«У полукультурных офисных работников есть явное, хотя одновременно и смутное влечение»

1 ОСт 
899
Время на чтение 21 минут

Источник: блог автора


У полукультурных офисных работников и работниц есть явное, хотя одновременно и смутное влечение к тому, что называется похабным словом «духовность», но христианство в этих поисках безнадежно проигрывает нью-эйджу: на одного православного среди этих людей приходится девять поклонников всего того, о чем поет Гребенщиков и пишет книжки Пелевин.

Почему так? Есть три причины.

Во-первых, христианство - свое, а нью-эйдж - экзотичен.

Церковь вызывает у молодой модной публики воспоминания обо всем том, о чем не хочется думать, о том мире, откуда они родом, и откуда им хочется вырваться: суетящиеся бабки-тетки, мужики с бородами и животами, чиновники со свечками, бедные уездные города, которые они с облегчением забыли и уехали поступать в университет в мегаполисе, темные улицы, снег, вороны на колокольне кричат.

А нью-эйдж - о, это солнечные берега разных морей, загадочные смуглые туземцы, вечное лето и вечный праздник. Иными словами, нью-эйдж - это специальное приложение к курортной жизни, позволяющее уволившемуся с работы и сдавшему бабушкину квартиру (бабушка! свечки! ну вы понимаете) пиарщику-маркетологу почувствовать, что он не просто так валяется на пляже, но - с великим смыслом, постигая тайны бытия.

Во-вторых, христианство конкретно, а нью-эйдж - он приятно абстрактный.

Та «духовность», что имеется у церковных людей, состоит из большого количества правил, обязанностей и четких представлений о жизни. Это целый распорядок: когда поститься, кому молиться, что можно, а что нельзя, субботний вечер и воскресное утро забронированы под службы, внебрачные связи долой, исповедь - иди рассказывай какому-то постороннему мужику (ну не Богу же, ты еще поди разгляди того Бога за спиной мужика) про самое неприятное и неудобное. Все это трудно.

То ли дело нью-эйдж. Сел в позу лотоса, ароматическую палочку зажег, глаза закрыл, расслабился. Тишина, молчание - и этот, как его, космос. А дальше можно жить ровно так же свободно, как всегда и живешь. Правда, мясо желательно не есть, но это модно, а потому и легко.

И, наконец, самое главное.

Нью-эйдж - это всегда про себя, для себя и к себе, а христианство - оно от себя и к чему-то другому. Или - кому-то.

Пароль современного мира - это слово нарциссизм.

И если выходит так, что нынешняя версия человека должна (кому должна? а вот должна, да и все) непрерывно фотографироваться, и непрерывно рефлексировать из пустого в порожнее, и все больше заниматься делами, символически увязанными с «самореализацией», - то и религия оказывается еще одним способом сказать самому себе - о себе, но на этот раз не роботизированным и калькированным языком офисных технологийперезагружаю жизнь», «прокачиваю скиллы»), но - туманным языком природных аллегорий, привет, море внутри и танцы в ритме вселенной.

А христианство - не про себя.

Про Бога, который - не ты. Про церковь, в которой ты можешь быть, но она тоже к тебе не сводится. Про ближнего, наконец, который тем более не ты, а другой, и настолько тяжко и раздражающе другой, что уж скорее бы, знаете ли, на курорт, в космос, куда угодно, но только подальше, уж очень не хочется с ним, этим ближним, соседствовать, и терпеть его, и прощать.

А себя христианин должен минимизировать. Скептически оценить - и, по возможности, меньше о себе думать.

А как тогда делать сто тысяч сэлфи в сутки?

И хочется - в качестве назидательного вывода - сказать что-то вроде: повзрослеют - поймут. Или: состарятся - изменятся.

Представить себе смешную и грустную, но зато и благочестивую картину семидесятилетних пиарщиков и пиарщиц - татуированных, с фиолетовыми волосами, - но зато возвратившихся куда-то туда, куда они так не хотели в своей глупой юности, забывших про море внутри - и теперь медленно бредущих в валенках на литургию воскресным утром, зимним и мрачным, пока на них сверху, с каменных свеч колоколен, строго смотрят вороны.

Вряд ли так будет.

Скорее, каждый останется со своим: одни - с трудным Богом, требующим от тебя быть не только с самим собой, но и с ближним, и с теткой, и с бородой, и со всем Его, Бога, ушибленным и заваленным снегом миром, тогда как другие - встретят на берегу евростарость, вовремя перекрасив фиолетовый в псевдоестественный белый, чтобы - как всегда - развиваться в ритме вселенной.

Я им не завидую.

Ну, иногда, если ступеньки за ночь обледенели.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Ольшанский
Человек, который не вышел
Чему учит короткая и страшная история Навального
20.02.2024
Берлиоз против
О новой экранизации «Мастера и Маргариты»
14.02.2024
Все статьи Дмитрий Ольшанский
Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25