Ожидаемое приобретение Дмитрием Медведевым статуса заместителя секретаря Совета безопасности говорит о том, что в проблемах международного уровня усиливается составляющая коммуникации, что важно в период обострений военно-политической обстановки. И это наиболее успешно может сделать именно Медведев.
Он – гуманитарий и позиционно человек либерального лагеря. На переговорах с вероятным противником будет восприниматься им как «свой среди чужих». И важно, что гуманитарий. Так как переговоры могут иметь успех не в связи с доводами рассудка, которого в острых ситуациях зачастую не хватает, а именно на почве общих интересов, как правило, в гуманитарной сфере.
Сегодня управление любыми сложными процессами предполагает не только цифровизацию, но еще и умение ориентироваться в технических проблемах управления, которые неизбежны в силу наличия киберчастей в армиях противоборствующих сторон.
Чтобы управление не переходило в руки киберспецов, а оставалось за теми, кто принимает политические решения, управленцы-политики сами должны быть спецами в сфере IT. Поэтому новый глава правительства М.В.Мишустин – как раз тот, кто нужен!
Владение механикой управления чиновным аппаратом – это сегодня полдела. В современный условиях сам чиновный аппарат целиком зависит от IT-систем. И чтобы понимать, как следует работать чиновникам, важно знать, прежде всего, то, как работает система IT-управления.
Сегодня патриотические издания пестрят материалами о цифровизации различных сторон жизни общества, как о признаках последних времен. Содержит ли назначение IT-специалиста на пост председателя правительства признаки такого свойства?
В принципе, цифровизация – только функция, освоение которой необходимо государству в целях конкурентного выживания. В той же степени необходимости нашему обществу была в своё время нужна индустриализация.
А тема контроля над государственными цифровыми системами – это вопросы контроля над властью. Ведь «разделяй и властвуй» – правило не только для подвластных, но и для устройства самой власти.
Какой бы она ни была: самодержавной, абсолютной, авторитарной, президентской или парламентской, властью прямой демократии, существовавшей в прошлом лишь в небольших сообществах и, вероятно, возможной в обществе будущего. Но главным признаком качества власти является разделение её функций, отсутствие концентрации в одних руках или у группы лиц такой полноты полномочий, которые могут привести к узурпации и диктатуре.
По отношению к внутреннему устройству власти первичен уровень самосознания населения, которое власть формирует, содержит и с той или иной мерой разумности уполномочивает на управление. Всё же изначальный посыл управления как потребности исходит от низов.
Исторически формирование позиции народа было связано с социальными потрясениями, отвлечением людей от текущей жизни, необходимостью сложной и дорогостоящей работы по объединению, порой эксплуатация готовности к социальному конфликту, нередко разрушительному движению масс в тех или иных политических целях.
Сегодня проблемы коммуникации низов существенно упрощаются. Меньше необходимости в митингах, сходках, собраниях, демонстрациях и прочем физическом выражении своих целей. Практически общество приближается к уровню самосознания, в котором будет способно дистанционно формировать социальный заказ для власти. Конечно, не в полной мере, так как противоречия людей и, соответственно, сложная политика всегда была, есть и останется. И в своих самых опасных проявлениях не может быть доступной всему населению в конкретно текущий момент.
Однако, несомненно, что новые формы коммуникации людей благодаря IT-технологиям могут снижать степень их разобщённости, повышать уровень осведомлённости, обучать моделям поведения, могут противостоять хаотизации общественного сознания, сопровождающей рост населения мегаполисов, способны помочь людям выразить позитивные намерения и реализовать законные права.
Сегодня страна на пороге сложных общественных явлений. И приход в правительство специалиста уровня Мишустина говорит о том, что российское общество в своем непростом социальном, интеллектуальном и духовном развитии будет избавлено от необходимости заниматься ещё и проблемами трансформации неэффективной власти.
Представляется, что власть и общество, объединённые идеей патриотизма, постепенно всё в большей мере будут взаимодействовать вне парадигмы подчинённости.
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист
1. Парадигма обскурантизма