Наше «историческое собрание» происходит в знаменательный день Празднования Памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича, в день 1004 годовщины его ухода в Царствие Небесное, совпавшей с 1031 годом существования Руси Православной, обращенной ко Христу трудами усопшего Князя.
Представленный нашему вниманию труд Леонида Болотина «Странствия по времени», проницающий русскую и мировую историю сквозь призму «Повести Временных Лет» преподобного Нестора Летописца, вносит весомый вклад в православную Русскую историографию.
Прежде чем посильно раскрыть существо этого вклада, хочу выразить горестное сожаление, что в нашей встрече лишен возможности участвовать человек, без которого «Странствия по времени» вряд бы увидели свет - издатель книги, ее редактор и автор многих комментариев - Василий Вадимович Бойко-Великий, пребывающий в настоящее время под арестом, по мнению многих юристов - малообоснованным.
Василий Вадимович является также издателем ряда и моих трудов, и помимо того, единомышленником, и дерзну сказать, другом. Человек, безусловно, христианского сознания, один из немногих деловых людей нашего неоднозначного времени, не жалевший сил и средств для восстановления, воссоздания и воплощения правды о Русском Царстве. Скажу определеннее - православной правды о нем. Что вызывает немалое раздражение у многих «сильных мира сего».
Дело в том, что православный взгляд на истории «Рима и мира», - а Москва ведь все-таки Третий Рим, - позволяет ясно увидеть и осознать в нашем настоящем многое из того, что пытаются прикрыть благоглупостями о прогрессе и нерушимых законах общественного развития...
Понять прошлое - это ощутить душу его, понять, что одушевляло наших предков, для чего они строили соборы, крепости и дворцы, пахали землю и отстаивали ее, ходили в военные походы, расширяли пределы своей страны и - никогда не сдавая - не жалели крови, защищая их.
Первична и в некоем смысле - вечна именно духовная история человека, страны, расы. Хотя каждый человек - неповторимая индивидуальность, индивидуальная психология в значительной степени зависит от психологии общественной.
Психология общественная во многом, если не в основном, есть отражение общественной идеологии. А такой идеологией на Руси в ее тысячелетнем историческом бытии было Православие.
Россию часто называют страной с непредсказуемым прошлым, а вернее было бы назвать страной с непонятым прошлым. На самом деле, тоже можно сказать и о прошлом всего человечества.
А непонятость прошлого и заключалась в том, что прошлое изучалась методами, вовсе для того неподходящими, вроде как редкая рукопись изучалась со стороны качества бумаги и анализа состава чернил, которыми нанесены на нее какие-то непонятные знаки, а о том, чтобы прочесть и тем более понять их, и речи нет.
Но для понимания и прочтения, помимо желания узнать, что написано, надо понять язык рукописи, а затем, возможно, понять и шифр, которым рукопись зашифрована. Таким языком и одновременно шифром к нему для русской, а вообще говоря, и мировой истории, - так как Бог един -является Православие.
Только Православие и дает подлинно научное определение истории:
История есть замысел Бога о человечестве. Реализацию этого замысла Творец осуществляет в русле созданного Им же исторического времени.
В Боге и существует реально все прошлое, так как для Бога нет времени.
Приобщение же к истории отождествляется с приобщением к Самому Богу. И это приобщение дано православному человеку в акте причащения и в молитве.
Определение, к которому мы только что пришли, не только разрешает все парадоксы, но и позволяет поставить изучение истории на прочную методологическую базу. Если история есть Божий замысел о людском роде, а Его замысел не может не быть наполненным смыслом, то постижение истории есть в первую очередь постижение ее смысла (подробнее о православном понимании истории см., напр.: Тростников В.Н. Бог в Русской истории (М., 2008), раздел «Что такое история»).
Православная парадигма мировой истории позволяет понять ее в целом. Верно уловить и различить в «реке времен» роль и значение отдельной эпохи. Оценить также роль и значение «действующих лиц и исполнителей» каждого акта исторической драмы.
А в каждом конкретном случае она же помогает обнаружить и скрываемые причины общеизвестных событий. Sapienti sat...
Книга «Странствия по времени» является блестящим примером православного подхода к очень сложному периоду истории: «Откуда есть пошла русская земля». Далеко не каждый способен прочесть сейчас тайнопись Нестора Летописца.
Читая труд Леонида Евгеньевича, я лично узнал для себя очень много нового, и хотя я пишу в основном на другие темы, здесь все это пересекается, ложится один к одному. Вот прямое свидетельство.
Одна из моих уже написанных, но еще не изданных книг называется «Трилистник Русской судьбы» - о связи русской геополитики с геополитикой мировой - от Первой мировой войны вглубь времен до древнего Вавилона, а затем войн Рима с Карфагеном и обратно к Первой мировой и даже нашим дням. В двух словах сюжет ее в том, что мировая история есть в одном из важнейших аспектов - история Вечного Рима. Мы - Третий Рим, четвертого все равно не будет.
И вот когда уже в «Трилистнике» замыкался «круг истории» и шла речь о наших днях, важным вопросом для меня стал вопрос о происхождении царственного имени Россия: имени князя Рос. Уже тысячелетия наши враги и друзья с этим библейским князем отождествляют Россию. Наши современные геополитические враги связывают с этим именем носителя мирового зла.
И вот в ту ночь, хорошо помню, когда я пытался для себя что-то понять об истинном значении имени этого древнего князя, мне пришло на почту письмо от Леонида с главой его еще тогда тоже неизданной книги - как раз о князе Рос. И сказано было в сей главе:
«Самим Господом Богом троекратное упоминание о нем [Князе Рос] в Священном Писании указывает на то, что для той эпохи ... он был личностью исключительно выдающейся (безотносительно того, какова была его слава - положительная или отрицательная).
А потому его потомки, наследовавшие его княжеский титул, должны были сохранить его имя "Рос"как свое родовое имя и даже титульное наименование». Священное Писание однозначно говорит «о династическом достоинстве имени Рос».
«Что для нас важно в троекратном титуловании Роса князем?
Во-первых, то, что это титульное определение Роса дано не Пророком Иезекиилем, а является словом Самого Господа Бога. Тем самым подчеркивается, что эта информация из Священного Писания не является собственным, естественным историческим знанием еврея Иезекииля, но представляет собой Откровение Божие, наивысшее свидетельствование об истинности сказанного.
Во-вторых, в Священном Писании княжеский титул - всегда наследственный...
Следовательно, из древнейших княжеских родов происходят Цари и Царские Династии».
А наиболее вероятное предположение в свете данных Писания, что «князь Рос» - имя древнейшей княжеской и царственной династии яфетидов.
«...указания на это сохранили... средневековые предания, зафиксированные в европейских хрониках, а позже и в краткой русской летописи первой половины XVII века...
Отношение к средневековым европейским преданиям, к тому, что... названия города и реки - Москва на Руси, а страны - Московия, своим происхождением обязаны праотцу Мосоху, должно быть предельно внимательным».
У наших же предков, оказывается, всегда было устойчивое предание о происхождения славянских племен от праотца Мосоха, а названия русского племени от князя Рос.
Так что вполне вероятно, что происходим мы, русские, как яфетиды, от праотца Мосоха, и Москва наша от него, а в жилах русских княжеских и царских династий течет священная кровь трижды упоминаемой в Библии самим Господом Богом древнейшей княжеской и царственной династии князей Рос.
Некоторых из наших врагов этот факт не может не напрягать.
Уникальной особенностью «Странствий по времени» является выявление факта, что все три Римских Империи соединены в некотором смысле общей судьбой, не только метаисторически, но и простыми человеческими судьбами лучших своих представителей.
Есть совершенно ненулевые основания считать, что кровными связями соединены древняя империя Хеттов, на барельефах которой впервые распростер свои крылья двуглавый орел, великая Троя с ее династией священных царей Дарданов и священный римский род Юлиев, потомков троянского царевича Энея, кровь которого вошла в кровь императоров Рима, Меровингов и Рюриковичей.
В родстве с Юлиями-Августами не сомневался наш благоверный Царь Иван Грозный. Соединена с древними родами князей и царей и наша «крайняя» к нашим дням династия Романовых.
Все-таки мы Русские, с нами Бог. Победа будет за нами.
«Странствия по времени» Леонида Евгеньевича дают убедительное этому подтверждение.
Спасибо тебе, Леонид, за этот необыкновенный и столь важный для Русского самосознания труд.
Борис Глебович Галенин, начальник Штаба Войсковой Православной Миссии, военный историк, математик
Примечание
Книгу Леонида Болотина «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму "Повести Временных Лет"» (Издание второе, испр. и доп. В 2 тт. М., Русский Издательский Центр, 2018) можно недорого приобрести в церковной лавке храма Вознесения Господня у Серпуховских ворот по адресу Москва, Большая Серпуховская улица, д. 24 (станции метро «Добрынинская» и «Серпуховская»), а также в интернет-магазинах «Московский Дом Книги» (Москва, Новый Арбат, д. 8), «РНЛ: Ярмарка», «Зёрна», «Ozon», «Читай-город», «Лабиринт».
1. Re: О странствиях по времени от Нестора до наших дней