня по этим обетованиям.
Расскажите, пожалуйста, какова внутренняя жизнь Оптиной пустыни?
Внутренняя жизнь - тайна, таинство. Наша Церковь содержит семь Таинств, на которых зиждется все. Всякое Таинство имеет внешнюю сторону: совершаются молитвы, производятся какие-то действия, но в это время Сам Христос действует невидимо и незримо - Его благодатию совершаются сами Таинства. Только тогда мы сможем понять внутреннюю жизнь, когда сами жизнью приблизимся к Богу. А по-другому она никак не открывается и не откроется. "Аз есмь дверь, - говорит Господь, - Мною аще кто внидет - спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет" (Ин. 10:9). Дверь к внутренней жизни Оптиной - Христос... Как рассказать о том, как действует Бог? - Невозможно.
А можно ли рассказать о том, что сам чувствуешь?
Можно. Возьмите, например, псалмы Давида. Он говорит: "Вкусите и видите, яко благ Господь" (Пс. 33:9). Пожалуйста, вкушайте и увидите.
"Кого люблю, - говорит Господь, - того и наказую. Биет же Господь всякого сына, его же приемлет" (Притч. 3:12). Мы - возлюбленные сыны Божии, ради того, что содержим истину Православия. Поэтому мы и наказываемся - Господь нас особенно любит. Отец, любящий сына, никогда не оставит его без наказания. По любви, не по жестокости. Мы привыкли к тому, что наказывают только по жестокости, нам неизвестно наказание с чувством любви. Господь нас наказывает с любовью, чтобы вразумить, ради этого посылает какие-то скорби. В этом нет ничего страшного, надо быть всегда готовыми к скорбям.
Я Вас уверяю, что нет такого человека на земле, который бы никогда не скорбел. У нас в России больше всего скорбей, значит у нас лучше, чем где бы то ни было. Но только, если мы православные.
А почему Христос выбрал именно нас?
Вот взял и выбрал. Когда Он собрал Своих учеников, то сказал им: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас" (Ин. 15:16). Почему Господь избрал русский народ и дал ему хранить истину Православия - мы не ведаем. Пути Божии для нас - тайна за семью печатями, запечатанная, быть может, навсегда. Может быть, она даже после смерти не откроется. Но, поскольку этот дар нам дан, мы обязаны его хранить, свято блюсти.
Получается так: чтобы чего-то достичь во внутренней жизни, нужно пройти через боль?
Обязательно. Это закон жизни, его установил Сам Господь. Зачем же тогда Он претерпевал крест?.. "Возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16:24), - это же слова Христа Спасителя.
Как учат святые отцы: все, что исполняет инок, должен исполнять и благочестивый мирянин. За исключением одного - мы даем обет безбрачия.
Вам трудно в монашеском подвиге?
"Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех" (Мф. 5:12) "И паки реку: радуйтеся" (Фил. 4:4), - вот наше обетование, а Вы говорите "трудно"... Нам помогает Господь, поэтому нам легче. У Отца есть любимые сыновья - монахи; а те, кто удалился от Бога, становятся блудными сыновьями. Вот им действительно трудно. Самому Богу труднее им помочь, человек отстраняет эту помощь... Мир несет скорби, потому что отстранился от Бога, и тащит на себе воз грехов...
18 апреля (в этот день мы отмечали Пасху в 1993 году) вместе с иеромонахом Василием мы будем поминать и убиенных иноков Трофима и Ферапонта. Молиться о них, но, как свидетельствует множество паломников в Оптину, получать и от них утешение, помощь в духовной брани и в делах житейских. Свидетельства эти собираются в монастыре, некоторые уже опубликованы, - все они должны будут в скором будущем рассматриваться, как материалы к церковному прославлению трех оптинских воинов духовных.
Людмила Ильюнина, Русская линия