Государственная Дума России рассмотрела в первом чтении законопроект, в соответствии с которым сферу ответственности командиров предлагают расширить, чтобы они отвечали не только за психологическое, но и морально-политическое состояние подчиненных, сообщает пресс-служба Госдумы.
Поправки в Закон «О статусе военнослужащих» были внесены в Государственную Думу Правительством РФ.
В соответствии с законопроектом, «командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава».
Как отмечается в пояснительной записке, «под морально-политическим и психологическим состоянием понимается совокупность личностных идейно-политических установок, морально-нравственных ценностей, поведенческих мотивов и настроений».
По словам авторов законопроекта, необходимость таких уточнений связана с указанием Президента РФ от 6 июля 2018 года о создании военно-политических органов Вооруженных сил РФ.
Законопроект анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:
Морально-политическое воспитание воина необходимо. Мораль способствует воспитанию нравственности человека. Во многом именно от морали зависит состояние человека: быть человеком или превращаться в животное? Состояние человека зависит от исповедуемых им морально-нравственных ценностей. Мораль во многом определяет мотивацию, помогающую человеку в преодолении трудностей, встречающихся на войне. Военный человек защищает Отечество силой оружия. Война и военный человек - однокоренные слова. Воинское служение нацелено на защиту Отечества с помощью оружия, в том числе посредством участия воина в боевых действиях. Для преодоления опасностей, трудностей и сложностей, возникающих на войне нужна мотивация: ради чего человек воюет? И мораль помогает воину ответить на этот вопрос. Правильные моральные установки и принципы помогают человеку преодолевать трудности на войне, при этом оставаясь человеком. Ибо война способствует озверению человека. Цель войны - убийство врага. По учению Церкви убийство на войне не является грехом, но все равно оно не проходит бесследно для души человека. Воин ожесточается. Действия на войне связаны с жестокостью, ибо сам акт убийства является жестокостью. Как самому остаться человеком, сталкиваясь со звериностью войны, особенно если противник пребывает в состояние зверя?
Человек, не воспитанный в правильных морально-нравственных ценностях, очень легко превратится в зверя. Наше общество живет определенными ценностями и стремится к каким-то целям. Принципы жизни общества определяются идеологией, принятой в обществе. Общество стремится к высоким целям, исповедуя правильные морально-нравственные ценности, либо идеология формирует звериное общество, живущее не по человеческим принципам и стремящееся к низменным целям.
Военный человек защищает общество и государство, поэтому должен разделять ценности и исповедовать принципы родного государства. Как можно защищать Отечество и не разделять идеологию государства? В истории были такие прецеденты, когда человек мог защищать Отечество, но не разделять ценности государства. Но если такие воины стоят на страже государства, то они небоеспособны. Такое государство просто развалится и потерпит сокрушительное поражение. Нужно верить в исповедуемые государством идеи и принципы. Без такого единения ничего не выйдет.
До Революции в России не было морально-психологического воспитания. Никто не ставил перед собой проблемы нравственного воспитания в армии. Революция -главным образом результат бездействия в этой области. Россия пребывала не в таком горестном экономическом состоянии, что нужно было выходить на улицы и свергать Царя. Несмотря на войну, в России никто не голодал, не было так уж страшно и жутко. В Великую Отечественную войну народ страдал пуще и испытывал больше лишений, чем в Первую мировую войну. Однако в 1917 году произошла Революция, а во Вторую мировую войну сработал фактор морально-политического воспитания. Человек должен знать, за что он рискует своей жизнью и за какие идеалы воюет. Поражение «белых» в Гражданской войне было связано с тем, что они не смогли сформулировать идеологию и предъявить привлекательные идеи большинству населения. Пусть лозунги «красных» были обманчивы, но они были привлекательны для народа.
Морально-политическое воспитание остро необходимо, ибо от состояния воинов зависит выполнение боевых задач. Ведь подразделение может разбежаться. А чего им воевать? И что командиру остается делать? Вместе с ними идти сдаваться? Командир должен быть уверен в том, что воины будут выполнять его жесткие приказы и осознанно идти на самопожертвование. Но как победить в войне, не обладая морально-политическими установками, мотивацией? Если воин не обладает правильными морально-политическими ценностями, как же он выполнит приказ, в результате которого он может погибнуть?
Во всех армиях мира присутствует морально-политическое воспитание. В советское время морально-политическим воспитанием занимались замполиты, а теперь и командиры. Уровень востребованности морально-политическое поддержки воинов как никогда высок в условиях современной информационной войны. Говоря военным языком, качество человеческого материала с каждым поколением ухудшается - люди становятся более гордыми, изнеженными и малоподготовленными к трудностям войны. Поэтому сегодня усиливается контроль со стороны командира.
Однако для введения морально-политического воспитания нужно сформулировать государственную идеологию России, ибо политическое воспитание молодежи должно на чём-то зиждется. В отсутствии единой идеологии каждый командир будет учить воинов от ветра головы своея. На основе какой идеологии командир будет осуществлять морально-политическое воспитание военнослужащих? В государстве должна быть единая идеология. Мы неоднократно говорили на «Русской народной линии», что России, как воздух, нужна государственная идеология.
Возможно, нынешние поправки являются знаком и наши попытки не прошли даром.
Может ли корабль плыть, не зная пути? Мы должны понимать, куда плывем, на чем плывем и для чего должны защищать корабль. Иначе наш корабль затеряется в бушующем темном море.
5. Неточности
4. Re: Как на войне не превратиться в зверя?
3. Ответ на 1., Серёга Чудиса:
2. Re: Как на войне не превратиться в зверя?
1. Как на войне не превратиться в зверя?