«Без молитвы человек падает в бесстрашие, заблуждение и крайнее развращение»

Святитель Тихон Задонский стал для православных вторым Иоанном Златоустом

0
147
Время на чтение 11 минут

Святитель Тихон Задонский является одним из крупнейших религиозных просветителей и богословов XVIII века. Кроме того, он был прозорливцем и чудотворцем.

Голодное детство и трудная юность. Будущий святитель Церкви Христовой Тихон Задонский при рождении носил имя Тимофей Савельевич Кириллов, новая фамилия – Соколов – была присвоена ему уже во время учёбы в Новгородской Духовной семинарии.

Тимофей появился на свет в 1724 году в селе Короцко Новгородской губернии в семье скромного дьячка. Когда мальчик был совсем маленьким, его папы не стало, из-за чего бремя по содержанию семьи с шестью детьми легло на плечи мамы, Домники. Семья жила в ужасающей нищете: зачастую в доме не было никакой, даже самой простой пищи. Мальчик был вынужден целыми днями боронить пашню более богатым соседям-крестьянам за весьма скромное вознаграждение – кусок хлеба.

От безысходности мама Тимофея едва не решилась на отчаянный шаг: отдать сына одному доброму зажиточному, но бездетному ямщику – тот из лучших побуждений хотел усыновить мальчика. Конечно, ей не хотелось так поступать, но видеть ребёнка голодающим было нестерпимо больно, а ямщики, служившие на большом почтовом тракте Санкт-Петербург-Москва, жили зажиточно. К счастью, вовремя вмешался старший брат Тимофея, заменивший Тиме отца. Уже буквально на пороге дома ямщика он успел остановить маму и, рассеяв её душевные терзания, умолил оставить брата. Стоить отметить, что вся семья была глубоко верующей, что и позволило в столь тяжёлый период сохранить надежду на лучшее будущее.

В тринадцатилетнем возрасте мальчик поступил в Духовное училище при Новгородском Архиерейском Доме, оплачивал же учёбу его старший брат, желавший видеть Тимофея образованным человеком. Подросток отчётливо понимал, какими трудами достаются семье деньги, поэтому всегда с энтузиазмом брался за любую подработку. Он полностью отдавал себя и учёбе. Это может прозвучать удивительно, но Тимофей зачастую продавал часть своего хлеба ради покупки свечей, которые позволяли ему читать и по ночам. Благодаря такому отношению к получению знаний учился он блестяще, что позволило попасть на казённый счёт в Новгородскую семинарию. Окончил её молодой человек в 1754 году, после чего стал в той же семинарии преподавателем греческого языка и риторики.

Позже святитель рассказывал, как в одну из ночей, когда он по обыкновению читал и размышлял о божественном, он особо остро пережил ощущение близости Бога: «Я вышел немного освежиться на крыльцо. Вдруг разверзлись небеса, и увидел я такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя. Это было на короткое время, и небеса встали в своём виде. От этого чудного видения я возымел более горячее желание уединенной жизни. Долго и после того чудного явления чувствовал и восхищался я умом и поныне лишь вспомню, ощущаю в сердце веселие и радость...».

Будни молодого епископа. Желание полностью посвятить себя Богу очень скоро сбылось: в 1758 году Тимофей Савельевич был пострижен в монашество с именем Тихон в Новгородском Антониеве монастыре, в стенах которого находилась и Духовная семинария. В 1759 году отец Тихон был направлен в Тверскую епархию, где он был возведён в сан архимандрита и служил в Желтиковой обители. Уже в конце 1759 года будущий святитель был направлен в Тверской Отрочь монастырь и назначен на должность настоятеля этого монастыря и ректора Тверской Духовной семинарии. В Твери отец Тихон преподавал нравственное богословие. Лекции его были столь интересны и увлекательны, что послушать их собирались не только студенты семинарии, но и многочисленные другие слушатели.

Трудолюбие, талант и добродетели его не могли остаться незамеченными. Как раз в это время в Синоде избирали помощника епископа Новгородской епархии, и трижды жребий пал на архимандрита Тихона. Сам он говорил впоследствии, что ему никогда и не приходила мысль, что он будет епископом. Рукоположение состоялось 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе во епископа городов Кексгольма и Ладоги.

Торжественным колокольным звоном встречали новгородцы молодого Архипастыря, бывшего воспитанника Новгородской Духовной семинарии. Конечно же, и на новой должности Владыка Тихон продолжил добросовестно трудиться, чего хотел и от других, понимая, что это поможет и его, и их спасению. Своим распоряжением молодой епископ предписал священникам не только ежедневно самим читать Новый завет, но и за каждой Литургией проповедовать Слово Божие, прибегая к помощи святоотеческой литературы. Святитель относился к своим подчинённым и к пастве с подлинной христианской любовью. Так, он первым из Архипастырей запретил телесные наказания священнослужителей, бывшие в те времена в ходу, вступался за них в случае возникновения недопониманий со стороны светских властей.

На Воронежской кафедре. В 1763 году решением Святейшего Синода святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру, испытывавшую острую нехватку в священнослужителях. За время своего служения на кафедре Владыка лично объезжал с проповедями села и деревни епархии, просвещая паству и выслушивая просителей, организовывал народные духовные школы и восстановил Воронежскую Духовную семинарию, закрытую незадолго до его приезда из-за материальных трудностей. 

Как замечает исследователь жизни и духовного наследия Тихона Задонского Иоанн (Маслов), «вследствие обширности территории, разнородности национального и социального состава населения, малообразованности духовенства и народа, отсутствия хороших духовных училищ, скудости средств Архиерейского Дома Воронежская епархия, простиравшаяся от города Орла до Чёрного моря, была одной из труднейших в то время для церковного управления».

Перед Владыкой Тихоном встала задача обучения духовенства и просвещения народа. Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Всего 4 года и 7 месяцев пробыл он на Воронежской кафедре, но деятельность его как администратора, педагога и пастыря была велика.

Пожаром, опустошающим души, называл святитель принятые в то время в народе общественные гулянья, нескромные игры, нетрезвое веселье в праздники. Однажды в Воронеже во время празднования, посвященному языческому богу Яриле, на площади появился святитель Тихон и своим пламенным словом прекратил мероприятие. А на другой день весь народ явился к нему с покаянием. С тех пор праздник Яриле был в городе прекращён.

Святитель не пропускал ни одной праздничной службы, желая в максимально возможном объёме просветить паству. Он был строг и требователен, ибо великую тяжесть ответственности за спасение душ человеческих возлагает Господь на плечи архипастырей, и вместе с тем милостивым и благодетельным. Владыке часто приходилось терпеть злоречие и осуждение за свою благочестивую ревность. Непривычные к строгости в вере горожане со временем стали убеждать друг друга повиноваться советам, наставлениям и благословениям епископа Тихона, говоря: «Он Богу пожалуется». И точно, были случаи, когда Господь явно наказывал тех, кто наносил оскорбления благочестивому Владыке.

Любопытный случай. Забота святителя о простых людях привела к случаю, прекрасно проиллюстрировавшему ту степень смирения и любви, которую он молитвенными трудами и ежедневной работой над собой смог развить. Заступаясь за крестьян, угнетаемых помещиком Кожиным, святитель в личном диалоге произнёс обличительную речь, которая совсем не понравилась дворянину. В результате своенравный землевладелец, возмущенный нравоучениями, разгорячился и дал волю рукам, ударив преподобного. Тихон Задонский повернулся и покинул дом оскорбившего его, но по дороге в монастырь, анализируя произошедшее, он решил, что сам невольно стал виновником такого исхода, поскольку вёл беседу без должного уровня смирения и использовал аргументы, абсолютно неприемлемые для собеседника с крепостническим пониманием проблемы. Придя к такому заключению, он тут же решил вернуться к барину. Возвратившись, он пал в ноги обидчику, прося прощения за то, что «ввёл его в такое искушение». Увиденное проняло дерзкого в быту, но воспитанного в православной духовности помещика до такой степени, что он и сам залился слезами раскаяния, увидев перед собой живое олицетворение того, о чём ему ранее доводилось лишь слышать на проповедях. Дворянин склонился к ногам святителя, умоляя в свою очередь простить и его. Стоит отметить, что и отношение к крепостным помещик Кожин кардинально поменял.

«Вручаю вас Господу…». Бессонные ночи, проводимые им за написанием проповедей, и душевные переживания о пастве сказались на состоянии здоровья святителя Тихона. В 1767 году он тяжело заболел и, понимая, что из-за своего болезненного состояния не может более трудиться в полной мере, попросился на покой.

Первоначально в качестве места дальнейшего пребывания Владыки была избрана Толшевская Преображенская обитель неподалёку от Воронежа. Но в 1769 году он перебрался на жительство в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, расположенный на высоком берегу Дона.

Выйдя на покой, многие из нас расслабились бы, посчитав, что рыбалка и чтение утренних новостей – верх допустимой активности. У святителя же Тихона начался период иноческих подвигов, духовной брани с искушениями и высочайших духовных достижений. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных. Здесь святитель сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слёз и непрестанной молитвы, но самое главное – дара Любви. Здесь святитель обрёл славу «Российского Златоуста». Именно по глубокому воздействию на души человеческие святитель Тихон стал для православных вторым Иоанном Златоустом, глаголом уст своих пробуждавшим сердца людские от сна греховного. Кажется, не было уголка церковной жизни, куда бы ни заглянул святитель и где бы ни проявил своего отеческого и пастырского внимания.

Даже живя на покое, он показал пример высокого благочестия и аскетизма. Всё время его проходило в богословских занятиях и молитве, за исключением 4-5 часов, выделяемых на сон. Он жил в бедной обстановке, употребляя самую простую пищу, поскольку вся получаемая им пенсия шла на благотворение. Несмотря на слабость сил, святитель Тихон часто занимался тяжёлыми монастырскими работами.

О времени приближения своей смерти святитель, как это нередко случалось со святыми подвижниками, узнал заблаговременно. За три года до смерти он услышал тихий голос: «Кончина твоя будет в день недельный (воскресный – ред.)». После этого ему было сказано во сне: «Потрудись ещё три года». За год и три месяца до смерти святителя разбил паралич левой стороны, и он слёг. Незадолго до смерти он увидел во сне, что должен подняться на высокую лестницу и множество людей следовали за ним и поддерживали его. Он понял, что эта лестница обозначает его путь в Царствие Небесное, а люди – это те, кто слушал его и будут его поминать. Последние дни его жизни близкие его стали приходить прощаться. Благословляя их, он шептал: «Вручаю вас Господу». Но за два последних дня до кончины приём он прекратил. Он лежал в полной памяти, с закрытыми глазами, и творил молитву.

Святитель Тихон Задонский мирно отошёл ко Господу 13 августа 1783 года. День был, как и было предсказано, воскресный. Отпевал Владыку Тихона его близкий духовный друг – епископ Воронежский Тихон III.

В августе 1861 года Владыка Тихон был канонизирован в лике святителей. Память святого совершается дважды в году – в дни его кончины и обретения мощей, 26 августа и 1 августа. Ныне честные мощи святителя Тихона Задонского пребывают в Рождество-Богородицком монастыре города Задонска Липецкой области.

После канонизации святителя в его родном селе Короцко был основан женский монастырь в его честь – сейчас он, к сожалению, не действует. Но зато на сельском кладбище сохранились могилы родителей святителя Тихона, и над ними поставлена большая часовня.

Духовные труды. Святитель Тихон Задонский создал целый ряд сочинений, наиболее известными из которых являются следующие: «О Семи Таинствах», «Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния», «Инструкция о совершении браков» и «Наставление о собственных всякого христианина должностях».

Позднее было издано огромное количество книг, включающих в себя также и наставления святого. Так, московский приход храма Сошествия Святаго Духа в 2017 году выпустил собрание творений Владыки Тихона в пяти томах. Издание действительно стоящее: его создатели подготовили перевод церковнославянских слов и выражений, могущих быть непонятными современному читателю, поэтому усваиваться текст должен легко. Людям же, которые в силу различных причин не смогут осилить столь объёмный сборник, имеет смысл обратить внимание на книгу «Духовный Посох. Избранные места из трудов архипастыря». Отдельные цитаты из этого сборника мы приведём ниже – они помогут бегло ознакомиться со стилем письма и ходом размышлений святителя Тихона Задонского.

Святитель очень ёмко сформулировал суть христианской веры: «Весь христианский подвиг состоит в том, чтобы в самом начале пресекать злые помыслы, которые восстают против веры и хотят благочестивое сердце превратить в нечестивое, и не попускать этим помыслам возрастать. Так же, как и хозяин старается погасить загорающийся дом свой, нам, когда в души наши злые помыслы, как стрелы огненные, пускает лукавый, должно угашать их и не допускать дому загореться. Ибо как разбойник, войдя в дом, разоряет его и хозяина умерщвляет, так диавол, когда через злые помыслы войдёт в дом душевный, разоряет душу. Должно нам в том весь труд полагать, чтобы неприятеля сего в дом наш не допускать, противиться, крепиться и отражать его. Когда злой помысел находит, тотчас на помощь призывай Господа. Убивай младенца злого, да не возрастёт и не укрепится, и да не убьёт тебя самого. В том и христианское благородство, чтобы над самим собой властвовать. Трудные брань и победа, но славные!».

Прекрасно мотивирует епископ избегать лени, особенно при выполнении рабочих обязанностей: «Хищниками (ворами) следует считать и тех, кто, будучи наняты за достаточную плату, неудовлетворительно и нерадиво работают, проводят время в праздности. Быть в праздности и проводить жизнь без добрых трудов не только грешно, но это <ещё> и причина многих зол, ибо сердце человеческое праздно быть не может, но какими-нибудь мыслями <непрестанно> занято. А поскольку оно склонно ко злу, то к праздному сердцу удобно приступает враг».

Развивая мысль о склонности сердца к грехам, святитель объясняет, почему нельзя ограничиться разовым прочтением Священного Писания, а важно регулярно его перечитывать, пускай и совсем небольшими фрагментами, а также регулярно насыщать себя чтением трудов Святых Отцов и слушанием проповедей: «Непостоянно сердце человека и удобопреклонно, и скоро совращается с истинного пути. Поэтому оно всегдашнего требует напоминания, увещания, укрепления и наставления».

Святитель Тихон Задонский объясняет, что недобросовестные христиане, хоть и не приносят кровавых жертв Перуну, но самим своим соизволением греху всё равно могут быть приравнены к идолослужителям: «Страстолюбие есть внутреннее идолослужение, ибо грехолюбивому человеку грех, которому он работает, – как идол. Сердце его грехолюбивое – как капище мерзкое, в котором он приносит жертву истукану, ибо грех в сердце имеется. Вместо тельцов и баранов волю свою и охотнейшее послушание в жертву приносит. И сколько раз грешник соизволяет греху, к которому пристрастился, столько раз сердцем отрекается от Христа».

Нельзя пропустить и слова Владыки Тихона о необходимости исправления: «Нет истинного покаяния там, где грехи повторяются. Ибо как кто-либо может каяться и сожалеть, что что-то делал, а оставлять этого не хочет? Как дерево по плодам познаётся, так и истинный христианин – по делам. Ибо какая польза Христа исповедовать, а воли Его не исполнять?».

Весьма важно высказывание святителя о молитве: «Молитвой испрашивается благодать Святого Духа, которая помогает в подвиге против греха. Молитвой вооружаемся против диавола и ею прогоняем его. Без молитвы человек падает в бесстрашие, заблуждение и крайнее развращение. Молитвой утверждается и умножается вера, по подобию древа, которое чем больше орошается, тем более растёт. Ибо Божия благодать, как дождь тихий, снисходит на молящегося, орошает сердце его и плодоносным творит к совершению добрых дел. В оставляющем молитву оскудевает вера и исчезает, ибо человек сам не может противиться искушению и таким образом впадает во всякий грех».

Александр Александрович Рогов, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Александрович Рогов
Не всё так просто!
О христианском отношении к спорту
21.10.2025
Деньги – это грех?
Умение радоваться тому, что имеем и благодарить за это Бога – редкое явление
08.10.2025
Секрет благополучия и долголетия
О почитании родителей
03.09.2025
«Бог наш генерал, Он нас и водит»
Размышления А.В.Суворова во многом сопоставимы с трудами святых отцов
15.08.2025
За что же богач заслужил вечные мучения?
Притча о богаче и Лазаре
08.08.2025
Все статьи Александр Александрович Рогов
Последние комментарии
А нужна ли России «трампистская революция»?
Новый комментарий от С. Югов
28.10.2025 23:41
Вопрос Андрею Кончаловскому: почему революция «русская»?
Новый комментарий от учитель
28.10.2025 22:57
Кому нужна новая «Матильда» с рекламой революции?
Новый комментарий от Константин В.
28.10.2025 22:45
«Нам нужна Божья победа мира»
Новый комментарий от Игорь Ал
28.10.2025 22:13
Равнодушие нации готовит распад государства…
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.10.2025 15:03
Уберите, наконец, Набиуллину!!!
Новый комментарий от Советский недобиток
28.10.2025 15:03
Есть ли совесть у мошенников?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.10.2025 12:28