О том, как ведутся у нас дискуссии

Новости Москвы  Религия 
0
158
Время на чтение 5 минут
Церковная жизнь последних лет породила немало проблем. Прекрасную историческую параллель и оценку происходящему дал протоиерей Дмитрий Смирнов: "И помяните мое слово: тут не надо быть пророком. Кончится этот ажиотаж, пошумят-пошумят и утихнет, ну, сколько можно! И возникнет еще что-то, будет еще какой-нибудь повод, еще какие-нибудь обвинения! Это будет без конца теперь, понимаете? Это обычная церковная жизнь, очень напоминающая эпоху христологических споров. Но тогда-то люди хоть спорили о чем-то весьма важном, толковом, люди в этом разбирались, и в спорах участвовали действительно святые богословы, а сейчас - это все, к сожалению, на таком "кухонном" уровне…"(радиоэфир "Радонеж")
В этой статье мы не будем пытаться решать или даже только называть и рассматривать существующие споры, - этим действительно должны бы заниматься "святые богословы" - мы только хотим обратить внимание на то, как люди спорят, каким образом ведутся дискуссии, даже на самом высоком уровне - на конференциях, в церковной печати. Самый яркий пример последнего времени - разбирательство трудов протоиерей Анатолия Гармаева. В сентябре на Иринеевских чтениях в Москве целое заседание было посвящено его книгам. Автор этих строк не является поклонником трудов отца Анатолия, его стремление рационализировать и психологизировать духовную жизнь вызывает органическое неприятие. Но тот вывод, который сделали участники чтений, кажется чрезмерным - о.Анатолия Гармаева назвали оккультистом и сектантом. И справедливо, что в ответ на эти обвинения, "подозреваемый" не мог привести никаких доказательств своей невиновности, а только повторял "я не оккультист" и подробно рассказал историю своих отношений с почитаемыми старцами и старицами. Рассказал о послушании им, в том числе и в написании своих трудах, которые многих смущают.
Главное на что хочется обратить внимание в этой ситуации и ей подобных: когда "на верхах" ведутся дискуссии, о простых людях как будто забывают. Ведь за тем же о.Анатолием Гармаевым идут сотни почитателей. У него за два десятилетия сложилась огромная паства по всей стране. И сказать этим людям: "Гармаев -оккультист. А вы все его духовные чада - сектанты". Это означает поставить их пред страшным выбором - или предать духовника, или остаться с ним, действительно считая себя, особой, гонимой группой внутри православной Церкви (это еще в лучшем случае). Таким образом именно определение, вынесенное на Иринеевских чтениях, может породить сектанское сознание, а не наоборот. Всякая агрессия, нерастворенный терпением негативизм вызывает у тех, кто заведомо неправ (повторяю автор этих строк во многом разделяет те претензии, которые были предъявлены к трудам Гармаева) чувство "страдальцев за истину", гонимых.
То же можно сказать и об отношении к почитателям Распутина и Ивана Грозного. Не нужно этих людей называть сектантами. Они верующие люди, но люди, не знающие церковных канонов. Конечно, я имею в виду ведомых, а не вождей. Приведу пример. Как известно, подобное "распутинско-грозному" движению, существует и вокруг имени приснопоминаемого владыки Иоанна (Снычева). Его почитатели так же добиваются скорейшей канонизации. Но вот, когда пришлось этим людям рассказать о том, какие существуют правила Церкви, какие постановления приняты в последние время - они все поняли. И даже с покаянием говорили: "А значит мы творили вред, собирая подписи, распространяя акафисты?"
Не злонамеренные сектанты все эти участники разнообразных церковных движений, - они просто ищут форму для проявления своей веры и часто выглядят как "овцы, не имеющие пастыря".
Известным полемистом в нашей Церкви является отец Андрей Кураев. Его труды, несомненно принесли и приносят немалую пользу Церкви - что и оценено Священноначалием. Отец Андрей имеет негласный титул "главного миссионера". Но и в его выступлениях последнего времени тоже преобладает дух разоблачительства. И получается, что целью миссии становится не привести ко Христу, а, в первую очередь, опровергнуть оппонента, при этом продемонстрировав свою эрудицию. Получается эдакое миссионерство без любви, не в традициях наших святых миссионеров - святит. Николая Японского, святит. Германа Аляскинского, святит. Иннокентия Московского - а в традициях конквистадоров, правда без "огня и меча", но со словами, которые действуют подобным же образом.
Пример такого "разоблачительного миссионерства" последнего времени - книга о.Андрея о "Гарри Поттере". Опять-таки, отмечу, что по существу автор этих строк согласен с отцом Андреем, а не с его оппонентами. Но по форме…Нельзя писать с таким презрением о тех, с кем ты дискутируешь. Нельзя, доказывая очевидное - сказочную природу повестей Роулингс, называть тех, кто видит в них оккультизм и демонизм "врагами детства", "потерявшими в процессе воцерковления свои педагогические навыки". Многие фразы отца Андрея вызывают, заранее предусмотренную им, насмешку над теми, о ком он пишет. Но, простите, если не вдаваться в выяснение того, кто прав, а кто виноват, это попросту греховно - заставлять других людей смеяться над теми, кого ты превосходишь умом и эрудицией.
Надо не забывать, что кроме ума и образованности есть еще и сердце. Материнское сердце, которое беспокоится о детях и потому настороженно относится ко всякому новшеству. И не смеяться и насмехаться над этим надо, а понять изнутри позицию спорящего.
На протяжении последних лет мы наблюдаем полемику между отцом Андреем Кураевым и отцом Рафаилом (Карелиным), а теперь так же и профессором А.И.Осиповым. И здесь действует тот же закон - начав с несомненно правильной постановки внутрицерковных проблем, спорящие тут же "переходят на личности" и не скупятся в обидных выражениях в адрес друг друга. И в результате чтения книг и статей остается впечатление - эрудиция продемонстрирована, но даже и правильные слова, сказанные в таком тоне, как это делается полемистами, вызывают отторжение, потому что не хочется участвовать в грехе осуждения.
А уж как спорят патриоты - это можно сказать особый стиль "православной ругани", ярко проявляющий себя в предвыборную пору. Невольно вспомнишь тут В.В.Розанова, который ни к кому в журналистском лагере не мог примкнуть окончательно и под различными псевдонимами печатался в разных, враждовавших друг с другом изданиях…

+ + +
А ведь у нас есть образцы того, как вели полемические споры наши святые отцы. Яркий пример из недавнего прошлого - полемика между Святит.Феофаном Затворником и Святит. Игнатием Брянчаниновым об ангельской природе.
Святит.Феофан настаивал на том, что духовная суть ангельских сил относительна. Потому только "Бог есть дух", а Святит. Игнатий говорил об абсолютной бестелесности сил небесных. Каждый остался при своем мнении, при этом признавая подвижническую жизнь своего оппонента. Вообще святым отцам, которые вели споры на протяжении веков истории христианства, был свойственен такт и мирность. Они дружили, но спорили. Их споры были серьезные, но мирные. У нас не очень-то серьезные, но непременно немирные. Святые искали то, что людей объединяет, а мы ищем разницы во мнениях. Святые старались найти положительное в человеке, свет, а мы в ищем пятна (а у кого их не найдешь). Таким образом у нас преобладает скорее журналистский, а не святоотеческий дух полемики.
Словом Божиим, цитатами из святых отцов мы пользуемся как палкой.
Тут напрашивается еще одна параллель - эпоха борьбы с расколом. "Кто кого переспорит" - такой дух царил на "прениях о вере" и что он дал? - Костры старообрядцев, протопопа Аввакума и многовековое разделение.
Печально, когда такие ассоциации вызывает "новый стиль православной полемики".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:16
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 11:11
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05