Оперные обновленцы

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
1017
Время на чтение 5 минут

Я люблю оперу и иногда слушаю арии по радио, особенно, когда еду в машине. Иногда оперные постановки идут по ТВ (к сожалению, достаточно редко). И очень нечасто мне удаётся посетить оперный театр. Нечасто - по ряду причин, из которых не последняя - цена билетов. Зачастую она неоправданно завышена. Однако, используя некие связи в театральных кругах, мне всё же удаётся попасть на спектакли. И что же? В последние годы после каждого посещения оперной постановки меня ждало разочарование. Нет, сама музыка вечна и прекрасна. Как правило, музыкальная часть на высоте. То же самое зачастую можно сказать и о вокальной, но сама постановка...

Кажется, современные режиссёры из кожи вон лезут, чтобы любой ценой эпатировать зрителя. Для этого почему-то считается обязательным исказить замысел автора. Самым лучшим решением в таком случае будет облачение артистов в костюмы, не соответствующие эпохе. Например, в «Мазепе» П.И.Чайковского в Большом театре действующих лиц обрядили в «комиссарские» кожанки и шинели времён революции 1917 года. Чего-то более нелепого и неуместного трудно придумать! Во время недавней премьеры «Евгения Онегина» в Геликон-Опера Ольга скакала по сцене, закидывая ноги, как лошадь. Татьяна на свидании в саду всё время норовила положить голову на плечо Онегину. Ну не вели себя так девушки-дворянки в ХIХ веке! В последнем действии на балу почему-то все артисты появились в костюмах 1920-х годов, а актриса, изображавшая хозяйку дома, не расставалась с папиросой в длинном мундштуке.

Такого во времена Пушкина не было! Банальнейшая истина: музыка, костюмы и движения соответствуют (должны соответствовать) эпохе, в противном случае постановка выглядит нелепо. И это при том, что голоса у всех артистов превосходные, и, что немаловажно: молодые. Но все преимущества нейтрализуются дурным вкусом режиссёра и плохой игрой актёров. Говорят, главный режиссёр упомянутого театра Геликон в одном из своих интервью рассказал, что его в детстве против воли часто водили в театр. Он сидел, скучал и размышлял: как бы ОЖИВИТЬ эти скучные постановки? Вот и оживил. Однако, мне кажется, подобный модернизм чуждый, нам привитый цветок. Всё началось с заграницы. Там эти искажения появились раньше, а наши, как всегда, передрали. Знакомое явление - чужебесие. Даже блистательная Анна Нетребко принимала в этом участие (в Богеме Пуччини). Результаты подобных «нововведений» скажутся очень скоро и уже сказываются. Во время сцены дуэли в «Онегине» молодая дамочка, сидевшая неподалёку от меня, громко спросила своего спутника: «Кто кого убьёт?» Вот, так сказать, уровень современного зрителя! Наверное, она в школе ЕГ сдавала? Тогда все эти новшества для подобных ей! Невежество, между прочим, страшная штука с чудовищными последствиями. Для иллюстрации всего один пример. Молодой супружеской паре к свадьбе тётушка сделала подарок - дореволюционный чайный набор. Может быть, не все знают, что такое лубочные картинки. Это печатные изображения, вроде плаката, появившиеся на Руси в ХVI веке, а наиболее популярные в ХVIII-ХIХ веках. Для их изготовления использовались трафареты, вырезанные из липовых досок. Отсюда и луб, лубок. Так вот, это был ЛУБОК в фарфоре, очень редкая и ценная вещь. Дарительница кратко ознакомила невесту с этим жанром искусства. На другой день молодую чету посетил знакомый пожилой солидный господин. Молодая хозяйка приветствовала гостя радушным предложением: «Хотите, я покажу вам свой лобок?» Посетитель, как говорится, выпал в осадок.

Я хочу сказать, что подобными постановками поощряется невежество и прививается безвкусие, хотя подаётся этакое блюдо как способ привлечения публики, в особенности молодёжи. Уж не говорю о вопиющих случаях прямого кощунства, вроде новосибирского «Тангейзера», когда зрителя целенаправленно развращают. Это явление того же порядка, что возмутительные выставки Гельмана в Манеже. Вся эта гадость преподносится зрителю в качестве ИСКУССТВА, хотя это лишь его ИЗВРАЩЕНИЕ. Я часто слышу мнения профессиональных музыкантов и рядовых зрителей, возмущённых постановками, искажающими замысел автора. Господа постановщики и режиссёры! Напишите что-нибудь своё и ставьте, как вам заблагорассудится, но оставьте в покое классику! Но нет, опера как жанр умерла в ХХ веке. Последним композитором, писавшим оперы, по-моему, у нас был Р.Щедрин. Больше, насколько мне известно, ничего ценного и равноценного шедеврам прошлого не создано. Так вместо созидания принялись «исправлять» классику! Вместо «привлечения» и «приобщения» к миру искусства в результате этих нововведений может последовать отторжение.

В нашей Церкви тоже идут попытки «привлечения», когда с «миссионерскими» целями вводятся не всегда оправданные новшества. Так, в некоторых храмах, особенно часто в столичных, появились репродукторы. Я помню, как во времена патриарха Алексия I подобные технические приёмы считались недопустимыми. Сейчас всё иначе, по-католически: цель (миссионерство) оправдывает средства. Хотя никто не сосчитал, сколько новообращённых ринулись в храмы после прослушивания богослужений, передаваемых на всю округу. Скажу конкретно, почему я против усилителей звука. Дело в том, что, к великому сожалению, очень многие церковные хоры даже в Москве, где есть широкий выбор певцов, малопрофессиональны. Вся фальшь и «грязь» в таком случае становится «достоянием» не только узкого круга молящихся (для которых, может быть, певческий непрофессионализм не имеет большого значения), но и для всей улицы. Какой тут «миссионерский» эффект! Опять-таки, к сожалению, далеко не все архиереи и рядовое духовенство обладают достаточными музыкальными способностями, чтобы это заметить. Какое тут может быть исправление? Хотя бы уж «усиливали» порядочные хоры, а не так называемые «левые», то есть повседневные, поющие на левом клиросе!

В какой-то степени процессы, идущие в обществе, отражаются и в церковной жизни. В данном случае, модернизм. А Церковь тем и сильна, что на протяжении веков оставалась консервативной в самом лучшем и высоком смысле этого слова.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Савва Михалевич
Путь в монастырь
Рассказ
22.03.2021
Профи
Рассказ
15.03.2021
Переезд
Рассказ
11.03.2021
Приходские заботы
Рассказ священника
24.02.2021
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Все статьи Протоиерей Савва Михалевич
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35