itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Постичь аллегорию бренности

0
640
Время на чтение 5 минут

О картине XVII века с глубоким христианским смыслом, которую можно увидеть в постоянной экспозиции Радищевского музея, рассказывает старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева Лидия Петровна Красноперова. Ее выступление можно было услышать на секции «Культура и молодежь: формирование свободы и ответственности», прошедшей в рамках XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений.

Сто лет назад, поздней осенью 1918 года, из Народного дворца, известного нынешним саратовцам как Дом офицеров, в Радищевский музей привезли огромную (почти два метра в высоту и два с половиной метра в длину) старинную картину. На ней прочитали имя автора: «Мишель де Буйон» и дату: «1648». В инвентарную книгу записали подробные сведения об источнике поступления: «От Софьи Александровны Беляевой. Улица Большая Сергиевская». Судя по всему, картина произвела сильное впечатление - она была сразу вывешена в зале, где ее можно видеть до сегодняшнего дня. На ней замечательно написаны фрукты и овощи; кажется, художник изобразил на этом полотне все съедобные плоды, которые пришли ему на ум - здесь можно увидеть грибы, капусту, яблоки, сливы, персики, грецкие орехи, виноград. Сотрудники музея назвали натюрморт весьма практично, в духе времени - «Овощная лавка». Это название до сих пор значится на бронзовой этикетке, хотя никакой лавки там на самом деле нет. В этом легко убедиться, если рассмотреть картину повнимательнее.

Замысел художника начинает проясняться, когда рядом с грудой свежих плодов мы замечаем полуразрушенную каменную плиту. Если даже камень, почитавшийся знаком вечности, подвержен разрушению, то какой же срок отпущен нежным плодам земли?..

Перед нами один из самых распространенных сюжетов эпохи барокко, условно называемый «аллегория бренности». Другие его названия отсылают нас к Книге Экклесиаста («суета сует» - см. Эккл. 1, 2) или латыни («memento mori» - лат. «помни, что смертен», «vanitas» - лат.: «суета», «тщеславие»). Основная идея подобных картин - это идея недолговечности земного, материального мира; об этом на полотне могли напоминать человеческий череп, свеча, песочные часы, цветы. Живописные произведения такого рода были особенно распространены с середины XVI по середину XVII века, преимущественно в Северной Европе - в частности, в университетском городе Лейдене, известном эпизодами борьбы против моральной развращенности общества, за очищение веры и нравственности.

О картине можно вполне определенно сказать, что она предназначалась для украшения большого и богатого дома. Зачем зажиточным европейцам, могущим ни в чем себе не отказывать и быть причастными всей сладостности тогдашней жизни и искусства, было заказывать себе в дом такой сюжет?

В наше время, когда большинство людей избегает говорить о смерти, нам действительно трудно понять, как картина на подобную тему могла быть заказана для жилища. Но отношение к бренности земного бытия не всегда было таким - люди не стремились спрятаться от нее, а напротив, утверждали ее как некую константу. Те, кто хотел проводить каждый свой день рядом с такими полотнами, понимали: именно памятование о смерти обращает нас к осознанию смысла и ценности жизни.

XVII век - поворотный в истории Европы. То, что раньше казалось незыблемым и вечным, стало рассыпаться на глазах. Этому сопутствовали прорывы в науке, крушение владычества католицизма на севере Европы, промышленная революция, великие географические открытия... В центре внимания оказался феномен времени - самое загадочное измерение жизни. Время предстало не только как круговорот, совершающийся в природе, но и как прямолинейный процесс, имеющий начало и неизбежный конец.

Языком эпохи барокко было иносказание, и картина читалась подобно книге. Воспринять ее так же современному человеку непросто. Живопись, подобно музыке, образует особую среду, в которую неспешно должен погрузиться зритель, размышляя над каждой деталью, - тогда он сможет, достигнув определенной глубины, увидеть и понять сюжет во всех его красках, целиком.

В палитре красок этой картины преобладают холодные тона - ощущается конец лета или начало осени. Признаки увядания видны в листве растения, обвивающего старое каменное со­оружение, о громадных размерах которого говорит его фрагмент, видимый взору. Оно так же, как и плоды земли, подвержено разрушению. Можно заметить одну тонкость: все материальное, имеющее тяжесть, в композиции картины словно опускается вниз, к земле; и напротив, живое - устремлено к небесам.

Разверстая тьма земли готова все поглотить, но в ее глубине, как мы видим, прорастают грибы, символизируя в своем быстром и обильном росте начаток жизни. Далее взгляд зрителя направляется вверх, где гористый пейзаж незаметно сливается с облачным небом. Все на картине словно находится в состоянии подвижности - единственной твердой опорой для взгляда является цветок подсолнечника. Высокий прямой стебель, широко раскинутые крупные листья... Художник помещает его между строением, символизирующим человеческую деятельность, и небесами, напоминающими о мире горнем. Для европейцев XVII века подсолнечник - символ Христа и Его воскресения. Некоторые другие плоды, изображенные на картине, также через символику отсылают нас к новозаветным образам. О Христе - Лозе истинной (см.: Ин. 15, 1) - напоминают нам виноградные грозди. Грецкий орех побуждает нас вспомнить о двух природах Спасителя - Божественной и человеческой. Персики в христианском искусстве связывались с первородным грехом и спасением души. Жизнь быстротечна, но смерти нет, потому что с нами - Христос, утверждает автор картины.

«...Я хотел бы попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх, отвержение, чувство, будто смерть - худшее, что может с нами произойти, и что надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь», - пишет митрополит Антоний Сурожский. Как это важно для нас сейчас, когда увеличение срока человеческой жизни, способы омоложения - одна из наиболее привлекательных тем современной журналистики, востребованная на разных возрастных уровнях...

Привязанность к удовольствиям, в которых видится смысл человеческого существования, неотделима от снижения образа человека в современном мире и современном искусстве.

Стоит ли нам сегодняшним остановиться и задуматься у картины Мишеля де Буйона?.. Пожалуй, здесь можно было бы еще вспомнить, что именно в ту эпоху, в XVII веке, чешским общественным и церковным деятелем, основоположником научной педагогики Яном Амосом Коменским были выдвинуты принципы воспитания юношества: возвышенность, мужество и великодушие. Нравственная высота, которую мы видим в культуре прошлого, несет свет надежды на наше духовное воскресение.

Газета «Православная вера» № 24 (619)

[Подготовили Елена Сапаева, Кристина Никитина]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Кристина Никитина
Все статьи Кристина Никитина
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40