itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Главное в жизни человека – смерть

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти блаженной Ксении Петербургской

Пастырская проповедь 
0
1309
Время на чтение 4 минуты
Сегодня святая Церковь совершает память блаженной Ксении — одной из самых любимых православным народом святых. Она подвизалась подвигом юродства Христа ради в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Главное событие в ее жизни, как и в жизни всех святых, как в жизни каждого человека — смерть. Задумаемся об этой тайне.
Все началось у блаженной Ксении с внезапной смерти ее супруга — придворного певца, полковника Андрея Феодоровича Петрова. Смерть мужа она восприняла буквально как свою собственную смерть. Облачившись в его одежду, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал — умерла его супруга Ксения Григорьевна. Если ее называли Ксенией Григорьевной, она не отзывалась. А отзывалась только тогда, когда к ней обращались как к Андрею Феодоровичу. Казалось, она сошла с ума. А ведь и вправду, можно лишиться рассудка, когда умирает родной, близкий нам человек. Более следовало бы удивляться, что этого не происходит с нами. Был этот человек, и нет его. И теперь уже никогда не будет. Что значит без него все остальное? Для чего все заботы, все труды, все, что есть в этом мире?
Почему же апостол говорит, что смерть для него — приобретение? Блаженная Ксения много молилась, и Господь посетил ее благодатью в ее безутешном горе. Ей открылся смысл жизни и смерти. Самое главное, в чем мы нуждаемся, чтобы и нам этот смысл открылся. Мы знаем из Евангелия, что пшеничное зерно умирает, не потому что у него есть изъяны, оно умирает, чтобы не остаться одному. Оно умирает, чтобы стать колосом. Оно умирает из-за необходимости роста и преображения. Оно умирает, потому что невозможно для него одновременно быть зерном и колосом, а надо перейти из одного состояния в другое. Смерть это переход. Он совершился в Самом Христе. Господь переходит от зерна к колосу, не потому что Он был причастен греху, а потому что только так Он мог совершить сеяние Своего Божественного величия в нашем мире, потому что только так надлежало Ему обрести Свою жатву. Это абсолютная необходимость умереть, чтобы стать тем, чем должно стать, которую символизирует смерть зерна, была необходима для Господа, потому что она необходима для нас. Господь соединяет нас с Собою в этом символе и говорит обо всех нас: кто слишком привязан к своей жизни, тот погубит ее, а кто освободится от привязанности к ней в этом мире, тот сохранит ее для жизни вечной. Блаженная Ксения ясно увидела, что нам надлежит умереть, чтобы обрести новую потрясающую жизнь. На самом деле, это не так легко и просто, как может показаться. Предстоя перед этой тайной, Сам Господь трепещет. Но Он трепещет не один, Он трепещет с нами, Он трепещет ради нас. И мы тоже трепещем в Нем. Говоря, что Он с нами и в смерти, и во всей нашей жизни, Он заповедует: «Кто хочет быть Моим учеником, Мне да последует». Это сравнение с пшеничным зерном условно, потому что человек действует не бессознательно, как зерно, он должен сделать свободный и сознательный выбор там, где открывается бездна смерти. Поистине, смерть это совершенно другое состояние, это разрыв, это вычеркивание себя, лишение себя всего и предельная отдача себя. Она кажется полным отсутствием жизни в исчезновении мира и себя самого. Все наши силы и способности отнимаются, остается только это исчезновение и полная оставленность. Как сметь помыслить, что может взойти заря среди ночи, которая охватывает все? Как узнать, что отчаяние не есть высшее постижение жизни? Чтобы принять путь смерти, надо чтобы с нами был Христос. Но для этого надо, чтобы и мы были с Ним.
Мы говорим об этом, чтобы немного понятней нам стал тяжелый путь юродства Христа ради, который избрала блаженная Ксения. Путь постоянного и каждодневного умирания для себя ради жизни в Господе. Чтобы увидели мы, откуда берется у нее этот отказ от самого дорогого, что ценят все люди, от своего ума, ради приобретения, как говорит апостол, ума Христова. И как сподобляется она дара прозрения сердец и будущего. Где обретает она мужество, превосходящее всякое человеческое терпение, когда в нее с руганью бросаются камнями и грязью? Почему блаженная Ксения ни за что не соглашается променять свои лохмотья на теплую одежду, которую ей предлагают, и всю свою жизнь ходит в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот в зеленой кофточке и красной юбке, поскольку это были цвета военного обмундирования ее мужа? Почему при строительстве новой каменной церкви на Смоленском кладбище, как бы торопя его завершение, ночью, во время отсутствия рабочих, она натаскивает наверх по крутой лестнице целые горы кирпича? Почему, несмотря ни на какую погоду, уходит на ночь в поле и простаивает в коленопреклоненной молитве до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны? Это молитва за всех, кто нуждался в заступничестве Божием и, несомненно, за всех нас.
После завершения ее перехода ко Господу, блаженная Ксения была погребена на Смоленском кладбище. Паломничество к ней православного народа никогда не прекращалось. После революции большевики закрывали ее часовню, долгое время она была окружена глухим дощатым забором, но люди продолжали приходить к ней. От могилы ее постоянно исходит незримый светоносный столп, достигающий неба. И сейчас каждый день приходят к ней множество верующих с великими и малыми бедами, с записочками: «Ксения, исцели моего мужа от рака»,«Ксения, помоги мне завтра хорошо сдать экзамен»,«Ксения, спаси мою дочь-наркоманку!» И мы, если приведет нас случай быть в Петербурге, постараемся среди других святынь этого города не забыть часовенку на Смоленском кладбище. Принесем ей свои беды и нужды, и она непременно поможет нам. Но при непременном условии, чтобы мы никогда не забывали, что в мире существует смерть, и понимали, что она значит. Самое главное, надо узнать, что здесь Бог, Который учит нас, как надо жить и умирать. Вслед за Господом, блаженная Ксения проходила через эту узкую дверь, чтобы сражаться в течение всей жизни со смертью, чтобы встретить ее в последний час лицом к лицу, а не отвернуться от нее. Потому что Сам Христос получил от этой смерти удары и заплевания, и заушения, прежде чем нанес ей сокрушительный удар в свой черед. Господь дает нам то, что Его, только после того как принимает то, что наше. Никогда мы не смогли бы отказаться от себя в бесконечности, которую Он нам открывает, если бы не знали этого. Потому пусть самой нашей первой молитвой всегда и сегодня будет: святая блаженная Ксения, помоги нам, чтобы из сердец наших, из всей нашей жизни могло исходить Христово — «да будет воля Твоя», которое упраздняет смерть и дарует нам воскресение.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Главное в жизни человека – смерть

Дело не в смерти человека для самого человека - это ерунда. Дело в смерти человека для тех, кто был привязан к нему (любил его). Вот это - не ерунда, а очень большая боль. Что случилось и со Ксенией, очевидно же. Если смерть - это норма (можно согласится с этим), то боль расставания - это НЕ норма. А иначе, зачем Иисусу было плакать о смерти Лазаря и воскрешать его?
Дементий / 07.02.2019, 05:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Богослужение особой духовной красоты
Сегодня — первая литургия Преждеосвященных Даров
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04