Решится ли на такой шаг Путин?

Без радикальных кадровых изменений национальные проекты будут провалены, а обещанный прорыв не состоится

Новости Москвы 
0
4578
Время на чтение 10 минут
Как сообщалось, накануне майских праздников Президент России Владимир Путин провёл заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. В ходе заседания выяснилось, что с момента выхода майского указа прошёл целый год, а похвастаться руководству страны, мягко говоря, нечем.

Темой заседания Президент обозначил «инвентаризацию» национальных проектов, то есть фиксацию как достижений, так и очевидных сбоев.

«С достижениями как-то не получилось: судя по выступлениям, члены правительства могут уверенно говорить только о составленных планах, разработанных показателях, подписанных документах или – в лучшем случае – о доведении денег до субъектов РФ и муниципалитетов», - говорится в статье «Провал национальных проектов: некомпетентность или саботаж?», посвященной прошедшему заседанию и опубликованной на сайте profiok.com.

«По итогам I квартала отмечается снижение смертности на 3 процента, или на 16 тысяч человек», – сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, тут же добавив, что теперь остаётся «не допустить, чтобы динамика пошла в обратную сторону». «Вряд ли кто-то искренне верит, что смертность успела снизиться за счёт неких системных действий правительства. Ведь если бы это было так, за динамику, наверное, можно было бы не волноваться?» - задается вопросом обозреватель статьи на сайте profiok.com.

«Младенческая смертность достигла исторического минимума», – докладывает вице-премьер. И дальше вновь предостерегает: «Теперь главное – не допустить роста».

Вице-премьеры Ольга Голодец и Максим Акимов похвастались соответственно ростом интереса к культуре и дешёвым скоростным интернетом. Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов долго рассказывал о том, как должны вырасти инвестиционная активность, производительность труда и предпринимательская инициатива. А если где-то пока есть отставание, то за оставшиеся годы оно непременно будет ликвидировано.

Из доклада Силуанова выходило, что за прошедший год сделано главное: «проведена серьёзнейшая модернизация всей системы государственного управления». Теперь бюджетные ассигнования напрямую увязываются с результатами проектов, а «абсолютно новая система мониторинга реализации нацпроектов» позволит контролировать все процессы в режиме реального времени.

«Динамика экономического роста за I квартал складывается несколько выше прогнозных ожиданий, и начало реализации национальных проектов является дополнительным источником роста, – бодро отрапортовал Силуанов. – Это позволит нам обеспечить запланированные показатели указа в экономической сфере в текущем году».

Однако, отмечается в статье на сайте profiok.com, оказалось, что оптимизм вице-премьера разделяют далеко не все присутствующие.

Председателя Счётной палаты Алексея Кудрина, принимавшего активное участие в подготовке того самого майского указа – указа № 204 от 07.05.2018, на заседании в Кремле не было. Вместо него выступала его заместитель – Вера Чистова.

«Результаты нашего анализа позволяют сделать достаточно жёсткий вывод: даже эффективная реализация всех запланированных мероприятий нацпроектов в рамках утверждённых паспортов содержит серьёзные риски к достижению поставленных национальных целей», – заявила эксперт.

По словам Чистовой, мероприятия, перечисленные в паспортах нацпроектов, во многом дублируют те, что уже фигурировали в предыдущих проектах и программах. «К успеху они, как вы знаете, не привели», – напомнила эксперт. Она отметила, что три четверти запланированных мероприятий не связаны напрямую с достижением национальных целей.

«Важная предпосылка реализации нацпроектов ‒ это достижение высоких темпов роста, – подчеркнула Вера Чистова. – Они основаны на предусмотренном оптимистичном варианте развития экономики. А это требует более широкого спектра мероприятий, нежели те, которые сегодня предусмотрены в паспортах».

Чистова пояснила, что на сегодня все паспорта национальных проектов находятся «в стадии корректировки», потому что формировались они в сжатые сроки, что повлекло за собой включение в них «недостаточно обоснованных целевых показателей».

Аналитики Счётной палаты также отмечают серьёзные проблемы с мониторингом достижения целевых показателей, что «несёт серьёзные риски неуправляемости и искажения отчётных данных, а также формального подведения итогов при отсутствии социально‑экономического эффекта». Отметим, примерно за полчаса до этого Антон Силуанов хвастался новой системой мониторинга, которая позволяет постоянно следить за ходом достижения национальных целей.

Кроме того, Счётная палата обеспокоена «дублированием управленческих функций, размыванием ответственности и полномочий между множеством организационных структур, должностных лиц, наличием тенденций передачи ответственными исполнителями своих функций и полномочий различного рода организациям, в том числе некоммерческим, в виде АНО и фондов». «Это становится возможным из-за того, что нацпроекты породили множество госпрограмм, которые пересекаются между собой самым причудливым образом. И управляются они далеко не всегда логично и осмысленно», - сказано в статье на сайте profiok.com.

Пример, который уже фигурировал в отчётах Счётной палаты, – программа по подключению к интернету медучреждений. Из-за непроработанности перечня учреждений где-то проводилось переподключение уже подключённых объектов, а где-то интернет в принципе пока не нужен, так как материальная база и квалификация сотрудников не позволяет использовать это подключение.
Чистова также отметила, что при формировании показателей в программах мнением субъектов РФ интересовались далеко не всегда. В итоге, как показывает анализ Счётной палаты, 15 процентов регионов уже сегодня уверены в недостижимости показателей по нацпроекту «Жильё», а 38 процентов – чуть меньше половины – говорят о высоком риске их недостижения.

«Сложившиеся социально‑экономические условия в регионах уже на старте содержат риски невыполнения целей национального проекта ввиду несоблюдения макроэкономических показателей – темпов роста, инфляции, доходов населения», – резюмировала Вера Чистова.

Выступление вице-премьера Юрия Борисова, как отмечается в статье на сайте profiok.com, было выстроено, казалось, политически безупречно: присутствовали необходимые реверансы в адрес правительства и министров, открытых к конструктивному сотрудничеству, а также перечислялись очевидные успехи отечественных высокотехнологичных предприятий.

В статье на портале profiok.com отмечается, что Минпромторг действительно давно и серьёзно занимается задачами, связанными с диверсификацией отечественной оборонки. Благодаря этой системной работе доля производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения в общем объёме выпуска ОПК в 2018 году достигла 20,9 процента.

Формируется единая база с номенклатурой закупаемой продукции, проводится анализ на предмет возможности выпуска этих позиций российскими предприятиями, совершенствуется нормативная база.

Правда, в субъектах РФ уже объявлены торги – так что в закупки текущего года оборонщики, видимо, уже не попадут, посетовал Борисов.

Кроме того, вся масса новых инструментов может оказаться ненужной, если закупки не будут вестись честно. И об этом Юрий Борисов сказал прямо: «Практика показывает, что многие организаторы торгов ищут любые лазейки, для того чтобы конкурс прошёл в пользу нужного поставщика».

Вице-пример рассказал о московской компании, производящей из отечественного титана отличные эндопротезы тазобедренных суставов. Эта продукция вполне соответствует мировому уровню и по качеству, и по цене, однако многие субъекты РФ составляют конкурсную документацию таким образом, что протезы тазобедренного, локтевого и коленного суставов заказываются единым лотом, а значит, эта компания в торгах участия принять не может, пока не научится выпускать все виды протезов.

«Вот таким элегантным образом с конкурса убираются отечественные производители», – пожаловался коллегам Юрий Борисов.

Кроме того, вице-премьер выразил опасение, что недобросовестные организации будут «выдавать иностранную технику за отечественную». Способы, по словам Борисова, всем «хорошо известны».
Вице-премьер призвал привлечь к контролю за этими процессами полпредов президента, а также ввести специальную маркировку продукции отечественного производства в системе госзакупок.
«Национальные проекты ‒ это шанс и возможность для отечественной промышленности, другого такого случая может уже не представиться», – обратился Юрий Борисов к присутствующим. «Даже странно, что этих людей приходится убеждать в столь очевидных вещах», - отмечается в статье на сайте profiok.com.

В открытую часть заседания комментарии Владимира Путина не вошли. Впрочем, эмоции Президента явно отражались на его лице прямо в ходе выступлений участников мероприятия, говорится в статье.

Кроме того, Президент, конечно же, знавший, о чём пойдёт речь на заседании, основные мысли изложил в самом начале.

«Когда в Послании подчёркивал, что времени на раскачку нет, – это не фигура речи, не безадресный призыв, это чёткое, жёсткое и персональное требование к правительству, к федеральным ведомствам, региональным и муниципальным командам», – объяснил присутствующим Президент, призвав их помнить об этом требовании постоянно, а не «к сроку исполнения поручений».

По словам Путина, каждый руководитель региона обязан «лично и предметно» погрузиться в работу по реализации нацпроектов, что не снимает ответственности с федеральных структур, задача которых – координировать общий ход работы.

Что касается диверсификации оборонных предприятий и проблем с госзакупками, то Федеральной антимонопольной службе, Минфину и Казначейству поручено усилить контроль за этой сферой.

«Получать заказы должен не тот, кто ближе к распорядителям средств, а тот, кто даёт лучшее предложение по качеству, цене и надёжности», – в очередной раз прозвучала в стенах Кремля прописная истина.

Помимо этого, речь Президента содержала также призывы к искоренению бюрократического подхода, из-за которого буксует работа, к «жёсткому упорядочению» переноса контрольных сроков, к скорейшей модернизации нормативной базы, сдерживающей реализацию нацпроектов, а главное – к получению осязаемых плодов работы, которые можно было бы предъявить гражданам. А у граждан тем временем прогрессирует когнитивный диссонанс.

«Наверное, не буду оригинальным, если проведу аналогию между нацпроектами и "Продовольственной программой", принятой, кстати, тоже в мае, только в 1982 году, – рассказал порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации Роланд Шарифов. – Тогда тоже ставилась цель улучшить жизнь граждан: предполагалось окончательно преодолеть товарный дефицит. Проводились бесконечные совещания, составлялись планы, "на коленке" фабриковались отчёты, выплачивались премии, кто-то даже продвигался по карьерной лестнице на волне фиктивных успехов… Но дефицит в стране побороть так и не удалось. Так и с нацпроектами – руководителям, на чьи головы сваливаются контрольные цифры, приходится бросать все силы на подготовку более или менее приемлемых отчётов. Ни к улучшению жизни граждан, ни к росту ВВП, ни к совершению научно-технологического прорыва вся эта суета, к сожалению, не имеет никакого отношения».

«Воздержусь от произнесения вслух слова "саботаж", однако замечу, что в случае с командой, реализующей нацпроекты, стоит говорить даже не об эффективности или неэффективности её работы, а вообще о наличии работы как таковой. Слушаешь Голикову – и плакать хочется. Оказывается, только сейчас руководство Минздрава додумалось, что больному раком человеку государство должно обеспечивать не два курса химиотерапии, а столько, сколько потребуется», - отметил Р. Шарифов.
«Много говорится о регулировании рынка лекарств, но ведь в аптеках препаратов часто нет – как дорогих и эффективных, так и "хоть каких-нибудь". И это в Москве, что ж тогда говорить о регионах? Как выполнить рекомендации врача? Приходится пользоваться услугами интернет-аптек, покупая на свой страх и риск контрабандные импортные препараты – разумеется, без чеков и даже без инструкции на русском языке. А куда деваться? Альтернативы нам правительство не оставляет. Видимо, кому-то выгодно оставлять значительную часть лекарств на чёрном рынке и заставлять граждан подвергать своё здоровье неоправданному риску. Или, к примеру, другое достижение, упомянутое Голиковой: квоты на целевое обучение теперь составляются с учётом потребностей регионов. А как же было раньше? И почему люди, которые додумались до очевидных решений только сейчас, до сих пор занимают высокие посты и с умным видом кивают, слушая слова о необходимости думать о гражданах?» - вопрошает эксперт.

«На мой взгляд, всё просто и страшно одновременно: правительство просто не знает, как добиться экономического роста и технологического прорыва. Иными словами, мы столкнулись с вопиющей некомпетентностью. Отсюда и взятые с потолка недостижимые цели, и путаница в паспортах проектов, и безразличные лица на судьбоносном, казалось бы, заседании. Президент видит, что система управления не работает. Персональная ответственность и ручное управление – "точечно" эффективный метод, но это не система. Она не масштабируется, не формализуется, не передаётся сверху вниз на все уровни… И даже локальные успехи эффективно работающих ведомств, например, Минпромторга, погоды, увы, не сделают», - отметил Шарифов.

«Год назад, предлагая на должность главы правительства кандидатуру Медведева, Владимир Путин объяснял свой выбор тем, что команда Медведева разрабатывала нацпроекты: они разработали, им и выполнять. Но раз уж через год выяснилось, что разработали плохо, может быть, пора признать это и подобрать новые кадры? Не зря же появился проект "Лидеры России"? Да и кадровый резерв, вроде, ещё актуален? Но на радикальные кадровые изменения ещё нужно решиться. Решится ли на такой шаг Владимир Путин, мы увидим в ближайшие месяцы. А пока остаётся уповать на то, что поднятая из руин промышленность всё-таки не даст нашей экономике скоропостижно рухнуть на дно», - заключил он.

Отметим, что разу после заседания в Кремле на сайте кабмина появился утверждённый Медведевым план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года.

Авторы документа предусмотрительно перечислили возможные риски для достижения национальных целей: замедление темпов роста мировой экономики, падение цен на нефть, торговые войны и санкции (вроде, раньше говорили, что санкции нам только на пользу? – РНЛ). Кроме того, в документе оговаривается, что цели взаимоувязаны, например, темпы роста выше мировых не могут быть обеспечены без ускоренного перехода к «цифре». «Значит, в случае недостижения целей сложно будет найти виноватого, даже несмотря на персональную ответственность. Уж в чём в чём, а в искусстве составления отчётов российским чиновникам равных не найти», - подчеркивается в статье на сайте profiok.com.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11