itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Татары Афганистана: прошлое и настоящее

0
1777
Время на чтение 4 минуты

Татары в Афганистане появились в XIII веке во времена похода Чингисхана. Территория, которая сегодня называется Афганистаном, в XIII веке, называлась Хорасан. Во времена правления Тимуридов в XIV-XV вв. с территории современного Узбекистана в Афганистан переселилось много татар, которые и остались жить на этой территории.

Татарское население в Афганистане по нашим подсчетам составляет приблизительно около 300 000 человек: эти цифры условные, потому что из-за войных действий и экономических трудностей переписи населения не было до сих пор. Естественно, возникает вопрос: откуда такая численность татар в Афганистане? На это я отвечу, что только, например, в городе Самангане и окружающих его деревнях(а я оттуда родом) примерно от 50 до 100 тысяч татар, а таких городов в Афганистане, где расселились, насчитывается около 10. В основном татары живут на севере Афганистана, где районы граничат с республиками Средней Азии. Я перечислю города, в которых я точно знаю, что там проживает татарское население: это Саманган, Кундуз, Тахар, Балх (Мазаре-Шариф), Фриаб, Сариполь, Бамиан, Баглан, Герат и Бадахшан.

Татары Афганистана не владеют татарским языком, их разговорным языком является тот, который распространен в той местности, где они проживают. Сейчас афганские татары используют в основном персидский (фарси), узбекский и туркменский языки как языки общения. Однако в топонимике деревень и в названиях мест в деревне сохранились татарские по звучанию наименования: например, в моей деревне Руе-до-Абесть обозначения местностей, явно имеющих татарские корни (ТишакТаш, Кара Кол, Фара Типа, Тогуз Натур, Кара Котал и т.д.)

Несколько слов я расскажу о культуре татар Афганистана. У нас есть несколько традиционных обычаев, которые свойственны только афганским татарам. Например, есть такой обычай БузКаши (схватить живого козла), АспДавани (скачки на лошадях), Кушти Гири (борьба на поясах, аналог татарской национальной борьбы «кореш») и др. Ежегодно, мы отмечаем праздник, который является аналогом Сабантуя. В деревнях летом народ поднимается в горы, покрытые зеленой травой, и остаются там несколько дней, живут в палатках, готовят еду вместе,участвуют вот в тех обычаях, которые я перечислил выше, весело время проводят. Вот этот праздник отличает нас от других народов Афганистана.

Несколько слов скажу про традиционную одежду афганских татар. Мужчины одевают халат (чапан), головной убор (дастар), длиннополую рубашку (пирахан), жилетку (васкат) и одеяло-накидка (пату). Татарские женщины носят длинное разноцветное платье, платок с женской шапкой, жилетку (васкат) и широкие штаны (шальвар).

Также расскажу о традиционной кухне татар Афганистана. Мы едим такие блюда как плов (кабули), жаренное в масле тесто (атла), рис с молоком (ширбрендж). И еще есть такие блюда: карае,крути, чакал так, лити, ширмаач, халва маачи.

Последние четверть века в Афганистане перманентно идет война, это очень сильно ударило по культурному наследию татар. Многие наши книги, которые хранились в семьях, были уничтожены, их сжигали во времена правления Талибана (1996-2001). Большинство татар Афганистана проживает в сельской местности, ведут аграрное хозяйство (земледелие и животноводство), из ремесел распространены ткачество, изготовление ковров и одежды, есть свое гончарное производство.

У татар Афганистана есть татарское этническое самосознание, однако о том, что где-то на севере в России есть Татарстан, мы долгое время не знали. Всему виной война, отсутствие связей с Россией. Да и сами татары в Афганистане долгое время не имели своих национальных организаций. Сейчас же ситуация меняется: все-таки уже крупномасштабных военных действий не ведется, жизнь стала более спокойнее в Афганистане, чем было раньше, появилась возможность поехать учиться в другие страны. Постепенно начался процесс самоорганизации татарской общины Афганистана, возникла первая татарская национальная организация - Совет татар Афганистана (его сейчас возглавляет Абдул Ахмад Татар).

И вот, в частности, я, представитель татарской диаспоры Афганистана, который хорошо учился у себя дома, был направлен в Россию и приехал учиться в Татарстан. Cейчас мне 27 лет, у меня есть высшее образование, закончил в 2014 году Казанский государственный архитектурно-строительный университет, сейчас учусь в магистратуре Казанского национального технологического университета по специальности «Информатика и вычислительная техника» на магистра, и я являюсь также вице-президентом Ассоциации иностранных студентов и аспирантов г.Казани. Поэтому если кому-нибудь из вас интересна история и современное положение татар в Афганистане, то вы можете обращаться ко мне. Я, живя в Казани, представляю здесь татарскую диаспору Афганистана.

Парвиз Ахмади, представитель татар Афганистана в Казани

Статья впервые опубликована в научном журнале «Мусульманский мир» (№4, 2015)

Литература по теме татар Афганистана:

1. Сулейманов Р.Р. Татарская диаспора Афганистана // «Татарские новости». - 2008. - №3 (164)

2. Камалатдин Татар. Выступление председателя общества татар Афганистана на IV съезде Всемирного конгресса татар в Казани // «Мусульманский мир». - 2014. - №2. - С.134-138

Карта расселения татар в Афганистане (составил Парвиз Ахмади)
Карта расселения татар в Афганистане (составил Парвиз Ахмади)
Татары Афганистана за сбором винограда
Татары Афганистана за сбором винограда
Афганские татарки за производстом ковров
Афганские татарки за производстом ковров
Афганский татарин
Афганский татарин
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04