itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«История унии – это история продажи истины за "мир и безопасность"»

В Москве состоялась конференция «Флорентийская уния в историко-политическом и религиозном контексте»

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни  Русская цивилизация и Ватикан 
0
733
Время на чтение 7 минут
25 июня в Москве успешно прошла Международная научная конференция «Флорентийская уния в историко-политическом и религиозном контексте», связанная с 580-летием заключения религиозной унии (соглашения о единстве веры) между католическим Западом и православным Востоком в 1439 году, сообщает сайт Аналитического центра свт. Василия Великого.

Мероприятие организовано факультетом истории, политологии и права Московского государственного областного университета и Аналитическим центром свт. Василия Великого при поддержке Московского областного регионального отделения Российского общества «Знание».

С приветственными словами выступили директор Историко-филологического института МГОУ Александр Фукс и профессор МГОУ Елена Певцова, которая представила выпуск журнала «Вестник МГОУ» на тему: «Москва – Константинополь: новый церковный раскол в исторической ретроспективе. К 580-летию трагедии Флорентийской унии». В частности, в журнале представлена критическая статья известного историка Дмитрия Володихина о выпущенной Екатеринбургской семинарией книге, автор которой (С. Акишин) пытается обелить образ вероотступника митрополита Исидора Киевского. Д. Володихин отмечает: «План Палеологов и их союзника Исидора изначально основывался не только на, мягко говоря, конфессиональной "гибкости", но и на недостатке стратегического мышления, т.е. на скверном расчете. Упорство нескольких монархов палеологовской династии, а вместе с ними Исидора Киевского и Виссариона Никейского в следовании про-униатской политике в значительной степени разрушило единство поздневизантийского социума, т.е. подорвало силы, необходимые для сопротивления туркам».

Доктор юридических наук, известный общественный деятель Сергей Бабурин в своём выступлении отметил, что Флорентийская уния стала примером того, как истина была принесена в жертву политической целесообразности. Историческим ответом на это стало формирование особой исторической миссии Руси по хранению Православия, что выразилось в идее «Москва – Третий Рим».

Доктор исторических наук Вардан Багдасарян справедливо отметил, что Флорентийская уния – не просто «исторический нарратив», но событие, влияющее на актуальную повестку. В этом контексте профессор Багдасарян предложил поставить вопросы о том, как надлежит осмыслять исторический процесс (и его преподавание): православная цивилизация (и Россия) – мировая ось или мировая периферия? На взгляд В. Багдасаряна, Россия обладает потенциалом для формулирования в современных категориях и реализации альтернативного проекта.
Старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого диакон Илья Маслов отметил, что в курсах церковной истории Флорентийская уния рассматривается как что-то далёкое и преодолённое. Однако в современной католической мысли Флорентийская уния является той основой, которая оправдывает экуменическое движение и деятельность современных униатов. О. Илья отметил, что история Флорентийской унии и началась, и закончилась ложью, в этом отношении показательны многие обстоятельства Ферраро-Флорентийского собора, использовавшиеся римо-католическими апологетами подтасовки и т. д.
Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что история Флорентийской унии не прекращена, существует преемственность с современными событиями, в т. ч. на Украине, где униаты активно участвовали в «Майдане». Симптоматичными были визиты Папы Римского в Болгарию и Румынию, в которых активно участвовали униаты. На взгляд священника, «история унии – это неизменно история продажи истины за "мир и безопасность", после чего, по слову Писания, постигает пагуба (1 Фес. 5: 3). Так было в XV, XVI и ХХ веках, так будет впредь. Торгующий правдой Божией, чтобы сохранить земную жизнь, власть и богатства, теряет и это всё, и жизнь вечную».
Ещё один пастырь – игумен Кирилл (Сахаров) – отметил, что «уния была осуждена Патриархами, но своё пагубное дело сделала». При этом «хранение чистоты Православной веры остаётся задачей № 1 в настоящее время».
Доктор исторических наук Сергей Реснянский подробно остановился на осмыслении идеи «Москва – Третий Рим». По его словам, Флорентийская уния и последующее падение Константинополя поставили вопрос о том, кто в истории будет новым «катехоном» – хранителем Православной веры, при этом на роль «Третьего Рима» в какой-то период претендовали сербский Белград и болгарское Великое Тырново.
Доцент Московского государственного областного университета Василий Телицын отметил, что вследствие Флорентийской унии в XV столетии значительно изменяются и усиливаются политические функции великого князя Московского. Акцентируются религиозные задачи князя как защитника веры и организатора собора епископов. При этом над московским властителем перестал довлеть авторитет ромейского императора и константинопольского патриарха.
Научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого Евгений Иванов отметил, что нынешнее время «флорентийствует», и необходим адекватный ответ на соответствующие экуменические и филокатолические тенденции, в том числе в академической, исследовательской сфере (показателен пример католиков, которые в этом году в Москве издали научный журнал, посвящённый Ферраро-Флорентийскому собору). При этом полезно понимать, что Ферраро-Флорентийский собор сохраняет непреходящую актуальность для католиков (для них он является семнадцатым вселенским), свидетельство чему – многочисленные ссылки на его решения в «Катехизисе католической церкви», папских посланиях и др. документах. Несмотря на краткосрочный провал Флорентийской унии, последующие унии (например, брестская и ужгородская) рассматриваются в католической мысли как продолжение и реализация Флорентийской (на это указывают и сами униональные документы – например, акты брестской унии), а сам Флорентийский собор – как модель для экуменических проектов настоящего и будущего. Для Католической церкви невозможно отказаться от униатизма – ведь это означало бы отвергнуть авторитет целого «вселенского» собора, что нереально. В этом контексте мнимо-антиуниатское положение «Гаванской декларации» выглядит весьма сомнительным. Е. Иванов также отметил, что при поддержке Аналитического центра свт. Василия Великого осуществляется перевод антиуниатской «Апологии» свт. Геннадия Схолария.
Доцент исторического факультета МГУ Афанасий Зоитакис рассказал о значении дискуссии о «филиокве» и отметил, что филиоквизм привёл к несовместимому с Православием пониманию спасения, благодати, смысла жизни, экклезиологии. Искусственное сближение с католиками бесперспективно без их отказа от томизма и схоластического богословия.
На конференции также выступили ответственный секретарь портала Православие.Ru Антон Поспелов, рассказавший о мотивах ключевых участников Ферраро-Флорентийского собора, профессор Московского педагогического государственного университета Николай Асонов, представитель Российского философского общества РАН Вячеслав Леонтьев, Араик Степанян. О роли униатства в политических процессах на Украине рассказали Кирилл Фролов, Игорь Друзь, Сергей Моисеев.
Текстовый доклад направил на конференцию доктор церковной истории Владислав Петрушко (ПСТГУ), который подчеркнул значение Московского собора 1441 г.: «Тогда, в 1441 г., Православие было сохранено, прежде всего, благодаря русскому епископату, монашеству, духовенству и великому князю Московскому. К сожалению, эпохальный по своему значению Московский Собор 1441 г. до сих пор так и не оценён по достоинству».
Конференцию поддержали и зарубежные участники. Греческий богослов, представитель авторитетной газеты «Ортодоксос Типос» Георгий Трамбулис по видеосвязи рассказал о трудах греческих христиан по утверждению истины Православия, противостоянию антихристианским движениям, ересям и униатству. Господин Трамбулис призвал «следовать примеру свт. Марка Эфесского в сохранении нашего Предания. Православная вера – величайший дар, который надо сохранить, и горе нам, если мы её предадим».
Доктор богословия Лео Бранг из Афинского национального университета имени Каподистрии рассказал о роли свт. Марка Эфесского в опровержении латинского учения о «чистилище» на Флорентийском соборе.
Свой доклад на конференцию направил болгарский историк Георги Тодоров, рассказавший о культурологическом контексте Флорентийской унии. На его взгляд, перенос собора из Феррары во Флоренцию был связан в том числе с планом католиков оказать «эстетическое (психологическое) воздействие на православную делегацию. Именно Флоренция была лучшим местом для такого воздействия. (…) Это психологическое влияние и давление не было случайным и побочным явлением, но несомненно являлось частью плана Козимо Медичи и папы Евгения ІV. Подписание унии произошло 6 июля 1439 г. в кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре – под чудо-куполом Брунеллески».
Свои приветствия конференции направили протоиерей Андрей Филлипс (РПЦЗ) из Великобритании и Василианна Мерхеб – болгарский политолог и религиозный аналитик. По её словам, «церковная история напоминает нам, что каждая попытка измены Православию и новшества оставляет раны на Теле Христовом. Но как мы знаем, Церковь Христова пребудет вовек, и "врата ада не одолеют её" (Матфея 16:18) – это вечная и спасительная истина. Но это возможно только при строгом соблюдении церковного Предания, Писания и освящённой тысячелетней историей традиции».
Кроме того, приветствие конференции направила редакция авторитетного петербургского портала «Православный Апологет». В нём отмечено: «Мы сердечно поддерживаем проведение столь важной для нашей современной церковной жизни научной конференции, в период активного и тонкого стирания вероучительных отличий между Православной Церковью и Римо-католической церковью, внедрения ложных и чуждых Православной Церкви экклесиологических теорий и моделей. Ферраро-Флорентийский собор в истории Православной Церкви и для неё самой стал не только чёрным пятном, но ярким свидетельством и доказательством того, что между Римской церковью и Православной Церковью, сохранившей верность апостольскому учению и Преданию, богословский диалог невозможен. Следует отметить упорство римо-католиков во время этого собора и нежелание идти ни на какие компромиссы и переоценку совершенных ошибок. (…) Важно ещё и ещё раз обратиться к подробному изучению Ферраро-Флорентийского собора и уделить самое пристальное внимание богословской аргументации поборника Православия свт. Марка Эфесского».
Конференция показала, что темы Ферраро-Флорентийского собора и униатства обладают высокой актуальностью и нуждаются в дальнейшей проработке с целью более веской и аргументированной защиты святого Православия и Церкви Христовой от современных угроз, а также обогащения наших знаний о сложных периодах отечественной и мировой истории.
1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Ватикан
Русский город Выборг и памятник шведскому оккупанту
Прозападные настроения в ограниченных, но агрессивных кругах российского общества надо преодолевать
27.03.2024
Ватикан отвергает богооткровенные нормы христианской нравственности
Ответ Русской Церкви на декларацию Ватикана Fiducia supplicans о «благословении» однополых пар
26.03.2024
Важные уроки истории
Об аналогиях с русским воссоединением XVII века
23.03.2024
Провокация против Президента Путина
Об эскалации темы визита Папы Франциска в Москву летом 2024 года и остановки им СВО
22.03.2024
«Погибая, они мечтают, что, добивая их, Россия надорвётся и сама умрёт»
Украинцы не выживают, они умирают, но им важно, что чем дольше они умирают, тем хуже русским
12.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04