itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Существует определенная мифология вокруг личности Сталина»

Председатель ОВЦС МП ответил своим оппонентам, которые ранее раскритиковали его резонансное антисталинское выступление

Бессмертный полк  Иосиф Сталин 
0
1362
Время на чтение 8 минут
25 мая 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой, сообщает Патриархия.ru.
Е. Грачева задала митрополиту вопрос о роли И.В. Сталина в Великой Отечественной войне. Она отметила, что в Интернете развернулась бурная дискуссия после прошлой программы, и один из коллег журналистов написал следующее: «Вся страна до начала индустриализации жила в землянках и рожала в амбарах, мои родные прекрасно жили во времена Сталина». «То, что семье этого человека хорошо жилось при Сталине, это значит, что им очень крупно повезло. Но это не значит, что всем жилось хорошо. Если мы прочтем литературу того времени, например, "Колымские рассказы" Варлама Шаламова; "Архипелаг ГУЛАГ" о том, как жили заключенные, или сравнительно недавно вышедший роман Захара Прилепина "Обитель", то я думаю, хотя бы на основании этих произведений художественной и исторической литературы можно до некоторой степени восстановить ту атмосферу, обстановку, в которой жили люди. А если говорить о репрессиях, о том, сколько человек безвинно было осуждено и погибло в сталинских лагерях, то речь идет о миллионах людей. И здесь всегда начинают спорить о цифрах: одни эти цифры завышают, другие занижают — наверное, точных цифр мы никогда не узнаем», - считает митрополит Иларион.
«В качестве примера можно привести Бутовский полигон, где было расстреляно более 20 тысяч человек, из них не менее тысячи пострадали за веру. Людей расстреливали ежедневно по 30, 50, по 100, по 200, по 300, по 500 человек. Точнее, не ежедневно, еженощно, потому что расстреливали по ночам. Приезжали машины с людьми, их выгружали, выстраивали вдоль канавы, стреляли им в затылок, они падали и их закапывали — так более 20 тысяч человек было расстреляно только на одном Бутовском полигоне. Из них не меньше тысячи расстреляны за веру. Там расстреляно более 300 священнослужителей. Это только одно место. Но такими местами, такими расстрельными полигонами была усеяна вся наша страна. Не говоря уже о том, что вся страна была усеяна цепью концлагерей — это и Соловки, и Колыма, и многие другие места. В Казахстан ссылали и репрессировали. То есть система массовый репрессий была чудовищной и ужасающей», - продолжил он.
«Почему молодое поколение сейчас об этом не знает? Может быть, недостаточно интересуется историей? Вообще историческая память достаточно коротка. Но поколение моих родителей, моих бабушек и дедушек прекрасно помнили сталинскую эпоху. Лично в моей семье никто не был репрессирован. Но все знали о масштабах репрессий, у многих были репрессированы их ближайшие родственники и друзья. Поэтому для моего поколения эта информация никогда не была секретной», - заявил владыка.

Отвечая на вопрос, какова статистика гонений на Русскую Православную Церковь в сталинский период, митрополит Иларион сказал: «В Русской Православной Церкви в предреволюционный период было около 80 тысяч культовых сооружений, включая храмы, часовни и монастыри. Основная их часть в 20-е и 30-е годы была разрушена или перестроена для использования под другие нужды. В 1988 году к празднованию 1000-летия Крещения Руси в Русской Православной Церкви было около 6,5 тысяч храмов».
«До революции количество священников исчислялось десятками тысяч, а количество епископов превышало сотню, а в конце 30-х годов перед Великой Отечественной войной на свободе оставалось только четыре действующих епископа и около сотни священников. И около сотни храмов на всю территорию Советского Союза оставалось открытыми. Сейчас существует определенная мифология вокруг личности Сталина, что вина за репрессии лежит на ближайшем окружении диктатора — Ежове, Берии и других. Но есть документы, на которых сам Сталин ставит свою подпись — кого расстреливать, а кого нет. Сталин прекрасно знал, что совершается в стране. Он стоял за всей этой репрессивной политикой. Он во многом был ее инициатором. И говорить о том, что это было не так или раздувать мифы вокруг этого человека — это просто антиисторично, и свидетельствует о том, что люди не хотят помнить о печальных страницах нашей истории и о трагических ее уроках», - высказал мнение глава ОВЦС МП.

Также митрополит прокомментировал мнение многих о том, что Сталин восстановил экономику, поднял заводы, что при нем женщины перестали рожать в амбарах. «Да, кстати, о том, что женщины рожали в амбарах, а все жили в землянках — это, конечно, тоже большое заблуждение, потому что именно в начале XX века Россия показывала наивысший темп роста экономики. В частности, в 1910-е годы наблюдался огромный подъем экономики, и доля России в мировом ВВП была очень существенной. После революции созданная при Царе экономическая инфраструктура была в значительной степени разрушена. А уже в 30-е годы из-за политики коллективизации была практически разрушена система сельского хозяйства так, что в послесталинский период страна была вынуждена покупать продовольственные продукты, даже закупать зерно за рубежом», - заявил владыка Иларион.
«Если же говорить о победе в Великой Отечественной войне, которую приписывают Сталину, то давайте не будем забывать, с чего начиналась война, какими жертвами, какой кровью была оплачена эта победа. Ведь страна была совершенно не готова к войне. Сталин репрессировал основную часть генералитета. Армия была ослаблена. Даже военная техника была размонтирована и стояла на полях, и когда немцы вторглись в Советский Союз, нечем было ответить. Они за считанные недели дошли до Москвы. И только когда они подступили к Москве, по-настоящему началась мобилизация всех сил нашего народа. Конечно, те колоссальные потери, которые Советский Союз понес в Великой Отечественной войне, по-видимому, могли быть намного меньшими, если бы не преступная политика сталинских репрессий, которая перед войной очень существенно ослабила наше государство», - отметил он.
Также владыка Иларион ответил на следующий вопрос корреспондента: «Владыка, существуют разные версии по поводу отношений Сталина с Богом. Незадолго до смерти он инициировал кровавое "дело врачей". Кто-то говорит о том, что к последним дням войны он покаялся. Можно вспомнить его историческую встречу с архиереями Церкви в 1943 году. Какой из версий Вы склонны верить больше: Сталин пришел к Богу или нет?»
Митрополит Иларион, в свою очередь, заявил: «Я совершенно не склонен верить во всю эту мифологию, которая раздута вокруг Сталина. Не думаю, что он покаялся, уверовал. Он был воинствующим атеистом. Он был инициатором политики репрессий против собственного народа, включая Церковь и духовенство. Может быть, таким образом он мстил Церкви за свое семинарское прошлое, за свою неудачу в качестве семинариста. Этого мы уже, наверное, никогда не узнаем».

«Встреча Сталина с тремя митрополитами в 1943 году была связана с необходимостью открывать второй фронт, поскольку одним из требований было обеспечить хотя бы минимальную свободу религий в Советском Союзе. В 1943 году в Москву прибыл архиепископ Йоркский Кирилл Гарбет — второе лицо в иерархии Англиканской церкви, который входил в делегацию от Англии. И когда уже архиепископ Йоркский должен был приехать в Москву, неожиданно вспомнили, что у нас тоже вроде как есть архиепископ, который в то время находился вне Москвы, у него даже не было резиденции. И тогда в срочном порядке ему дали резиденцию, чтобы он мог принять архиепископа Йоркского. Гонения на Церковь в 40-е годы были ослаблены благодаря патриотической позиции, которую заняла Церковь в самые первые дни войны. В первый день войны митрополит Сергий призвал народ бороться с врагом — может быть, в силу этого гонения не то чтобы прекратились совсем, но были ослаблены, и для Церкви 40-е годы были своего рода передышкой. Но к концу 40-х годов гонения возобновились и церкви снова стали закрывать, а уже следующая волна гонений началась при Хрущеве», - продолжил он.
Далее митрополит дал оценку фильму журналиста Юрия Дудя «Колыма. Родина нашего страха», который вызвал бурные дискуссии. «Я посмотрел этот фильм. Я рад, что его посмотрели миллионы людей. Причем, насколько я знаю, аудитория Дудя — это в основном молодежь. Я не согласен с тем, как он подает материал, в частности, с тем, что герои его фильмов используют матерную лексику, но то, что он поднял эту тему, я считаю, очень важно и своевременно. Конечно, то, что он рассказал, это самая малость из того, что можно было рассказать. В фильме дочь Сергея Павловича Королева очень подробно рассказывает о своем отце. Все знают о том, кто такой был Королев, но никто не знает о том, как он был репрессирован, как он чудом выжил», - заявил глава ОВЦС.
«Фильм Ю. Дудя информативный и в качестве такового он, конечно, полезный. Но тема репрессий заслуживает того, чтобы раскрывать ее и в художественных фильмах, которых у нас практически нет на эту тему, и в сериалах, и в художественной литературе. Некоторые говорят: зачем вообще уделять внимание этой теме? Это прошлое, это 30-е годы, надо двигаться вперед. Но мы не должны превращаться в Иванов, не помнящих родства, и не должны пытаться представлять наше прошлое в розовом свете. Есть объективные данные о нашем прошлом, которые, как мне кажется, должен знать всякий гражданин России», - высказал мнение митрополит.
Затем владыка Илирион ответил на следующий вопрос корреспондента: «После, в частности, акции "Бессмертный полк" в нашей стране звучали мнения, что 9 мая должно быть "днем тишины", когда о героическом подвиге советских солдат вспоминают с благодарностью и сочувствием. В продолжение разговора о том, что "надо двигаться вперед", существует мнение, что это победа и заслуга тех героев, а мы в силу нашего образа жизни и мышления до них не доросли, мы к ним отношения не имеем. Почему такая картина складывается в нашей стране? Почему у некоторых возникает желание молчать о наших потерях в 26, а может быть, и больше миллионов человек?»
Митрополит Иларион отметил, что «Церковь никогда не забывает о прошлом». «Многие вообще думают, что Церковь только и делает, что живет прошлым, потому что вся жизнь Церкви построена на воспоминаниях каких-то событий из ее жизни: каждый церковный праздник — это воспоминание какого-то события истории; каждый день посвящен памяти того или иного святого. Но Церковь живет не только воспоминаниями: она создана для того, чтобы людям помогать жить здесь и сейчас, и чтобы помогать им строить свое будущее. При этом невозможно строить свое будущее, забывая о прошлом. Невозможно не совершить ошибки, если не извлекать уроков из истории. Неслучайно Церковь канонизировала всех новомучеников и исповедников XX века, причем более 1,5 тысяч канонизировано поименно, то есть это те люди, чьи жития и архивные дела были исследованы, было изучено, как они вели себя на допросах, не оговорили ли кого-нибудь, как они шли на смерть. Буквально каждый их шаг был задокументирован, и этих людей Церковь канонизировала поименно. Но помимо тех, чьи дела удалось исследовать, есть множество людей, которые были репрессированы и о которых мы, вероятно, не узнаем подробностей. Поэтому Церковь также канонизировала всех известных нам по именам и неизвестных новомучеников, потому что их точное число известно одному Богу», - заключил митрополит Иларион.
Напомним, что выступление митрополита Илариона (Алфеева) 11 мая в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия-24» вызвало большой общественный резонанс. Тогда митрополит Иларион, говоря о Великой Отечественной войне, не преминул коснуться личности Верховного главнокомандующего и главы нашего государства в годы войны Иосифа Виссарионовича Сталина. Он призвал не приписывать Сталину победу в войне. Архиерей возложил на Сталина ответственность за репрессии 1930-х годов и заявил, что Русская Православная Церковь выразила отношение к этому историческому периоду канонизацией Новомучеников.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Венгерский и Будапештский Иларион (Алфеев)
Все статьи Митрополит Венгерский и Будапештский Иларион (Алфеев)
Бессмертный полк
Все статьи темы
Иосиф Сталин
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Наша работа, создание канона может подвигнуть нас к подлинным открытиям»
Советский период может быть интерпретирован как одна из форм нетерпеливого стремления русского народа к Царствию Небесному
26.03.2024
Еврейский ответ
Поражает прежде всего Украина, ставшая по сути Новой Хазарией
21.03.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30