«Сколько добра сотворил Владимир Русской земле, крестив её!»

На портале и в фонде Президентской библиотеки представлены материалы, посвящённые 1032-й годовщине Крещения Руси

0
1769
Время на чтение 8 минут

28 июля 2020 года отмечается 1032-я годовщина Крещения Руси и 1005-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтит Русская Православная Церковь. На портале и в фонде Президентской библиотеки представлено большое количество материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи.

Датой крещения Киевской Руси считается 988 год, когда в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир, что подробно описано в книге историка, специалиста по источниковедению Константина Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910) и др. трудах. Авторы показывают, что путь князя к православной вере был не из лёгких, ведь он начинал властвовать в период язычества на Руси.

«Когда стал княжить Владимир в Киеве, – читаем в книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888), – поставил он шесть деревянных идолов в Киеве... Киевляне приносили жертвы тем идолам, величая идолов своими богами, закалали своих сыновей и дочерей перед истуканами. Вся русская земля и холм тот осквернились человеческой кровью».

Однако выросший в период язычества Владимир не стал его убеждённым приверженцем. «Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было», – пишет историк Николай Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888).

Славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принёс на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место, где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: "Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся". После этих слов Апостол взошёл на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в упомянутой выше книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории».

Это издание также рассказывает и о просветительской деятельности на Руси братьев Кирилла и Мефодия: «В девятом столетии, как известно, святые Кирилл и Мефодий распространяли среди чехов и болгар и других славян православную веру… Потом русские часто ходили в Грецию, а греки в Русь, особенно в Киев. Значит, русские могли научиться Христовой вере и от греков, и от своих соплеменников – славян… И так русские язычники привыкли к христианам и не преследовали их. …Вообще русские никогда в то время никого не преследовали за веру». Христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко.

Однако до принятия христианства как основной религии Руси было ещё далеко. Укрепление государства требовало принятия единой веры, но какой? И Владимир берёт на себя труд изучить четыре господствующих религии и выбрать одну из них для родной земли.

Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описываются в «Повести временных лет» (1916), прокомментированной величайшим знатоком и толкователем летописей Алексеем Шахматовым. Полно и ярко рассказал об этом в своём курсе лекций «Древняя русская история» (1885) профессор Василий Ключевский – лекции эти рукописные, их электронная копия доступна на портале Президентской библиотеки.

В книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» повествуется, как было непросто князю Владимиру сделать выбор. К нему в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Владимиру пришлось выбирать между мусульманской, католической верой, иудаизмом и православием. В издании читаем, как князь, хоть и не сразу, сделал выбор в пользу православия: «Греки прислали Владимиру одного философа. Философ по-гречески значит мудрец: "Если хочешь послушать, я тебе всё с самого начала расскажу, зачем Бог сходил на землю", – сказал тот князю». И философ поведал ему о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении, страданиях и воскресении.

«После своего рассказа он показал завесу, вытканную золотом, – продолжает автор. На ней была изображена картина суда Господня. Философ указал князю праведников на правой стороне картины, идущих с радостию в рай, а грешников по левую сторону, идущих на мучения. Владимир, вздохнув, сказал: "добро этим направо, и горе тем, кто налево". Философ и говорит: "если хочешь стоять направо с праведниками, то крестись". Владимир сохранил в сердце слова философа, но сказал: "подожду ещё немного". Владимиру хотелось ещё лучше разузнать и раздумать о всех верах». И он, чтобы испытать на месте, чья вера лучше, послал девять посланников.

В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила книгу историка, духовного писателя Дмитрия Троицкого «Святой равноапостольный князь Владимир» (1914). Из неё мы, в частности, можем узнать, какое впечатление на русских посланцев князя Владимира произвело православное богослужение: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле, потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты… Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться».

И пришёл день, пишет Иван Некрасов в исследовании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории», когда Владимир сказал: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».

Кардинальный поворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести выдержки из статьи историка, воспитанника Санкт-Петербургской духовной академии, профессора Киевской духовной академии Владимира Завитневича «Владимир святой как политический деятель», опубликованной в сборнике «Владимирский сборник в память девятисотлетия Крещения России» (1888): «С возвращением Владимира в Киев наступила минута, которая по глубине своего внутреннего смысла представляет единственное в своём роде явление во всей нашей истории: в эту минуту верховный вождь великого русского народа в торжественном акте засвидетельствовал своим подданным, что с этого момента во всех пределах его обширной державы наступает конец царству языческого бога брани и войны и вместо него возникает царство христианского Бога, Бога мира и любви».

После 988 года Русь как христианское государство смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества на основе соборности, налицо было всеобщее смягчение нравов, стремление к просвещению.

Русь православная развивалась, отстаивая свои самобытность и суверенитет. «Пусть же нынешний русский православный человек благодарно вспоминает труды наших предков… Наши предки говорили об этом просвещении: "дивно подумать, сколько добра сотворил Владимир Русской земле, крестив её!..". Во тьме жили русские люди. Но солнце засияло им после крещения», – пишет Иван Некрасов в издании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории», ознакомиться с которым можно на портале Президентской библиотеки.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48