itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Историческая политика Белоруссии, или При чём тут неандертальцы с Украины

О парадоксах белорусской истории через призму современной политики

Александр Лукашенко 
0
569
Время на чтение 8 минут

Флаг БелоруссииИсточник: ИА REGNUM.

Флаг Белоруссии. Ольга Шклярова © ИА REGNUM

 Александр Лукашенко провел совещание по вопросам исторической политики. Он сказал, что «впервые за годы своей независимости мы ставим эти два понятия — «история» и «политика» — рядом. До сих пор мы старались не политизировать историю. Выбранный белорусским народом политический курс страны был нацелен на сохранение добрых отношений прежде всего с нашими соседями».

Видимо, Лукашенко не доложили, что понятия «политика» и «история» в Белоруссии встали рядом не сейчас, а в 2019 г., когда в августе в журнале администрации белорусского президента «Беларуская думка» вышла статья «К вопросу об исторической политике». Статья была написана совместно академическими учеными-историками и членами белорусского Совбеза. А еще чуть ранее — в марте 2019 г. — словосочетание «историческая политика» было использовано в белорусской Концепции информационной безопасности, где было четко прописано: «Требует дальнейшей последовательной реализации государственная историческая политика, направленная на закрепление в Беларуси и за ее пределами белорусской национальной концепции исторического прошлого страны и белорусской модели памяти, построенной в соответствии с настоящей Концепцией в качестве доминирующей» (глава 12, параграф 49). Потому термин «историческая политика» относительно не новый для белорусского политико-идеологического пространства. Просто в 2019 г. его не только не заметили, но и проигнорировали.

Итак, в августе 2019 г. вышла статья «К вопросу об исторической политике». В ней содержался перечень наиболее часто и активно использующихся «приемов искажения исторического прошлого белорусского народа». Таких искажений представлено четырнадцать. Под номером 6 значилось следующее искажение прошлого: «Трактовка восстаний 1794 года, 1830−1831 годов, 1863−1864 годов как освободительного движения белорусского народа. Однако главной их целью было воссоздание Речи Посполитой, прежде всего, как польского государства, в границах 1772 года». Т. е. польское восстание 1863−1864 гг., которое в Белоруссии упорно и некорректно пытаются именовать «восстанием Кастуся Калиновского», с точки зрения новой исторической политики не должно рассматриваться как белорусское национально-освободительное.

Викентий Константин Калиновский

Викентий Константин Калиновский

Но наступил ноябрь того же 2019 г., и белорусская официальная делегация отправилась на перезахоронение останков польских повстанцев в Вильнюс. Белорусские чиновники не восприняли польских повстанцев как польских. Например, в интервью литовскому изданию белорусский посол в Литве, упоминая захоронение Константина Калиновского, сказал: «Теперь у белорусов есть еще одно памятное место, которое смело можно включать в список мест, обязательных для посещения». То есть, игнорируя как требования белорусской исторической политики, так и реальные исторические факты, белорусский дипломат по сути представил образ польского повстанца как белорусского героя. И это через три месяца после публикации статьи, посвящённой официальной исторической политике. На самой церемонии выступил белорусский вице-премьер. Он сказал: «Знаково, что паролем повстанцев Кастуся Калиновского были слова: «Кого любишь? — Люблю Белоруссию». И связал эти слова с современным официальным лозунгом «За сильную и процветающую Белоруссию».

Кстати, белорусские националисты назвали выступление чиновника прекрасной речью, но указали, что она «была испорчена словами о недопустимости использования фигуры Калиновского в политических целях». Именно из-за последней фразы в толпе приверженцев политического мифа о Калиновском-белорусе раздались крики «Позор!»

Отметился выступлением и тогдашний католический митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевичназвав Константина Калиновского «благородным сыном белорусского народа», который «осознавал белорусов как отдельную нацию, которая имеет право на самоопределение». Кондрусевич, конечно, умный человек, но все равно смог попасться на удочку националистических фальсификаций. Чтобы не быть голословным, процитирую самого «благородного сына белорусского народа». Так вот, этот «белорусский сын» писал, обращаясь к белорусским крестьянам: «Мы, кто живет на земле Польской, кто ест хлеб Польский, мы, Поляки с веков вечных». Именно так он осознавал белорусов как нацию.

Тадеуш Кондрусевич

Тадеуш Кондрусевич

 Redaktor01 Remik Kubicki

Так что белорусская историческая политика образца 2019 г. практически сразу оказалась проигнорирована самим государством. И вот в 2022 г. ее попытались реанимировать.

Александр Лукашенко также сказал, что в Белоруссии «не вели войн памяти в целях укрепления своей государственности, старались не задеть национальные чувства тех, с кем когда-то жили в единых государствах». Больших «войн» действительно не вели. Но по мелочи все же было. Особенно интересно за этим было следить в 2014 — первой половине 2020 г., когда по гостелевидению можно было услышать, например, об оккупации Белоруссии Российской империей.

Войны памяти в Белоруссии больше были гражданскими, чем направленными против внешних сил. Вспомнить, например, попытку восстановить (не установить, а именно восстановить) памятник императору Александру II в Минске. Тогда чиновники ответили, что император является неоднозначной фигурой. Но любая историческая фигура неоднозначна. Хотя литовские князья почему-то так не оцениваются, и установка памятников этим персонажам достаточно быстро согласовывается. Можно также вспомнить, как происходила борьба за памятник семье Александра Невского в Витебске. В этом городе власти быстро установили монумент в честь литовского князя Ольгерда, но постарались затормозить установку памятников княгине Ольге и семье Александра Невского. А между прочим оба эти персонажа причислены Православной церковью к лику святых.

Вспомним и ограду госпитального кладбища в Минске. Это кладбище появилось в годы Первой мировой войны, там хоронили умерших в госпитале русских солдат. Потом кладбище стало гражданским, потом его закатали под асфальт, а потом на том месте стали строить дома. И когда начали выкапывать кости, общественность потребовала не заниматься кощунством, а создать мемориал. Это было сделано. На ограде были установлены двуглавые орлы, правда, без корон. Но как-то ночью орлы исчезли. Их сняли и заменили обычными шарами. Над могилами советских солдат устанавливают звезды. Это логично, и никто их шарами не заменяет. А над могилой солдат Русской императорской армии двуглавых орлов поставить постеснялись. То есть разговоры об исторической политике еще не шли, а она уже осуществлялась.

Напоследок можно вспомнить, сколько времени потребовалось, чтобы в Могилеве был заложен памятник святителю Георгию (Конисскому), который в свое время являлся Могилевским архиепископом.

Святитель Георгий (Конисский)

Святитель Георгий (Конисский)

Александр Лукашенко, помимо этого, выступил за адекватную оценку исторических периодов на белорусских землях. Конечно, это похвальное стремление, но как-то сомнительно, чтобы оценка оказалась полностью адекватной. Например, отрицание того, что Полоцкое княжество было частью Древней Руси, вряд ли является адекватным представлением о древнерусском периоде. Полоцкое княжество, как и другие, оказалось одним из осколков Древней Руси, но отрицать его нахождение в её составе нелогично.

Лукашенко сказал, что Полоцкое и Туровское княжества оказались в тени государственных образований других периодов. Но было время, когда эти княжества, особенно Полоцкое, были на слуху. Популяризировал тот период писатель Владимир Орлов. Вряд ли Лукашенко хочет, чтобы догмы, сформулированные писателем, стали прописными истинами в учебниках. Но тогда надо признать, что Полоцк — часть общей древнерусской культуры, а не какое-то отдельное «белорусское государство», существовавшее в то время, когда белорусского самосознания еще не было. Кстати, белорусского самосознания не было и в период существования самостоятельного Великого княжества Литовского. Ведь это княжество в 1569 г. стало частью Первой Речи Посполитой, а белорусская идентичность впервые зафиксирована в 1586 г., когда Соломон Рысинский назвал себя Leucorussus, т. е. белым русским. Так что первый человек, осознавший себя белорусом, появился уже после вхождения Литовского княжества в Первую Речь Посполитую. Кстати, современная Польша является Третьей Речью Посполитой, так записано в польской конституции. Второй Речью Посполитой была межвоенная Польша.

В общем, для адекватного восприятия исторических периодов нужно проделать очень много работы.

По итогам совещания глава белорусской администрации Игорь Сергеенко сообщил, что обсуждался вопрос создания на общественных началах совета по исторической политике. Чиновник сказал, что «историю нужно объективно и правдиво показывать. И те страницы, которые не совсем лицеприятные, и те героические страницы, которые кто-то пытается искусственно исказить, — показывать необходимо все». А потом добавил: «Мы стоим за правдивое освещение всех страниц истории». Похвальное отношение к истории, с которым можно полностью согласиться. Но далее тот же Сергеенко напомнил, что Национальная академия наук Белоруссии издала «фундаментальный труд по истории белорусской государственности» в пяти томах. «Это большое издание нужно каким-то образом в доступном ключе довести простому читателю», — сказал он.

Глава администрации президента Республики Беларусь Игорь Сергеенко

Глава администрации президента Республики Беларусь Игорь Сергеенко

President.gov.by

И вот тут встает вопрос по поводу объективности и правдивости истории и кое-каких моментов, изложенных в «Истории белорусской государственности». Будет интересно посмотреть реакцию читателей, которым «в доступном ключе» будут доводить содержание этого издания. Например, уже на шестой странице первого тома читатель столкнется с информацией, согласно которой «в истории белорусской государственности можно выделить три периода». Первый период получил название «догосударственный». Догосударственный период государственности — это внушает. Хотя авторы придумали странное объяснение, которое вроде должно снять эту странность. Но рамки догосударственного периода впечатляют. Он начинается за 100 тысяч лет до нашей эры.

Еще раз напомню, речь идёт именно о белорусской государственности, а не о какой-нибудь иной. Тут стоит знать, что человек вида Homo sapiens появился в Европе примерно 40−50 тысяч лет назад. Выходит, что первый период белорусской государственности начинается примерно за 50−60 тысяч лет до появления в Европе человека разумного. Т. е. белорусскую государственность зарождали даже не кроманьонцы, а неандертальцы.

Но история на том не заканчивается. Поселений неандертальцев на территории, которую сейчас занимает Белоруссия, не обнаружено — только потерянные или брошенные артефакты. Как пишут дальше в «Истории белорусской государственности», «этап освоения территории Беларуси неандертальцами считается гипотетическим, так как все находки единичны, определены типологически, не имеют геологических привязок и сопровождающей органики». Ближайшая найденная стоянка неандертальцев находилась на территории современной Центральной Украины. Получается, что неандертальцы создали белорусскую государственность дистанционно.

В общем, будет интересно проследить, как повлияет такое открытие на становление современной белорусской исторической политики. Также хочется понять, отдают ли себе отчет чиновники, которые будут продвигать этот пятитомник, что они буквально первыми страницами книги с творческими подходами к хронологии белорусской государственности дают вполне закономерный повод для критики всей концепции.

В целом историческую политику практикуют многие молодые государства, которые стремятся создать более-менее однородные представления о своем прошлом. Белорусская историческая политика пока лишь намечает свои контуры, которые, судя по отдельным текстам и заявлениям, представляют собой помесь националистической и советской версий белорусской истории с вкраплениями других взглядов. Избавится ли белорусская историческая политика от этого синкретизма или решит, что достаточно просто поменять пропорции, пока непонятно.

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Гронский
Все статьи Александр Гронский
Александр Лукашенко
«Государственная идеология Беларуси» – в чём опасность?
Лучше инициировать разработку общей для России и Белоруссии идеологии
19.03.2024
Лукашенко спас Белоруссию
Если бы политика в стиле Шушкевича или других реформаторов не была остановлена белорусским лидером, то от Белоруссии не осталось бы ничего
27.02.2024
«Подходы наших стран к актуальным проблемам совпадают или близки»
По словам Владимира Путина, Россия и Белоруссия в условиях беспрецедентного внешнего давления плотно взаимодействуют на мировой арене, оказывают друг другу подлинно союзническую взаимную поддержку
30.01.2024
Наши союзнические связи упрочились
По словам Владимира Путина, совместная деятельность в рамках ОДКБ способствует сплочению наших государств и народов
24.11.2023
«ВСУ попытаются спровоцировать Белоруссию»
Вашингтону выгодно варить ситуацию, как лягушку в кипятке, постепенно увеличивая эскалацию, но не провоцируя Россию на радикальные меры
02.11.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30