itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нацизм, Русская Церковь, Советская власть и «союзники» в Великой Отечественной

Хотя разгром немецких войск под Москвой и не привёл к поражению Германии, эта победа изменила ход войны и положила «начало конца» «тысячелетнего Третьего Рейха»

Бывший СССР 
0
899
Время на чтение 19 минут

«Гитлер и его генералы были уверены, что подготовленный ими против СССР блицкриг будет так же успешен, как предыдущие молниеносные войны против Польши и Франции. Они считали СССР "гигантом на глиняных ногах". (…) Спецслужбы Англии были уверены, что СССР будет "ликвидирован в 8-10 недель", и глава имперского генштаба утверждал, что вермахт пройдёт сквозь красную армию, как "горячий нож сквозь масло", и что красную армию загонят, "как скотину". Эксперты в Вашингтоне считали, что Гитлер "раздавит Россию, как яйцо"» (Жак Р. Пауэлс)

В последнее время даже апологеты германского фашизма из славянского племени всё чаще пытаются внушить легковерным, что не только немецкие оккупанты были «добропорядочными христианами», но, якобы, и сам Адольф Гитлер (где-то глубоко в душе); что можно быть изувером-гестаповцем или эсэсовцем, оставаясь при этом христианином (но никак невозможно – верующим большевиком). Конечно, бессмысленно оспаривать тот факт, что многие рядовые вермахта были лютеранами. Но иное дело – Гитлер, Гиммлер, Розенберг, Борман и прочие основатели и главари нацизма. (Хотя некоторые деятели зарубежья и поныне считают Гитлера – «христолюбивым»).

Приведём любопытное высказывание Гитлера: «… Христос был арийцем, но Павел использовал его учение для того, чтобы мобилизовать преступные элементы и заложить фундамент псевдобольшевизма».

Если в самом начале, в момент основания национал-социалистической рабочей партии (1920 год), в её программе было заявлено, что она представляет «точку зрения позитивного христианства», то чуть позже её руководители воспринимали нацизм как абсолютно новое мировоззрение. Нацизм виделся им основой некой новой веры, которая расчистит себе путь пропагандой и насилием и придёт на смену всем религиям мира. Над разработкой такой религии, фактически не имевшей ничего общего с христианством, работал идеолог Третьего рейха Альфред Розенберг.

«В её основе лежало учение о крови и расе и откровенный разрыв с нравственными принципами христианства, говорившими о равенстве всех народов и рас земного шара. Розенберг писал о полном разделении Нового и Ветхого Завета, который отвергался как религиозная книга. Павел объявлялся "фальсификатором Евангелия", а существующие Церкви назывались "порождением иудейско-сирийских стремлений апостолов" (…) Иисус Христос рассматривался как один из духовных вождей, наряду с предшествовавшими ему в других религиях. Согласно Розенбергу, "религия Иисуса" должна быть исправлена и освобождена от проповеди смирения и любви к ближнему: "Идея национальной чести является для нас началом и концом всего нашего мышления и действия. Она не терпит наряду с собой равноудалённого центра, какого бы то ни было рода". Понятие расы и крови ставилось над духовностью и объявлялось высшей ценностью: «Теперь пробуждается новая вера: "миф крови", вера вместе с кровью вообще защищает и божественное существо человека. Вера, воплощённая в яснейшем знании, что северная кровь представляет собой то таинство, которое заменило и преодолело древние таинства"» (М.Шкаревский «Крест и свастика»).

Одним из первых анализ взглядов Розенберга и компании сделал православный богослов протоиерей Сергий Булгаков. Он писал: «Здесь приходится сказать, что гитлеризм, как религиозное явление, есть ещё более отрицательное, чем даже воинствующий атеизм большевизма, он более глубоко отравляет душу народную, чем большевизм; поскольку последний есть удушающее насилие, первый есть своеобразное явление духовной жизни, некоторое зачатие духовное, однако не в христианстве, а в язычестве». И ещё: «… весь расизм есть ничто иное, как антисемитизм, есть сублимированная зависть к еврейству и соревнование с ним, причём не в положительных, но в отрицательных его чертах».

Отметим, что в отличие от о. Сергия Булгакова большинство русских эмигрантов «карловацкого» Синода считали наоборот: безбожники-большевики, будто бы, гораздо хуже богоборцев-нацистов. Поэтому соединились со вторыми, чтобы свергнуть первых (это ли не парадокс?!).

Образованное в 1939 году Главное управление имперской безопасности (РСХА) и его структурное подразделение – гестапо возглавлялись Р. Гейдрихом, который относился к числу наиболее активных и убеждённых врагов христианства. Кстати, конкордат с Ватиканом и послабление другим конфессиям рассматривались Гитлером лишь как отсрочка «решающего удара», недопущение ухудшения отношений государства и партии с Церковью до поры (особенно в период войны). Но «от конечной цели – истребления христианских конфессий Гитлер не отказался». Где-то с середины 1941 года в кругу своих приближённых фюрер стал говорить о том, что, окончив войну, окончательно решит и «церковную проблему».

Сменивший на посту руководителя Партийной канцелярии улетевшего в Англию Гесса Мартин Борман 9 июня 1941 года разослал всем гауляйтерам империи своё письмо «Отношение национал-социализма и христианства». В нём, в частности, говорилось: «Национал-социалистическое и христианское мировоззрение несовместимы».

Теперь о нацистской элите - «охранных отрядах» НСДАП, или «СС», именуемых также «аристократами партии». К середине тридцатых годов СС сложилась как «тайная секта», напоминавшая Орден Средневековья, но с антихристианской сущностью. Под руководством рейхсфюрера Генриха Гиммлера, считавшего СС – «гвардией новой Германии». «Суть идеологического воспитания эсэсовцев хорошо показывают учебные материалы Службы имперской безопасности (от 30 марта 1943 года), в которых перечисляются пять главных воззренческих врагов национал-социализма: евреи, масонство, марксизм, либерализм и Церковь. Она называлась последней, но при этом подчёркивалось: "Ещё большим врагом является Церковь. Она постоянно стремится к мировому господству. Христианство, которое основывается на Ветхом и Новом Заветах, было взято из еврейской религии. (…) Церковь борется всеми имеющимися в её распоряжении средствами против национал-социализма и его организации, заодно с еврейскими капиталистическими и большевицкими режимами, чтобы уничтожить наш народ"» (М. Шкаровский). Комментарии излишни…

Только трудности военной кампании в России заставили нацистское руководство проявлять определённую осторожность в отношении Церкви и смягчать не только риторику. А поражение в конце 1941 года в сражение под Москвой сделало явным, что «окончательное решение» церковного вопроса в Третьем Рейхе ещё не наступило, и, как следствие, это «решение» откладывалось на неопределённый срок…

22 июня 1941 года, без объявления войны и в нарушение Пакта о ненападении, гитлеровские армады вторглись на территорию СССР – началась Великая Отечественная война. На стороне Германии выступили Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия, а также профашистские режимы оккупированных Хорватии и Словакии.

А было ли нападению фашистов неожиданностью, и почему Сталин не объявил всеобщую мобилизацию? В книге «Иосиф Сталин» Джеффри Робертс так отвечает на эти вопросы: «Частично это объясняется тем, что Сталин не хотел спровоцировать Гитлера на преждевременное нападение. Фраза "мобилизация – это война" была одной из догм советской стратегической доктрины. Основой для этого убеждения был опыт Росси во время кризиса, приведшего к началу Первой мировой войны. (…) Сталин был твёрдо намерен не повторять эту ошибку. Кроме того, он не думал, что многое будет зависеть от того, решится ли Гитлер на неожиданное нападение. (…) в любом случае предполагалось, что решающие битвы состоятся только через несколько недель после начала войны. В этом случае, опять же, образцом служила Первая мировая война. (…)

Они (сталинские генералы – прим. автора) были уверены в том, что советская оборона выдержит и позволит задержать неприятеля на то время, пока красная армия мобилизует свои основные силы. (…) Если рассматривать отношение Сталина к предстоящей войне в этом контексте, становится ясно то, что он не боялся неожиданного нападения Гитлера. Сталин считал, что в худшем случае советская армия потерпит поражение в нескольких тактических боях на границе. С такой точки зрения его ставка на сохранение мира представляется гораздо более логичной. (…) Итак, как ни парадоксально, неожиданное нападение Германии 22 июня 1941 года не было неожиданностью ни для кого, даже для Сталина. Неприятно неожиданным был характер этого нападения: это было стратегическое наступление (блицкриг – авт.), в котором силы вермахта с первого же дня вели жестокие бои, наголову разбивая оборону Красной Армии и прорываясь вглубь территории России мощными колоннами бронетехники, окружавшими дезорганизованные и обездвиженные советские войска.

То, что Сталин и его командование не могли себе представить неожиданное стратегическое наступление, было лишь отчасти последствием плохо продуманной военной доктрины. Дело было также в расстановке акцентов. Накануне войны Советское высшее командование заботило не то, как Красная Армия сможет отразить нападение Германии, а то, когда и где она сама начнёт своё наступление. Оно планировало вести не оборонительную войну против Германии, а наступательную…».

В 12 часов дня 22 июня, по решению Политбюро, с Обращением к советскому народу по поводу начала войны выступил нарком иностранных дел В.М. Молотов. Заявив о «беспримерном в истории цивилизованных народов вероломстве со стороны Германии, нарушении договора о ненападении», он напомнил об исторических традициях борьбы русского народа против иностранных захватчиков. «В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу». А закончил свою речь Вячеслав Михайлович словами, которые стали главным лозунгом ВОВ: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Война, вопреки ожиданию многих, не обострила отношения Московской патриархии с Советским государством. «Церковь не поддалась искушению рассчитаться за нанесённые ей жесточайшие удары, - справедливо отмечает историк М. Шкаревский. – Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванной долгими годами гонений на религию. С первого дня Отечественной войны руководство Московской патриархии призвало народ к защите Родины и этим поддержало и государство». (Такую ненавистную для РПЦЗ Советскую власть, с которой невозможно никакое примирение).

В первый же день войны, вослед за Молотовым, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий выступил с собственноручно напечатанным «Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое в тот же день было разослано по всем приходам (коих насчитывалось на тот момент - 350 в России и 1500 на присоединённых в 1939 году землях). В кратком пламенном послании архипастырь подчеркнул, что «всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства». А заключал митрополит Сергий такими словами: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Церковь благословила Отечественную войну русского народа, и благословение это «было утверждено на Небесах»…

По поводу начала Великой войны О.А. Платонов отметил следующее: «Война началась в день, когда Русская Православная Церковь отмечала день всех святых, в земле Российской просиявших. Для истинно русских людей это стало знамением высшей надежды, что начатая борьба закончится победой русского оружия. Для православных русских людей Гитлер, его воинство были воплощением Сатаны и его тёмных сил, стремящихся уничтожить Россию, Святую Русь, погубить народ России. Защита Родины стала для них защитой Святой Руси, незримо существовавшей даже в самые тяжёлые дни владычества еврейского интернационала».

Но по-другому считали, другого желали и к иному призывали русские эмигранты, окормляемые Карловацким Синодом отщепенцы, оказавшиеся к тому времени в стане врагов. Для них наступление немцев было радостной вестью, а поражение Советов – долгожданным «благом». И хотя глава «карловчан» митрополит Анастасий, видимо поняв (после ареста немцами сербского Патриарха), к чему всё идёт, воздержался открыто благословить «крестовый поход» нацистов против большевиков, но его многие подопечные не скрывали своей радости от начавшейся бойни и на все лады превозносили «богоданного вождя» - Адольфа Гитлера. Непримиримые борцы с «иудо-большевизмом», «сергианством» и прочими надуманными опасностями и страхами, напрочь лишённые смирения, не могли даже мысли допустить, что, как написал О.А. Платонов: «Великая Отечественная война русского народа против Германии была не обычным конфликтом между двумя странами, а схваткой двух противостоящих цивилизаций, в которой западный мир ставил своей целью окончательное уничтожение России как государства и нации». Истинно верующие «правдолюбы» и борцы с мировым масонством, они, получается, ничего не знали о вероломной политике «масонских владык Запада» во Второй мировой. Суть которой выразил американский масон-сенатор Г. Трумэн (будущий президент США) в заявлении о том, что «в случае, если будут одерживать верх немцы, надо помогать русским, а если дела обернутся иначе, то надо помогать немцам. И пусть они убивают друг друга как можно больше». Теперь понятно, в чью пользу в итоге сыграли зарубежники, бывшие российско-подданные?

«С нападением Германии на СССР, – написал в книге «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР» Дмитрий Поспеловский, – положение Церкви резко изменилось: с одной стороны, местоблюститель Сергий сразу же занял патриотически-оборонческую позицию; с другой стороны – оккупанты шли с фальшивым по существу, но внешне эффективным лозунгом спасения европейской христианской цивилизации от большевистского варварства». Патриотическая позиция московской патриархии оказалась непонятной для многих зарубежных деятелей, ожидавших от неё проведения антисоветской линии или нейтрального отношения к военным событиям. Однако этого не произошло.

Зато зарубежные «братцы» во Христе проявили себя во всей красе. Возьмём, к примеру, Воззвание к пастве архиепископа Берлинского Серафима (Лядэ) от июня 1941 года.

«Во Христе возлюбленные братья и сестры! Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на её приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал своё победоносное войско к священной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристианской силы… будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это продолжение той борьбы, которая была начата ещё в 1917 году, но, увы! – окончилась трагически. Каждый из вас сможет найти своё место на антибольшевистском фронте. (…) Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!»

А вот строчка из Послания самого ярого германофила, митрополита Серафима (Лукьянова), того же времени: «Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III интернационалом. Да благословит Всевышний великого вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога…».

Ну и, конечно же, самыми благими намерениями руководствовался архимандрит Иоанн Шаховской, когда в листовке от 29 июня 1941 года восторженно воскликнул: «Близок час, близка русская Пасха»…

Приведём выдержку из этого текста: «Кровь, начавшаяся проливаться 22 июня 1941 года, есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из всех тюрем, застенков и концлагерей Советской России. (…) Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей, германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Невозможно было долее ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые "христианские" правительства, которые в недавней испанской борьбе были и материально, и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования русской церковью памяти "Всех святых, в земле русской просиявших". Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля…».

Исходя из вышеизложенного, следующее утверждение М. Шкаровского верно только в общем: «В РПЦЗ в целом подавляющее большинство архиереев преследовали цель возрождения великой России и воссоздания единой и сильной Русской Церкви и уже поэтому находились в непримиримом противоречии и глубинной враждебности с нацистской Германией, преследовавшей цель порабощения народов России, хотя первоначально и питала некоторые иллюзии в отношении Третьего Рейха». Но есть некоторые поправки: иллюзии зарубежники «питали» всё-таки продолжительное время (кто-то до 1942 года, а некоторые до полного разгрома немцев), а противоречия с немцами для них не были такими сильными, как с большевиками. Обманываться же они сами были рады, видя в гитлеризме меньшее зло, чем в большевизме; фактически становясь полезными до времени «попутчиками» фашистов, цинично используемыми,в тактических целях, хитрым оккультистом в его борьбе с Третьим Римом. Надеясь на то, что «зверь из бездны» освободит (специально для них) Россию от «ига жидовского» – «антихристианской власти Советов», они в итоге оказались в связке «с сатаной против антихриста».

Можно допустить, что господа монархисты могли и не знать секретных указов того же Вермахта, но ни Гитлер, ни Розенберг своих взглядов и намерений отнюдь не скрывали. Но радикально настроенная часть русской эмиграции упорно не желала видеть какого-либо унижения или оскорбления в сентенциях идеологов нацизма. Возьмём, например, такую цитату из «Майн Кампф»: «Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены. (…) Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам – превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. (…) В течение столетий Россия жила за счёт именно германского ядра в её высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи».

«Окончательные контуры судьбы России, как она представлялась руководителям Третьего Рейха, были определены в речи имперского министра А. Розенберга 10-го и 20 июня 1941 года: «Сегодня мы ищем не "крестового похода" против большевизма, чтобы освободить от него "бедных русских", а для того, чтобы обезопасить Германскую империю. Задачи нашей политики должны идти в том направлении, чтобы выкроить из огромной территории СССР государственные образования и восстановить их против Москвы, чтобы обезопасить Германскую империю на будущие века от восточной угрозы».

При этом, подчёркивает убеждённый враг христианства Розенберг, нельзя было допустить централизации Православия и превращения в единую национальную Церковь (панславистскую по сути, носительницу русской имперской идеи) даже под руководством митрополита-немца. Естественно, что к этому процессу зарубежников-монархистов изначально решили и близко не подпускать. Что же касается Гитлера, он «был против создания каких бы то ни было государств на востоке, считая, что все славяне должны стать рабами немцев».

Так что мечты митрополита Анастасия и его Синода, всячески пытавшихся использовать сложившуюся к лету 1941 года ситуацию, так и остались мечтами. Потому что немцы не горели желанием помогать «мечтателям»: не планировали содействовать организации национального русского правительства или единой Православной Церкви, а имели прямо противоположные цели. К сожалению (или к счастью), сбежавшие от Октябрьской революции так и не усвоили мудрость пословицы, гласящей: «То, что волк съел вашего врага, вовсе не означает, что он стал вашим другом».

Здесь уместно замечание священника Даниила Сысоева: «Во время войны митрополит Анастасий не проявлял явно своих симпатий к нацизму, однако в своих посланиях он указывал, будто для русского народа фашистская оккупация была благом, чем-то похожим на воскрешение из мёртвых. Надо заметить, что и до сих пор зарубежники никак не раскаиваются в позорном факте сотрудничества с этим оккультным движением, желавшим разрушения России в любых её формах» («Зарубежная церковь: раскол или ересь?»). Добавим, что не раскаиваются ни в «безобидном» выступлении против оказания любой помощи Советской России, будь то Ленд-Лиз, будь то открытие второго фронта; ни в «благословении» похода против Москвы «христолюбивого вождя» немецкого народа тем же архиепископом Серафимом (Лядэ).

А между тем последствия вероломного вторжения фашистских орд (более ста дивизий, из них десять танковых) на территорию России были катастрофическими. Уже за три недели войны агрессор уничтожил 28 российских дивизий. Более 72 наших дивизий понесли потери в людях и боевой технике (от 50 процентов и выше). Общий итог боевых потерь составил около 850 тысяч человек, около 6 тысяч танков, не менее 6,5 тысяч орудий калибра 76 мм и выше, более 3 тысяч противотанковых орудий, около 3,5 тысяч самолётов.

Но шок советской власти от первых дней трагедии быстро прошёл: уже 30 июня 1941 года создаётся Государственный комитет обороны, куда вошли Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков, Берия. В руках ГКО сосредотачивается вся полнота власти в СССР. 3 июля 1941 года Сталин обращается по радио ко всем жителям страны с необычным для него трогательным началом: «Товарищи, Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей Армии и Флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! (…) необходимо, чтобы в наших рядах не было нытиков и трусов, паникёров и дезертиров, чтобы наши люди не знали страха в борьбе и самоотверженно шли на нашу отечественную освободительную войну против фашистских поработителей».

На защиту Родины, на «Священную войну» вместе с Красной Армией поднялся действительно весь народ.

Так что радость зарубежных реваншистов оказалась преждевременной. Да и общее отношение к живущему в Германии русскому духовенству заметно ухудшилось ещё накануне войны с СССР. А впоследствии «карловчан» немцы не только не допускали на «восточные территории», но даже окормление ими военнопленных считали нежелательным (вплоть до 1944 года).

Кстати, к удивлению всё тех же зарубежников, Сталин в начале войны разогнал Союз воинственных безбожников.

Одержав летом и в начале осени сорок первого года колоссальные победы, германский вермахт оказал сам себе «медвежью услугу». Вот как это описал в книге «Как Черчилль развязал Вторую мировую» Александр Усовский: «Военные победы лета сорок первого не позволили германскому руководству объективно оценить ситуацию. В условиях, когда германские танковые клинья ежедневно врезались на советскую территорию на глубину в сорок-пятьдесят километров, когда брошенные танки и бронемашины РККА загромоздили все кюветы дорог на Москву, когда бесчисленные колонны советских военнопленных поднимали пыль, закрывающую солнце, – в этих условиях и было, очевидно, принято роковое решение. А именно – довести войну в СССР до полного конца, с уничтожением политической, административной, социальной системы Советского Союза, с военной оккупацией европейской части страны. Иными словами, вермахт попытался (по воле его генералов) хапнуть больше, чем Германия в состоянии была переварить. То есть, цели войны с СССР для Германии из экономических и локальных (создать ресурсную и промышленную базу для победоносного окончания войны с мировой вненациональной финансовой олигархией) стали политическими и всеобъемлющими (военным путём покорить русский народ, принудить его исполнять роль рабов, отказав ему в праве иметь собственное государство, национальные институты и этническое самосознание). По сути, германское руководство, под впечатлением своих военных побед, осенью сорок первого развязало тотальную истребительную войну против русского народа. Для которой у неё объективно не было ресурсов. В которой она не могла победить. И в которой не победила». И далее: «Поражение Вермахта у стен Москвы – это, безусловно, был крах плана «Барбаросса». Но теперь ни у Германии, ни у СССР уже не было иного, невоенного, выхода из сложившейся ситуации». То есть, согласно этой версии, Германия сама загнала себя в тупик, из которого «хорошего» выхода не было…

В битве за Москву Гитлер надеялся нанести противнику «смертельный удар», он ожидал, что падение Москвы произойдёт 12 октября, и это станет «концом войны». Но не оправдались ожидания фюрера, несмотря ни на что. В этот решающий момент свою важную роль сыграла жёсткая позиция и решимость Верховного главнокомандующего Сталина, заявившего 16 октября личному водителю А. Кривченкову: «Останусь с русским народом в Москве. Пока я в Москве, враг не пройдёт! Пройдёт только через мой труп». А также сугубая молитва местоблюстителя Сергия (Страгородского), обратившегося 14 октября 1941 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, к русским людям с посланием, в котором говорилось: «Вторгшийся в наши пределы коварный и жестокий враг, по-видимому, напрягает все свои силы. (…) Силён враг, но "велик Бог Земли Русской", как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придётся повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над нами Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней заступницы русской земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле нашей воссиявших». Ну и полководческий талант Г.К. Жукова и, конечно же, переброска в Москву бойцов Дальневосточной армии – «сибиряков».

Приведём выдержку из выступления Сталина на военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года.

«На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойны этой миссии! Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляют вас в этой войне мужественные образы наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Димитрия Пожарского, Кузьмы Минина, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина

15-16 ноября началось последнее немецкое наступление на Москву. Оно было отбито советскими войсками. А 5 декабря был отдан приказ контрнаступления Красной Армии одновременно на огромном фронте от Калинина до Ельца.

13 декабря было передано сообщение Советского информбюро под заглавием: «В последний час. Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы. Поражение немецких войск на подступах Москвы».

Маршал Василевский по этому поводу написал: «Значение этих побед состояло в том, что советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных планом "Барбаросса". Под воздействием сокрушительных ударов план Барбаросса рухнул, а его основа – теория молниеносной войны – потерпела полный крах, заставив фашистское руководство перейти к стратегии затяжной войны. В ходе зимнего наступления советские войска разгромили до 50 дивизий врага, нанеся особенно серьёзное поражение основной группировке вражеских войск – группе армий "Центр"».

16 декабря 1941 года президент США Ф.Д. Рузвельт писал И.В. Сталину: «Я хочу ещё раз сообщить Вам о всеобщем подлинном энтузиазме в Соединённых Штатах по поводу успехов Ваших армий в защите Вашей великой нации».

Хотя разгром немецких войск под Москвой и не привёл к поражению Германии, эта победа изменила ход Великой Отечественной войны и положила «начало конца» «тысячелетнего Третьего Рейха».

Александр Огородников, публицист, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Огородников
«Не ищите живого среди мёртвых…»
20-й год без пастыря доброго
23.08.2023
Русский социализм – дело правое!
Именно социализм объединяет в России даже самые противоположные направления, такие как славянофилы и западники
06.02.2023
«Жить по справедливости»
Отклик на критическую статью Анатолия Степанова о конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
26.03.2021
Русская идеология и её противники
О заблуждениях М.Хазина, А.Девятова и иерея Георгия Селина
09.03.2021
Кто же отравил Никиту Исаева?
О расследовании Bellingcat и не только
01.02.2021
Все статьи Александр Огородников
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21