Чтобы восстановить национальный суверенитет России, надо вернуть Центробанк в лоно государства

0
546
Время на чтение 8 минут

12-2

Источник: РЭОШ

Банк России – весьма странный и таинственный институт. 20 лет назад Юрий Юрьевич Болдырев, известный в свое время политик и общественный деятель, государственный чиновник (был, в частности, заместителем главы Счетной палаты РФ) опубликовал книгу «О бочках мёда и ложках дёгтя». Большая часть книги была посвящена Банку России. Пытаясь понять хитрый статус этого института, Юрий Юрьевич охарактеризовал Банк России словами А.С. Пушкина: «Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка» (из «Сказки о царе Салтане…»).

Казалось бы, ответ на вопрос о статусе Банка России можно найти в Конституции РФ, где этот институт упоминается несколько раз. В статье 75 Основного закона РФ сказано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Слово «других» не оставляет никаких сомнений в том, что Банк России является органом государственной власти. В Конституции РФ говорится, что в стране три ветви государственной власти – законодательная («Федеральное собрание» — глава 5 Конституции), исполнительная («Правительство Российской Федерации» — глава 6), судебная («Судебная власть и прокуратура» — глава 7). Но никаких намеков на присутствие Банка России в указанных ветвях власти мы не находим.

Конечно, логичнее всего искать Банк России в исполнительной ветви власти. Например, в Советском Союзе Центробанк (он назывался «Госбанк СССР») входил в исполнительную ветвь власти. В современном Китае Центробанк (он называется «Народный Банк Китая») также входит в исполнительную ветвь власти и наряду с другими ведомствами подчиняется Госсовету КНР. Но в главе 6 Конституции Банк России не упоминается. Но, может быть, мы найдем следы Банка России в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от (06.11.2020 N 4-ФКЗ)?

В статье 19 упомянутого закона говорится: «Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики». Вроде бы «денежно-кредитная политика» — прерогатива Центробанка. Но упоминания о нем в этом законе мы также не находим.

Может быть, ответ на вопрос о статусе Банка России мы найдем в Законе о Центральном банке Российской Федерации, принятом в 2002 году? Читаем пункт 1 статьи 1 упомянутого закона: «Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Что ж, здесь лишний раз подтверждается, что Банк России все-таки орган государственной власти, как это и вытекает из статьи 75 Основного закона Российской Федерации. Чтобы не было никакого сомнения, что Банк России орган государственной власти, в пункте 2 статьи 1 закона о Банке России говорится: «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Видим то же самое слово «других», подтверждающее государственный статус Центробанка.

Но статья 2 того же закона гласит: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства». Из нее вытекает, что Банк России – не государство. И тем более, не орган государственной власти. Это не высшая математика, а элементарная логика. Статья 2 Закона о Банке России не «бьется» со статьей 1 того же закона! Бывает, конечно, когда статья из одного закона не «бьется» с какой-нибудь статьей какого-нибудь другого закона. Где-то что-то законодатели и юристы «недосмотрели». Но тут-т не «бьются» первые две статьи закона о Банке России!

Впрочем, со статьей 1 закона и со статьей 75 Конституции не «бьются» и некоторые другие формулировки закона о Банке России. Чего стоит, например, название Глава IV закона о Банке России: «Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления». Должно быть: «с другими органами государственной власти…», а слово «другими» таинственным образом исчезло. Таким образом, в законе о Банке России всегда можно найти формулировку, которая нужна в данный момент и в данном случае для обоснования чего угодно. Что-то в духе «казнить нельзя миловать».

Вот такой интересный документ создавали в начале нулевых годов для того, чтобы Банк России мог себя вольготно чувствовать, и чтобы на него не было управы ни со стороны Федерального собрания, ни со стороны Правительства, ни со стороны Верховного суда и Генеральной прокуратуры. Детали истории создания лукавого закона о Банке России изложены в упомянутой мною выше книге Ю. Болдырева «О бочках мёда и ложках дёгтя».

Фактически под Россию более двух десятилетий назад закладывали мину замедленного действия. Которая уже несколько раз взрывалась. Один раз был мощный взрыв в декабре 2014 года, когда Банка, отказавшись от поддержания валютного курса рубля, спровоцировал в стране валютный кризис. Тогда курс рубля в одночасье обвалился в два раза. По оценкам экспертов, которые были сделаны тогда по горячим следам, ущерб был оценен в 200 млрд долл. Сегодня очевидно, что ущерб был гораздо большим. А в феврале-марте прошлого года коллективный Запад заморозил валютные резервы России (которые одновременно были «валютными активами Банка России») на сумму около 300 млрд долл. Также следует вспомнить, что в марте 2022 года Банк России резко поднял ключевую ставку до 20 процентов, что спровоцировало банкротства многих компаний в стране. Список «взрывов» можно продолжать долго. Никто за них не понес ответственности. А с головы председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, которая рулит Центробанком уже десять лет, ни один волос не упал. Она и сегодня продолжает деструктивную денежно-кредитную политику. Отчасти по причине того, что это позволяет ей тот самый пресловутый закон о Банке России, который был обманным путем протащен через Государственную Думу в 2002 году.

Но сейчас я хочу обратить внимание еще на одну хитрость, заложенную в закон о Банке России. Еще раз воспроизведу формулировку пункта 2 статьи 1 закона: «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Прошу сфокусировать внимание на словосочетании «осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти». Почти дословное воспроизведение формулировки из статьи 75 Конституции.

Но обращаю внимание на то, что там она была применена к выполнению такой задачи, как «защита и обеспечение устойчивости рубля», а здесь она распространяется уже на все «функции и полномочия, предусмотренные… настоящим Федеральным законом…». А одних пунктов в статье 4 насчитывается аж 19! В первоначальной версии закона под каждую функцию свой был отдельный пункт. Таким образом, изначально это был список из 19 функций. За двадцать с лишним лет неуемной законотворческой деятельности каждый пункт оброс большим количеством подпунктов (в результате принятия поправок и дополнений). Рекордсменом является пункт 18, в котором появилось аж 8 подпунктов. Особенно много подпунктов наплодилось в 2013 году, когда Банку России был присвоен статус «финансового мегарегулятора». На сегодняшний день с учетом подпунктов у Банка России число функций насчитывает четыре десятка.

Для примера приведу некоторые пункты и подпункты этого списка функций, чтобы было понятно, о чем идет речь:

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

Мне трудно представить, как Банк России может выполнять упомянутые выше и другие (не упомянутые) функции без взаимодействия с правительством, министерствами (финансов; экономического развития; промышленности и торговли), Государственной Думой, правоохранительными органами, Счетной палатой и другими институтами государственной власти.

Исключение сделано для нескольких функций:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Итак, только по пяти функциям закон предусматривает или допускает взаимодействие Банка России с Правительством Российской Федерации. По всем остальным функциям статья 1 закона о Банке России требует от Центробанка, чтобы он выполнял свои функции автономно. Она воздвигает «китайскую стену» между Центробанком и «другими федеральными органами государственной власти». Большинство функций, перечисленных в статье 4 закона о Банке России, Центробанку просто невозможно реализовывать эффективно, не координируясь с другими органами государственной власти. Но закон о Банке России предписывает, что Центробанк не должен с ними взаимодействовать и координироваться.

Но «мина» была заложена еще в статье 75 Конституции, предусматривающей, что Банк России свою основную функцию («защита и обеспечение устойчивости рубля») обязан выполнять «независимо от других органов государственной власти». Это в принципе невозможно. О чем я уже говорил и писал многократно. См., например, статью «Государство вне государства. Центральный банк России – чужой среди своих» https://zavtra.ru/blogs/gosudarstvo_vne_gosudarstva

Российское законодательство противопоставило Банк России и государство. Тем самым реализуется принцип «Разделяй и властвуй». А кто властвует в России? – «Хозяева денег» (на сегодняшний день – анонимные главные акционеры частной корпорации «Федеральная Резервная Система США»). Сегодня с высоких трибун в России звучат призывы к восстановлению национального суверенитета. Важнейшим условием такого восстановление является ликвидация упомянутого разделения Банка России и государства. Банк России надо вернуть в лоно государства!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Катасонов
У нас уже давно идут разговоры об импортозамещении
Полное импортозамещение по всему спектру товаров фактически будет означать индустриализацию, где и понадобятся производимые нами металлы
19.04.2024
«Физиков», выводящих деньги в зарубежье, ждёт капкан по обе стороны границы
Если не остановить вывоз долларов частными лицами, Россия получит удар под дых
18.04.2024
В Поднебесной рекордный за всю историю бюджетный дефицит
О долге Китая и его «теневых» биржах
17.04.2024
Мировые экономические кризисы и войны /
Как это было и к чему нам готовиться
17.04.2024
Все статьи Валентин Катасонов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11