Закладкой четырёх линкоров-дредноутов для Балтийского моря — «Гангут», «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск» — летом 1909 года, а именно 16 июня по новому стилю, началось возрождение русского флота после Русско-японской войны.
Хотя в то время на Балтике не было ещё ни новых крейсеров, ни эскадренных миноносцев, ни подводных лодок, решено было приступить к постройке дорогостоящих кораблей дредноутного типа. Кроме соображений о защите столицы с моря немалую роль в этом сыграли и соображения престижного характера, а также идеи господства на море, заимствованные из доктрины Мэхена и Коломба. Создание в условиях отсталой России линейных кораблей с тактико-техническими характеристиками, отвечающими требования мировых стандартов того времени, явилось настоящим подвигом русских учёных, инженеров и рабочих.
22 декабря 1907 года был объявлен всемирный конкурс на постройку линкоров, в котором участвовало шесть русских заводов и 21 иностранная фирма. По поручению Морского министерства организатором конкурса стал профессор Морской академии полковник А.Н. Крылов, известный учёный-кораблестроитель. Именно по его настойчивому требованию 15 мая 1909 г. был утверждён проект Балтийского завода, и было решено не откладывать закладку, ибо уже 17 декабря 1908 г. на докладе о результатах конкурса было записано: «Высочайше соизволено – повелено приступить к постройке кораблей». Проектирование мощных линейных кораблей в России не прошло незамеченным за границей. Было много скепсиса, но…
В соответствии с Малой судостроительной программой было решено в мае 1909 г. заложить четыре новых линейных корабля для Балтийского моря на двух крупнейших судостроительных заводах Морского ведомства – Балтийском и Адмиралтейском. Морское министерство стремилось в первую очередь загрузить свои казённые заводы…
16 июня были заложены четыре линкора: на Балтийском заводе – «Севастополь» и «Петропавловск», а на Адмиралтейском заводе – «Гангут» и «Полтава». На закладке линкоров присутствовали члены Императорской фамилии на Балтийском заводе, а на Адмиралтейском — руководство Морского министерства.
Линкоры были спущены на воду в 1911 г. и вступили в строй в 1914 г. В то время они были лучшими кораблями этого класса. После их вступления в строй скепсиса на Западе поубавилось.
Линкоры за свой срок службы в 42 года успели поучаствовать в двух мировых войнах: Первой мировой четырнадцатого года и Великой Отечественной 1941 – 45 годов, честно выполнив свой долг перед Отечеством.
Они находились в составе ВМФ России до 1956 г. и закончили свой путь под другими именами: «Октябрьская революция» («Гангут»), «Михаил Фрунзе» («Полтава»), «Марат» («Петропавловск») и «Парижская коммуна» («Севастополь»). В последние годы службы, став учебными кораблями, они сформировали личности многих российских флотоводцев.
История каждого из линкоров — это история нашего военного флота. О каждом линкоре и его судьбе можно и нужно писать книги в назидание потомству.
Автору этого короткого материала посчастливилось проходить практику на линкоре «Октябрьская революция» в 1955 году и участвовать в его последнем переходе по маршруту Кронштадт – Балтийск – Кронштадт, после чего были стрельбы главного калибра по острову Сескар. Это было что-то. Попав на палубу линкора, курсанты почувствовали мощь нашего флота и гордость за свою Родину, сумевшую построить такие корабли! Память об этом осталась на всю жизнь.
Ведь можем, если захотим!
Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист
6. Re: «После их вступления в строй скепсиса на Западе поубавилось»
5. Кое-что вдогонку
4. Ответ на 3., Hyuga:
3. Ответ на 2., Алёша:
2. Ответ на 1., Hyuga:
1. вступили в строй в 1914 г. В то время они были лучшими кораблями этого класса