Чудо свершается над Россией. Тихо и незаметно. Двадцать один год святой Царь обходит Россию в образе Небесном - со скипетром и державой в одеянии русских Царей. Так он изображен на чудотворной иконе. Икона мироточит и благоухает. Этим миром и благоуханием райским освещает он веси российские через образ сей. Ибо редко он находится в Москве в храме Вознесения. Всё больше - в разъездах...
Дана была эта мироточивая икона России накануне канонизации Царской Семьи (подробно об иконе можно узнать в моих фильмах «Государь Император Николай II: возвращение» и «Чудотворный образ России») - как новая русская святыня, как духовное оружие, призванное пробудить в советском человеке - человека русского и православного.
Вот предо мной последние кадры, присланные с Рязанской земли: Шилово, районный центр в Касимовской епархии, люди встали на колени - и стар и мал - икону проносят над головами. Вот с.Юшта. После акафиста пред иконой, образ замироточил, накануне праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери...До конца сентября икона обойдет множество сельских и городских храмов Рязанской земли.
Тихо и просто Царь входит в сердца русских людей. Без шума. Без помпы. Репортажей по телевизору мы об этом не увидим. И на мой взгляд, все, кто пишет о «деканонизации, которая происходит в сердцах» - занимаются чем-то вроде кликушества и паникёрства. Или просто находят повод для самовыражения. И только. Простите за категоричность, которая происходит от понимания, что не на то надо тратить сейчас силы и время. Не на то, не на этот пустой разговор. И я бы пропустила мимо эту статью, если бы не слово - «деканонизация»
Причина проста. Само понятие канонизации и деканонизации относится к церковным решениям. А решение, принятое в 2000 году на Церковном Поместном соборе о канонизации Царской семьи никто менять не собирается, насколько мне известно. И на этом фоне произнесение слова «деканонизация» в отношении Царской семьи может выглядеть как просто провокация, подталкивание либеральных сил нашей Церкви к этой развязке. Кто помнит рубеж тысячелетий, этот сложнейший процесс - духовный, исторический, который подвёл церковное сообщество к решению канонизировать Царскую семью, кто помнит сколько чудес совершалось (и совершается) по молитвам к Царской семье, кто помнит явление в России мироточивой иконы Царя-мученика к моменту прославления Царской Семьи (а это - фактор Бога, Высших сил!), - тот просто так не будет разбрасываться словом «деканонизация». Для тех, кто всё это видел, пережил, потрудился для Царя в Крестных ходах, в молитвах, в съемках, организации фотовыставок с первыми портретами Царских мучеников, в собранных за их прославление подписях в Патриархию, кто на деле участвовал в прославлении Царя, пережил это прославление в Преображенские дни 2000 года как личный факт жизни, те всегда будут воспринимать эти слова о «деканонизации», с такой легкостью брошенные, только как провокацию, как некое отступление и отдание территорий в битве с недругом, в лучшем случае, как некую рефлексию на актуальные трудности.
Слово - не воробей, его не поймаешь. Оно начинает «работать», и в данном случае на стан противника. Внимательнее нужно быть к словам и формулировкам, внимательнее... Особенно, если это касается тем, выстраданных обществом.
«Деканонизация, которая происходит в сердцах» - это выражение неправильное и странное ещё по одной причине. В сердцах человеческих может быть любовь или нелюбовь (там точно не может быть канонизации или деканонизации). А уж сердцами ведает только Господь-сердцеведец. И Он знает и видит, что в сердцах человеческих происходит. И тут уж автор странной статьи совсем много на себя берёт... Задачу ведать вместо Бога - есть или нет у нас в сердцах любовь к Царской семье, к нашим новым святым. А это уже восхищение суда Божьего. А значит будем осторожны, - рядом замер коготок бесовской!
По всей видимости, если пробиться через странные формулировки, автор хочет выразить свое сожаление, что любовь к Царственным страстотерпцам даже в лоне Церкви не находит той силы выражения, которой достойна Царская Семья. Если это так, у этой мысли есть сермяжная правда. Но что же мы хотим? Мы сто лет были манкуртами (людьми, лишенными памяти)! Помню, после канонизации Царской семьи протоиерей Александр Шаргунов точно сказал: «А ведь канонизация только начинается...»! Перемена сознания связана с ОСОЗНАНИЕМ - и это самое сложное. Ничто не бывает сразу. И Моисей водил свой народ, вышедший из Египта, от «котлов мясных», 40 лет по пустыне! И он не просто их водил - там, внутри «мигрантского сообщества», желающего вернуться на свою духовную и земную родину, шла большая работа, духовная, информационная, народ переболел в своих скитаниях множеством идейных «болезней», прежде чем окончательно очистился, изменился и стал достоин своей обетованной земли, своего наследия.
Господь чудесами, прямым явлением Моисею через свет Свой Божественный в виде Неопалимой Купины, поддерживал Свой народ в этом непростом процессе. Вот и с нами точно так. Только идём мы не по пустыне, а по улицам большого Вавилона. И то ли мы всё ещё в вавилонском плену, то ли вышли... Подчас непонятно из-за количества лжи и подмен на пути: только успевай распознавать и уворачиваться от «вражеских стрел» и «сетей». А на это тоже нужны силы.
В помощь нам всем - корабль Церковный, Купина Неопалимая в виде множества чудес, явленных в наше время от святых мощей и икон с особой силой (пишу об этом, как автор-участник в том числе документального проекта «Чудеса в Православии»). И фрески на стенах сами проявляются (снимала и такое), иконы мироточат, плачут, кровоточат... Что же это, как не прямой разговор Бога с людьми через святыни, образ Моисеевой Неопалимой Купины в нашем веке?! Чудо. Каждая буква этого слова - ЧУДО - означает вот что: чувствую десницу Отца. Чудо сопровождает Россию во все века. Чудо сопровождает и сейчас. Это и есть фактор Бога, вмешательство сил Небесных, на которые и остаётся уповать в наше непростое время. А когда оно в России было простое?!
Итак, нужно терпение. Нужно время. Особенно тем людям, которые открыли для себя подвиг Царской Семьи и всем сердцем полюбили святых (не сомневаюсь, что автор статьи относится к ним). Им трудно наблюдать другое отношение, трудно смириться с ним. Это знаю по себе самой. Именно поэтому нужно, по возможности, не унывать.
С ноября прошлого года мы стали проводить Царские вечера в Москве, цель которых - историческое просвещение. За 20 лет возникло новое историческое знание, были открыты архивы и со многих документов снят гриф «секретно». Что ещё произошло за двадцать лет? Были написаны книги, песни, сняты фильмы, посвящённые как раз подвигу Царственных святых. Возник большой культурный пласт, связанный с именами святых Царственных мучеников. Это очень важно! Разве это не позитивный факт?! Разве это не первые серьезнейшие результаты прославления? Именно прославления в действии! Но этот пласт находится как бы под спудом. Ему не дают «прорваться» к широкой аудитории: книгам историков А.Боханова, П.Мультатулли, С.Фомина, Б.Галенина, В.Лаврова, других историков этого направления; песням Геннадия Пономарева, Людмилы Кононовой, Юлии Славянской, Ирины Скорик... Именно поэтому мы стали снимать эти вечера и выкладывать на ютуб-канал (в данном случае это ютуб-канал Елены Козенковой, специально организованный под это). Если хотите, на наших глазах формируется новое историко-культурное поле, - через святые имена Царской Семьи мы обретаем новое информационное оружие. С ним не страшно разгромить фильм «Матильда» или начать разговор о Григории Распутине. Есть что ответить недругам. Нет больше тайн, и лгать на Царственных Святых становится всё сложнее. Но только открывшаяся правда не приобрела характер общеизвестных истин.
Наша инициатива с Царскими вечерами - невероятна трудна в исполнении, ибо идёт снизу... Но она живёт именно потому, что есть молитва и благословения. Именно поэтому автор удивил меня формулировкой, что молитва к Царсственным Страстотерпцам подменена «концертами и фестивалями, которые постоянно проводятся». Покажите мне, дорогой автор, эти концерты и фестивали, посвящённые Царским именам! Да еще которые проводятся постоянно... Назовите хоть один, сложившийся традиционный фестиваль на этот счет. Нет ничего такого. Нет! Лично я была бы счастлива, если бы такое было. Это значило бы, что дело в общественном сознании сдвинулось с мертвой точки. И вся страна слушает и поёт песни о Царской Семье, громко и дружно, например, вместе с Жанной Бичевской, припевая со слезами на глазах строки из песни о святых Царственных Мучениках: «Николай, Александра, Алексей, Мария, Ольга Татьяна, Анастасия». Боль об утрате ведь можно выплакать по-разному. Песня может быть тоже молитвой. И фильм может быть молитвой. И книга...
Автор пишет о «некоторых сайтах» в интернете, которые непочтительно отзываются о Царской Семье, и это тоже якобы признак «деканонизации». Да их полно этих сайтов, они всегда были, - нашла аргумент! Они не исчезнут, даже если исчезнут партии коммунистов и либералов! Хорошо организовывать свои ресурсы в интернете. Вот это был бы по существу и малый вклад в информационное противоборство. А то, что вокруг этой темы всегда было много мутной воды - этим никого не удивишь. Где много святости - там много мерзости.
И последнее, что разговор о Царской Семье сводится только к их идеальным семейным отношениям. Что якобы нет места их любви к Богу. Это не так. Любовь чистых сердец Августейших супругов друг другу - пролог любви Небесной и пример для многих. Нельзя жестко межевать земную и Божественную любовь. Даже наш Спаситель - Богочеловек.
Гибель Царской семьи всегда будет трагической. Потому что там погибли и были уничтожены невинные дети. И одновременно она будет мученическим концом, духовным подвигом, нашим светом. Не стоит опять же межевать земное и Небесное.
Если автор верит в Бога, а не в свои наблюдения и досужие домыслы, должна помнить, что и из камней Господь может сотворить «детей Авраамовых» (Мф. 3: 9), как сказано в Писании. Во всей сложной картине нашей жизни присутствует Бог! А Бог, если надо, и Царя даст! Всему своё время. На этом и основано упование многих. Есть такая поговорка: «Мужик умирает, а пшеницу сеет». Вот и давайте сеять...
Елена Юрьевна Козенкова, тележурналист, режиссёр, основатель ютуб-канала
15. Дополнение к 13., Углич:
14. Ответ на 12., Углич:
13. Ответ на 11., рудовский:
12. Re: Чудо свершается, или Почему разговоры о «деканонизации Царской Семьи в сердцах» не полезны
11. Открыть и понять.
10. Ответ на 5., Даневский Саша:
9. Ответ на 5., Даневский Саша:
8. Re: Чудо свершается, или Почему разговоры о «деканонизации Царской Семьи в сердцах» не полезны
7. Дополнение к 3., Углич:
6. Ответ на 2., София7: