itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Алексей Грачев: «Иногда помощь конкретному человеку находится именно в твоих руках»

0
618
Время на чтение 11 минут

Алексей Грачев — координатор православного молодежного общества «Ковчег», действующего при Свято-­Троицком кафедральном соборе Саратова. На счету у этого общества много важных благотворительных дел — таких, как акции по сдаче донорской крови «Во имя жизни» и по сбору игрушек для онкобольных детей «Коробка храбрости», раздача бесплатных обедов для малоимущих и другие. Но, как это часто бывает, за насыщенной и разнообразной общественной деятельностью не всегда просматривается сам человек, который ее ведет,— с его взглядами, стремлениями и ожиданиями, с его особенным приходом к вере. Об этом мы поговорили с Алексеем в нашем интервью.

Точка опоры

В ранней юности— Алексей, Вы с детства были верующим?

— В нашей семье не было церковных людей, но с самого детства я ощущал какое-то интуитивное стремление к Православию. Помню, у меня были детские книжки про Куликовскую битву — про князя Димитрия Донского и Сергия Радонежского, про бой Пересвета и Осляби, а еще — былины об Илье Муромце. Помню, как папа рассказывал мне историю о прадедушке, прошедшем Первую мировую войну с 90‑м псалмом, словами которого он молился. После очередного сражения в его шинели оказалось семь пулевых отверстий, и при этом на теле — ни царапины. Вернувшись с войны, прадед выкопал что­то вроде землянки близ деревни и часто уединялся там для молитвы. Наверное, эти рассказы не могли не подействовать на меня.

— Вы приняли крещение в младенчестве?

— Нет, крещен я был в довольно позднем возрасте, примерно в восьмом классе. Однажды в выходной день за мной пришла родная тетя, и вместе с ней мы отправились в Покровский собор на крещение. Но так как модели поведения церковного человека перед моими глазами никогда не было, я рос обычным подростком со свойственными этому возрасту увлечениями. Уже в студенческие годы я стал изредка заходить в Свято-Алексиевский монастырь, освященный, как я потом узнал, в честь моего небесного покровителя. Примерно в это же время у меня внутри начал расти вакуум, заполнявшийся разными негативными мыслями: одолевала депрессия, были даже мысли о суициде. Действительно, как говорил Паскаль, если нет бесконечного Бога внутри, то там появляется бесконечная пустота. Так и у меня получилось, но Господь уберег от непоправимых шагов. Как и у многих других подростков, у меня была иллюзия свободы, больше похожая на замкнутый лабиринт. Но душа, как губка, впитывала из окружающей действительности и все то, что могло уврачевать ее. Зацепка появилась оттуда, откуда я и не ожидал — из сферы музыки. Это были такие молодежные группы, как «25/17», «Соль земли», «Грот». В их творчестве я нашел для себя близкие мне по духу патриотические и религиозные нотки, избавившие, в первую очередь, от яда саможаления. Впоследствии некоторые из этих музыкантов отошли от Православия, даже буквально сняли кресты, но я благодарен им за то, что в свое время они явились орудиями в руках Божиих и помогли мне обрести опору в жизни.

Через этих же ребят я знал о такой незаурядной личности, как Андрей Кочергин, — известном питерском общественном деятеле, спорт­смене, призывавшем современную молодежь к неравнодушному отношению к миру. Кроме того, он часто говорил о том, что необходимо ходить в церковь, исповедоваться и причащаться. Я не все в его деятельности могу принять, но нужно отдать ему должное: именно благодаря ему я впоследствии пришел в добровольчество, которое стало точкой приложения моего внутреннего стремления помогать людям.

От службы спасения — к Спасителю душ

С отцом Николаем Генсицким— А что Вас привело именно в Троицкий собор?

— Я познакомился с отцом Николаем Генсицким, который на тот момент был ключарем собора. Это событие и стало отправной точкой моего сознательного воцерковления. Шел 2015 год. На тот момент у меня и одного моего единомышленника накопилось много «вопросов к Церкви», касающихся разных тем, от глобальных церковно-политических до локальных социальных — таких, как установка пандуса в храме. Божиим Промыслом мы зашли тогда в Троицкий собор. Нам повезло, это был вечер воскресенья, и после службы настоятель вышел к народу — так и состоялась наша встреча. Я безмерно благодарен отцу Николаю за тот во многом нелепый разговор, благодаря которому я по-настоящему встретился с Богом. Батюшка оставил мне свой номер телефона, и потом я еще не раз звонил ему, задавал какие-то личные вопросы. Он всякий раз радушно выслушивал меня, а однажды пригласил на встречу молодежного общества, со словами: «Знаете, Алексей, нам как раз нужны такие деятельные люди, как Вы». Это была одна из первых встреч общества «Ковчег», которое тогда еще никак не называлось.

— Чем Вы занимались до того, как пришли трудиться в Церковь: где учились, в какой сфере работали…

На геологических изысканияхУчёба в добровольно-спасательном отряде— До прихода в храм у меня было три места работы. Первое — инженер-технолог на Саратовском радиоприборном заводе. Это была работа по специальности, примерно около года. Потом около трех лет я был помощником бурмастера в одной проектной организации, проводил геологические изыскания. Но ни эта, ни предыдущая деятельность внутренне меня не устраивали. Хотелось работой жить, чтобы ноги сами на нее несли. И тогда я решил устроиться в службу спасения. Прошел полностью обучение, начал уже готовиться к выходу на работу — и вдруг что-то пошло не так, я будто в стену уперся, и все самой собой сошло на нет. В то время я как раз начал общаться с отцом Николаем, и тот предложил поработать один месяц, в межсезонье, простым рабочим в соборе. С того момента и до сих пор я здесь и тружусь: сначала был разнорабочим, потом чтецом и алтарником, потом к этому прибавилась еще и роль координатора в молодежном обществе.

— Трудно было после светских организаций адаптироваться к работе в храме?

На пикнике с "молодёжкой"— Отец Николай как-то заметил, что в Церкви люди, которые были вполне уживчивыми на светской работе, не всегда могут сработаться с окружающими, так как в храме, в пространстве духовного напряжения, все внутреннее в человеке обострено. Если ты приходишь на богослужение раз в неделю, то можешь спрятать какие-то свои минусы, но работая в храме каждый день, ты не сможешь долго лицемерить и рано или поздно сорвешься. Так что в этом смысле — да, в храме трудно, а без работы над собой и невозможно остаться.

— Вам теперь приходится совмещать работу и учебу в семинарии. Что натолкнуло на мысль пойти учиться?

— Изначально мне и одному моему товарищу предложил подумать о поступлении в семинарию отец Николай. Это было несколько лет назад, в то время ни я, ни мой приятель совершенно не видели себя в будущем семинаристами. Поэтому мы только шутили, что на собеседовании на вопрос: «Что привело Вас к нам?» — могли бы ответить так: «Знаете, я такой никчемный, тут меня не берут, там уволили, вот я и оказался здесь». Но, видимо, Господь наш юмор оценил, и с осени я учусь в семинарии. Сейчас учеба стоит у меня на первом месте: утром за Литургией я читаю Апостол и Евангелие, а на ектении оглашенных ухожу на семинарские лекции.

Последний бунт для мира

На великопостном богослужении— Что молодые люди могут увидеть «интересного» в Церкви? Зачем она им, что дает?

— Нельзя забывать, что Церковь — это, в первую очередь, Христос, поэтому она прежде всего может и должна дать понимание личности Самого Христа, помочь приблизиться к Нему. Касательно того, чем можно заинтересовать современную молодежь, приведу в пример североамериканское православное течение под названием «Смерть для мира». Один из его проповедников, который давно и успешно взаимодействует с неформальными молодежными обществами, доносит до этих молодых людей мысль о том, что Православие — это последний бунт для мира, «последний истинный мятеж», и если современному человеку хочется по-настоящему что-то противопоставить этому несовершенному, погрязшему в мелочных страстях миру, лучшее, что он может избрать, — это Иисус Христос и Его учение.

У меня самого долгое время держалось в голове ложное представление о Христе. Мне казалось, что есть Бог Отец, и Он всемогущ, а есть Иисус Христос — и это история о слабости. Этот образ я усвоил из доступной мне на тот момент информационной среды, и уже намного позднее узнал, какова на самом деле эта Личность, к Которой стремится каждый христианин. Позже я нашел созвучный этому опыт у английского писателя Честертона, которому Христос в свое время также представлялся именно в таком ключе, как и мне поначалу, но когда он прочитал полностью Евангелие, то осознал, что Иисус Христос — это всемогущий Бог и совершенный Человек.

На донорской акции в Свято-Троицком соборе— Молодежное общество «Ковчег» — это прежде всего волонтерская деятельность. Скажите, что для Вас само добровольчество? Как Вы себя увидели в нем?

— У философа Ивана Ильина есть такая книга — «Путь духовного обновления», в которой он говорит о нескольких стадиях внутренней жизни христианина. Вначале, если ты хочешь следовать за Христом, ты должен убрать из своей жизни определенный вид поступков. Далее идет вторая ступень: ты должен выработать в своей жизни определенный вид отношений с близкими и с окружающим миром, и в этом очень большое значение имеют добрые дела. Дела милосердия — это вид проповеди, который абсолютному большинству людей в сегодняшней жизни понятен: с помощью своих поступков и дел мы можем говорить о своей вере, которая, как известно, без дел мертва (см.: Иак. 2, 20).

Пониманию важности волонтерства в моей жизни способствовала встреча с мальчиком Артемом, у которого был лейкоз. Я помогал его маме и в какой-то момент осознал, что если я не буду координировать донорство крови для этого ребенка, то этим, скорее всего, больше никто не займется. Меня никто не заставлял помогать, но сам я понимал, что эта женщина погружена сейчас в свое горе и у нее просто нет внутренних сил, чтобы заниматься теми важными вещами, в решении которых я могу посодействовать. После того случая я окончательно понял, что иногда помощь конкретному человеку находится именно в моих руках, и это на мне, а не на ком-то еще, не на окружающих в целом, лежит в данный момент ответственность за выбор: помочь или пройти мимо. Когда это осознаешь, это помогает не опускать руки, даже когда силы на исходе.

На покинутых постах

На рождественском празднике для пациентов Областной детской больницы— Можете рассказать о самых запомнившихся Вам благотворительных акциях, организатором которых Вы были?

— Пожалуй, это акции помощи онкобольным детям. Помню, как мы впервые с участниками молодежного общества посетили детей и их родителей с благотворительным концертом. Нас встретили тогда не по-детски мужественные и мудрые глаза. Я раньше думал, что такой взгляд бывает только у детей, переживших ужасы войны, но для этих малышей и их родителей эта болезнь и есть война. После концерта мы получили из больницы обратную связь, оказалось, что такие посещения бесценны для детей, важны для их эмоциональной жизни во время лечения. Но и мы, отдавая, получаем намного больше.

По-другому, но тоже очень важны для меня акции по сдаче донорской крови. Они дают необычное чувство единения с другими людьми. Ты физически помогаешь своей кровью, ты стоишь в этой очереди, где каждый пришел, чтобы отдать свою кровь ради незнакомых ему людей, и ощущаешь не тесноту, а особенную близость и какую-то добрую гордость, что все мы здесь, что нас много.

— Недавно Вы стали иподиаконом. Вы думаете о священстве? Что для Вас значит быть священником?

Хиротесия в иподиакона— Я с трудом представляю себя священником, но тем не менее доверяю Богу и по мере сил стараюсь работать над собой. Период иподиаконства дан как раз для того, чтобы определиться и сделать или не сделать шаг на путь священнического служения. Мне повезло, я работаю в соборе, где служит довольно много пастырей разного возраста. Мы много общаемся, и я понимаю, что все они разные, со своими достоинствами и недостатками. Это, с одной стороны, избавляет от иллюзии, что все священнослужители должны быть святыми, а с другой — дает реальную, многоплановую картину и уберегает от горьких, поспешных разочарований.

Для себя я понял, что быть пастырем — это, в первую очередь, отдавать себя богослужению. Чем бы ни занимался священник, центр его жизни — Литургия. А для людей пастырю очень важно при всех мирских заботах оставаться проводником, вестником из другого, горнего мира, напоминать своей жизнью о том, что есть вещи на порядок выше всего того земного, чем наполнена наша действительность. Я навсегда запомнил историю, которую услышал от одного священника, служившего в Димитровграде. Он рассказывал, как однажды к нему пришла девушка и сказала, что у нее были мысли о суициде. Она пошла в аптеку за таблетками, имея намерение отравиться, и в очереди увидела священника в подряснике, что напомнило ей о Боге и о важности жизни. Таблетки она купила, но в сознании у нее уже произошел перелом, и она их просто выкинула потом. В связи с этим мне вспоминаются герои из книг писателя Артуро Переса-­Реверте, который писал о людях, сражающихся на покинутых постах. Мне кажется, что священство становится сейчас как раз таким «покинутым постом» — вроде бы ненужным современному миру явлением, но вместе с тем все больше и больше нужным душе человека.

Просто не мешать

Венчание Алексея и Алёны Грачёвых— Очень хочется задать вопрос о семье. Вы с женой познакомились в храме, в молодежном обществе. Как вы справляетесь со всей разнообразной общественной деятельностью? Хватает времени друг на друга?

— Я безмерно благодарен своей супруге за терпение и за то, что сколько бы я ни пропадал на фронтах общественной деятельности, она меня ждет и рада видеть. Действительно, с Аленой мы познакомились в молодежном обществе, но надо признаться, я никогда не имел какого-то особого стремления жениться. В этом плане я придерживался правила святителя Иоанна Златоуста, который говорил, что в поиске избранницы нужно полностью довериться Богу, и если ты доверишься Ему, Он сам все устроит. Сейчас Алена во многом мне помогает, по своим силам обеспечивает тыл: отвечает на звонки, комплектует еду для бездом­ных, помогает в организации молодежных встреч. Но самое ценное и дорогое то, что она, каждый вечер видя меня уставшим, отдавшим все силы учебе, службе и добровольчеству, всегда поддерживает и понимает, насколько все это важно для меня.

— Если глобально, к чему Вы в жизни стремитесь?

— Глобальные цели очень трудно ставить, у меня никакой стратегии нет. Не раз бывало, что подтверждалась известная мудрость: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Поэтому я стараюсь больше видеть в конкретной ситуации и принимать Промысл Божий о себе. В какой-то момент жизнь развернула меня на 180 градусов и привела в храм, в «молодежку», в семинарию, жену я в храме встретил. Господь дал мне ответы на все основные жизненные вопросы и продолжает вести меня. Наверное, этому нужно просто не мешать.

Газета «Православная вера», № 05 (673), март 2021 г.

Беседовала Кристина Никитина

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Грачев
Все статьи Алексей Грачев
Кристина Никитина
Все статьи Кристина Никитина
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21