О чтении Евангелия

Вышло в свет третье издание книги протоиерея Александра Шаргунова «Евангелие дня» с толкованием евангельских текстов на каждый день богослужебного года

0
939
Время на чтение 9 минут
От редакции. В издательстве «Отчий Дом» вышло давно ожидаемое многими читателями новое, третье издание двухтомника протоиерея Александра Шаргунова «Евангелие дня» с толкованием евангельских текстов на каждый день богослужебного года. В этих толкованиях богословские глубины слова Божия раскрываются живым, ярким, понятным для современного человека языком.

Книгу можно приобрести в храме святителя Николая в Пыжах, в православных магазинах и в интернет-магазине издательства «Отчий дом» (www.otdom.ru; 8 (800) 775-39-10; zakazotdom@gmail.com).

Предлагаем вступительное слово автора к новому изданию.

Евангелие — книга жизни Господа. Оно существует для того, чтобы стать книгой нашей жизни. От того, как мы слушаем слово Божие, зависит вся наша жизнь. Не потому ли научиться читать Писание так не просто? Ведь недостаточно только услышать, важно сохранить услышанное — отвергнуться себя, чтобы принять судьбу, которая может быть только у Самого Христа, — по дару Его и Его Евангелия.

Оно не для того написано, чтобы быть просто понятым, но чтобы приблизиться к нам вплотную и поставить нас на пороге тайны. Оно не для того существует, чтобы быть прочитанным, а чтобы быть принятым нами в себя. Каждое его слово ― дух жизни. Легкое и свободное, как огонь, оно ищет алчущие и жаждущие души, чтобы воспламениться в них. Исполненное жизни, оно как закваска, которая охватывает все тесто и заставляет его бродить. Слова обычных человеческих книг постигаются и взвешиваются нашим разумом. Слова Евангелия испытывают нас, и нам надо выдержать это испытание. Мы усваиваем слова обычных книг, слова Евангелия усваивают нас себе.

Слова Евангелия ― чудодейственны. Если они не меняют нас, значит мы не хотим открыть им свою жизнь. Но в каждом слове Господа, в каждой Его притче и примере ― громоподобная сила, исцеляющая, очищающая, воскрешающая нас. Условие чтения или слушания Евангелия одно ― быть как расслабленный, как сотник ― с готовностью немедленно все исполнить в совершенном послушании. В Евангелии есть места очень таинственные, кажется, абсолютно непостижимые. Мы не знаем, как применить эти слова в нашей жизни. Но есть другие ― беспощадно ясные. Если мы будем от всего сердца стараться быть верными тому, что мы понимаем, это приведет нас к пониманию того, что остается таинственно непостижимым. Если мы должны по возможности делать простым то, что нам кажется сложным, это не значит, что нам надо усложнять то, что просто. Когда Христос говорит нам: «Не мсти за себя» или «да будет слово ваше: да, да и нет, нет, а что сверх того, то ― от лукавого», Он ждет от нас только послушания. И никакие наши рассуждения здесь не помогут. Нам поможет только, если мы будем стараться хранить в себе ― нашей верой и нашей надеждой ― слово, которому мы хотим повиноваться. Между ним и нашей волей должен как бы быть заключен договор ― Новый Завет жизни.

Кроме того, таинство слова не может быть отделено от всех таинств Церкви. Когда мы целуем Крест и Евангелие после исповеди или когда мы просто берем Евангелие в руки, мы должны сознавать, что в нем обитает Превечное Слово, Которое хочет воплотиться в нас, овладеть нами. Чтобы Его Тело и Кровь соединились с нашей ― как это происходит в причастии, Его Дух ― с нашим духом, и мы начали жить в другом месте, в другом времени, в другом человеческом общении. Углубить Евангелие таким образом ― значит отвергнуться нашей жизни, чтобы принять судьбу, которая только может быть у Самого Христа ― по дару Его и Его Евангелия.

* * *

Почему существует столько ложных толкований Евангелия? Нормально, когда человек хочет проникнуть в тайны Священного Писания и вообще в Божественные тайны. Но опасность заключается в том, что человек делает это непропорционально своему духовному росту. То есть когда он хочет сам проникнуть в тайны Божии и объяснить их. Затем он учит этим тайнам других людей, в то время как сам не достиг необходимой духовной высоты. Так возникают ереси, секты, прелестные состояния, падения, соблазны, отпадения от Церкви.

Святые отцы говорят о таком человеке, что он, находясь за трапезой, хочет грызть кости молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем труде «Жизнь Моисея». Бог заповедал израильтянам как несовершенным вкушать только нежное мясо пасхального агнца, мягкое для зубов, и приправлять его горькими травами. А что касается костей агнца, следует не сокрушать их и не есть, но сжигать в огне (Исх. 12, 8). Это значит, — говорит святитель Григорий, — что мы должны давать толкование Священного Писания (и вообще нашей веры в Бога) не иначе как только по нашему духовному возрасту. И что мы должны вкушать эту пищу с горькими травами — то есть со всеми страданиями, с горечью, которую приносит нам жизнь. Потому что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» и в постижение тайн его. Речь идет о наших личных скорбях и о нашем участии в страдании народа Божия и единокровных нам братьев, как это было обязательно еще в Ветхом Завете. Если нет у нас этого, как можем мы «вкусить и увидеть, что благ Господь»? А что касается глубочайших тайн Священного Писания и Промысла Божия, которые являются крепкими костями, их не подобает вкушать молочными зубами. Их сжигают в огне — то есть они могут быть постигнуты только теми, кто достиг духовной зрелости, душами испытанными. Не только в пламени искушений, но в огне Божественной благодати — теми, кто познал благодать.

А до тех пор мы должны смиренно понимать такое толкование Писания, какое нам предлагают святые отцы, жизнью своей исполнившие Евангелие и потому познавшие смысл его. То, что нам открывает Церковь. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Священное Писание посреди Церкви — как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны прежде всего увидеть и исповедать с покаянием свою наготу. Если Самого Христа сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, говорят святые отцы, то что он может сделать с нашими бедными головами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его!

* * *

Евангелие дорого нам прежде всего как исповедание неповрежденной истины. Судьбы человечества связаны с хранением истины. Потому так смертельно опасен всякий компромисс с ложью — якобы ради спасения всех, якобы ради Церкви и даже якобы ради Господа. «Не говори: ради Господа я согрешил. Ибо Он не имеет надобности в муже грешном. То, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15, 11—12). Пока в мире будет хоть один человек, до конца верный истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.

Смерть Христа на Кресте и Его Воскресение относятся ко всем, в том числе и к незнающим об этом людям. Здесь проходит испытание глубины нашей веры. Как бы ни были люди духовно мертвы, даже если они являются врагами Божиими, есть еще в них надежда, пока хранится в роде человеческом истина и святыня Креста и Евангелия.

* * *

Многие недавно переступившие порог храма простодушно спрашивают: «Можно ли читать Священное Писание сидя, и сколько его нужно читать каждый день?» Кто из священников не слышал такого вопроса!

Преподобный Серафим Саровский говорит, что Писание нужно читать стоя на коленях и со слезами. А святитель Филарет Московский говорит, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах. Святитель Иннокентий Московский говорит, что духовной пищи нужно принимать столько, сколько мы можем усвоить. И все святые отцы говорят, что Писание необходимо читать ежедневно. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Послушайте те из вас, кто живет в миру (не священник и не монах, но обременен женою и детьми). Вам апостол Павел особенно советует чтение Писания: "Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростию"» (Кол. 3, 16). Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Как в раю, Бог ходит в Священном Писании, ища человека. Открывай Священное Писание каждый день, и Бог найдет тебя. Он ходит там и ищет тебя, чтобы дать тебе утешение и надежду».

Сегодня, когда все делается в мире, чтобы превратить человека в бессловесное существо, и слишком многие изнемогают от уныния, мы должны дорожить этим священным убежищем. «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15, 5).

Лучшими своими мыслями и чувствами наша русская культура обязана Писанию. Ф.М. Достоевский был четыре года в Сибири на каторге, проходя, как он сказал, через «невыразимые и нескончаемые страдания». Единственное, благодаря чему он выжил, была маленькая книга Нового Завета, которую две женщины-христианки дали ему по дороге в Сибирь. Она спасла его от гибели.

Особенно когда у нас горе и беда, мы должны обращаться к слову Божию. Одна прихожанка нашего храма рассказывала, что ей предстояла серьезная операция. Она боялась, хотя знала, что делать операцию будет лучший хирург и что многие друзья молились за нее. Духовный отец изо всех сил старался успокоить ее, но она все равно боялась. В больнице, лежа одна в палате, она открыла книгу Священного Писания, и прочитала все Евангелие. Через несколько дней после операции она сказала своему батюшке: «Перед операцией я всю ночь читала Евангелие. У меня родилось твердое убеждение реальной близости Бога, что Он со мной, и страх исчез». Одна женщина рассказывала, что она вышла замуж за богатого человека, за «нового русского», и испытывала страшную пустоту в своей жизни. Ничто не радовало ее. И она пристрастилась к винопитию. Брак был на грани распада. Поняв однажды, что никакие психиатры ей не помогут, она начала читать Священное Писание и обрела чудесное чувство мира и освобождения. Ее пустоту заполнил Бог. И муж тоже изменился.

Есть рассказ известного архипастыря о том, как он, будучи неверующим человеком, начал по обязанности читать Евангелие (кажется, для подготовки к зачету в университете) и во время чтения ему открылся воскресший Христос.

Мы настойчиво повторяем, что истинное значение Священного Писания открывается только в Церкви. Конечно, Господь предваряет и неверующих людей Своею благодатью, но только для того, чтобы привести их в Церковь.

Спроси каждый себя: как бы я мог узнать имя Христово, если бы не Церковь? И все, что раскрывает тайну имени Его — Сын Божий, Господь, Спаситель. Не просто имя, но жизнь Его и Сам Он. Без Церкви я бы услышал о Нем просто как о величайшем Человеке, одном из многих, в ряду других, может быть, более ярком, более глубоком, чем другие, и все. Поэтому другая опасность — полагать, будто у нас есть Евангелие, и больше нам ничего не надо. Нет! Без Церкви нет никакого Евангелия — слова Божия, которое родилось из среды верующих, знающих Его лично как Бога людей. И они передали нам его, чтобы мы знали Бога лично. И если бы даже оно дошло до нас само по себе, это был бы только интересный исторический документ. Но не было бы в нем благой вести, огненного благодатного слова, которое одно только способно зажечь жизнь человеческую навеки. Этой встречи с Богом Живым, которая способна исцелить душу всякого человека от смертельного отчаяния.

Нет большего утешения, чем то, которое дает Сам Бог. Однако мы должны помнить, что слово Христово — всегда крестное слово. И принимать его — все равно, что причащаться святых Христовых Таин, которые могут быть нам либо во оправдание и освящение, либо в суд и осуждение. Все равно, что проходить через великое испытание, пройдя через которое человек не остается таким, каким был. Он становится либо сильнее, либо слабее. И наконец он выбирает, каким ему быть.

* * *

Если мы научаемся чему-то очень существенному в Евангелии, то это для того, чтобы начать жить этим и сделаться способными научить других. Христос говорит: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Требуется, говоря современным языком, и теория, и практика, святая жизнь и просвещение других. «Но я мало знаю. Я не изучал богословие. Я не могу проповедовать, — слышим мы чье-то возражение. — Что же будет со мною и такими как я?» Даже если мы «сотворим, но не научим» других, мы будем исключены из Царства Небесного?

Когда Христос говорит, что Его ученики должны не только жить по-христиански, но и научить других, это не означает, что все верующие должны основательно изучать богословие и становиться способными проповедовать о чудесах Божиих с церковного амвона. Такого рода труды — для немногих, получивших дар проповедовать. На этих проповедниках лежит великая ответственность, и они должны быть очень внимательными к своей жизни. Если они не живут так, как проповедуют, то окажутся лицемерами, о которых Христос говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры».

Кроме проповеди с церковного амвона есть другой вид проповеди. Это — простое учение Церкви. Это те немногие слова о Христе, которые всякий мало-мальски грамотный христианин может сказать. Те немногие слова, которые исходят из глубоко верующего сердца, однажды благодатно коснувшегося слов Евангелия, и которые подлинный христианин старается применять к своей каждодневной жизни. Эти немногие слова могут оказывать большое влияние на других людей.

Я знаю немало людей, которые, живя в грехе и неправде, внезапно уверовали во Христа, не благодаря чьему-то красноречию, но благодаря простым словам, которые они услышали от смиренного верующего. Это значит, что всякий, кто верит во Христа, может быть учителем, проповедником Писания. Ко всем нам относится слово Христово: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Все мы, христиане, без единого исключения, призваны исполнять заповеди Божии и, согласно мере наших даров, быть светом — сияющими проповедниками нашим ближним.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: О чтении Евангелия

"Когда мы просто берем Евангелие в руки, мы должны сознавать, что в нем обитает Превечное Слово, Которое хочет воплотиться в нас, овладеть нами. Чтобы Его Тело и Кровь соединились с нашей ― как это происходит в причастии, Его Дух ― с нашим духом". * Т.е. чтение НЗ д/б исполнено т.о, чтобы Евангельский Дух входил бы в наши души /и подольше б них оставался/ — так? Да, общецерковные толкования Е истин, конечно, нужны... Впереди Рождество Христово... Можно в качестве подарка сформулировать просьбу? Если будут силы и если увидите смысл, может попробуете /сами или с ближними/ создать еще один вариант Е? Для лохов, очень краткий /объемный — мы не потянем!/, но с основными Истинами... Такие издания есть, но... Итак, истины, притчи, Божественные заповеди, духовные законы... Но отделенные друг от друга какими-нибудь сильными, краткими встаками, напоминающими о присутствии Божием... Бывает ведь читаешь Е, а о том, что Господь рядом — даже и не попытаешься вспомнить, ощутить Его присутствие... Может, в сочетании с простенькими, но сильными молитовками, подходящими по смыслу того или иного Е-закона или притчи... Я пытался — ничего не выходит; то ли ума, то ли сердца не хватает... Но до формулирования этой просьбы в таком виде я все-таки добрался... Это не добавление в Евангельский текст и не удаление из него хоть слова... Это просто умное напоминание по ходу чтения о присутствии Божием с каждым читающим Евангельские слова... Типа: - А о Боге не забыл сейчас; вот Он, рядом: - БОЖЕ... Или: - Вспомни о Боге... ИИСУСЕ, ПОМОГИ... * Если Ваше толковое Евангелие положить рядом с таким Вашим же краким Евангелием для лохов — может, есть смысл... С правом на ошибки... * Коммы сейчас не публикуют — но это ведь не значит, что я не могу проздравить и Вас, и РНЛ с наступающим Рождеством Христовым — верно? А грехи и ошибки? Грехов бояться — в лес не ходить... На всякий грех есть покаяние... А ягоды в лесу самые вкусные и душистые — верно? Извините... † Понимаете, ведь Он и сейчас с нами, а я совершенно, как обычно, о Нем забыл... - БОЖЕ...
Сант / 02.01.2019, 17:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 07:06
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 06:21
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24