Солнечный удар Никиты Михалкова

0
1764
Время на чтение 4 минуты

Дорогие друзья, в связи с тем, что на днях посмотрел новую картину Никиты Сергеевича, непременно желаю поделиться с вами своими впечатлениями от увиденного.

Новая работа Никиты Михалкова представлена как объединённая экранизация романтического рассказа-настроения «Солнечный удар» и сборника дневниковых записок о послереволюционной России «Окаянные дни» Ивана Бунина.

Действие картины урывками перетекает из 1920 года, где остатки разбитой армии Врангеля сдались в плен большевикам, в год 1907, тихий, безмятежный и юный, как главный герой, и обратно в реалии гражданской войны и большевистской пересылки.

В итоге, «Окаянные дни» стали трагедийным фоном, в который органично вписана романтическая и мимолётная история молодого поручика, путешествующего на речном пароходе, и прекрасной незнакомки-попутчицы. Два человека, две судьбы, ветреная встреча помолвленного юноши и замужней женщины. Встреча, логическим продолжением которой становится страсть. Виртуозно играя контрастом, сопоставляя истории прошлого и настоящего, режиссёр заставляет сегодняшнего зрителя задуматься о происходящем вокруг него, провести параллели между происходящим в России и в мире сто лет назад, и происходящим нынче.

Бунина в картине, тем не менее - мало. Видна рука углубившихся в эпоху мастеров: Михалкова и Адабашьяна. Их больше. Подкупает разнообразие подачи посылов режиссёра зрителю. С одной стороны - завуалированность аллюзий и образов видеоряда, с другой - их очевидность и доступность. Тонкая нить воспоминаний героя, находящегося на пересылке, в плену у своих соотечественников, большевиков, рвётся о катастрофу, происходящую с ним самим, с окружающими, с миром, который был безмятежен и привычен и вдруг рушится по непонятной для него, как и для многих причине. Поэтому и вопрос героя, звучащий репризой в течение картины, понятен: «Как это всё произошло?».

Потерянный человек, опустошённый непониманием, оторванный от реальности происходящего, вспоминающий, возможно, самые счастливые часы своей жизни. Один, десятки, тысячи людей с одним и тем же набором воспоминаний и вопросов: «С чего всё это началось? Когда мы начали терять Родину? Где та точка отсчёта, с которой началась трагедия?».

Безусловно, подкупает мастерство Никиты Михалкова обращать внимание на детали. Иногда чрезмерно. Но тому, кто хочет насладиться визуальным рядом, обрамляющим метафоры - это, несомненно, удастся.

Лично у меня в голове при просмотре картины возникла некая отдалённая аналогия с «Титаником», с той лишь разницей, что масштаб катастрофы несопоставим. Тонущая, искорёженная, истерзанная страна. Сдвинутый пласт истории. Миллионы искалеченных судеб и загубленных жизней. Всё это там, в подсознании. Родина - есть жизнь, теряя первое, сохранить второе очень сложно. Можно, но как с этим жить? Тонущая баржа с пленными белогвардейцами: полковниками, юнкерами, солдатами, - это и есть Россия, которую собственноручно топит бывший мальчишка-алтарник, который случайно и не ко времени узнал о теории Дарвина.

Чрезмерная продолжительность фильма создаёт впечатление, что авторы пытались выжать из одной виноградины целый кувшин сока. Самое удивительно, что мэтрам это удалось! Временами у меня создавалось ощущение, что я смотрю и внимательно разглядываю постановочную фотографическую открытку, которую мне прислали оттуда с обратной стороны киноэкрана, и она датирована началом прошлого века. Дорогие декорации, красивые до неестественности, программно отретушированные виды пейзажей, просторов России, слишком чистые сценические костюмы, слишком трезвые извозчики. Всё гипертрофированно, всего слишком.

Чересчур гротескно, можно сказать, по-мультяшному, прописан образ персонажа Землячки, бывшей политической заключённой, которая нынче вершит судьбы тысяч людей. Всё выпукло и очевидно. Но это сделано нарочито, так и должно быть в картине, которая несёт в себе правду, искреннюю, неугасающую боль и надежду, что наша Родина, опираясь на собственный трагический опыт, на трагический опыт братской Украины, не допустит повторения кошмара революции. Мы уже сваливались в бездну хаоса, не удержавшись на подъёме.

С чего это начинается, где линия, переступив которую, человечество сваливается в братоубийственную войну, губит себя?

Ответ на эти вопросы, где-то метафорично, где-то с помощью аллюзий, а где-то прямо в лоб, даёт нам режиссёр.

Остатки помады на краю бокала с шампанским, капающий, бронзовый, начищенный до блеска рукомойник или настойчиво качающиеся от сквозняка и постукивающие друг о друга вешалки для одежды - нюансы важны и многозначительны. Цепляясь за них, выстраивается цветная, бугристая, неровная плоскость параллелей, ведущих из прошлого века в сегодняшний день.

Мне показалось, что это лучшая работа Никиты Сергеевича со времени шедевральных «Утомлённых солнцем». Главное то, что она искренняя и не натужная, её трёхчасовой хронометраж обусловлен тем, что художник, получая удовольствие от процесса созидания, мазок за мазком, желал продлить его как можно дольше.

Одна сцена, в которой, как мне кажется, ошибся Михалков - это любовная сцена в гостинице. Без этой сцены, наверное, картина скорее приобрела, чем потеряла.

Хочу сказать, что ни в коем случае нельзя оценивать картину, делать выводы сразу по выходу из зрительного зала. Воздержитесь от выводов пару дней, пусть дозреет в голове посыл автора, и вы по достоинству оцените послевкусие этого прекрасного, выдержанного вина под названием «Солнечный удар».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Адриан Роум:

Талантливая рецензия!

(C) Благодарю Вас.

1. Re: Солнечный удар Никиты Михалкова

Талантливая рецензия!
Адриан Роум / 30.10.2014, 11:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Малеев
Крик души
По словам публициста Романа Малеева, смерть блокадницы Раузы Галимовой стала результатом нашей сердечной недостаточности
06.02.2015
Все статьи Роман Малеев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 12:14
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 11:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.04.2024 10:11