Лекция преподавателя Московской духовной академии, богослова и публициста профессора Алексея Осипова прошла 26 декабря в Санкт-Петербурге, в Синем зале епархиального управления. Встречу организовал ОРОиК. Поскольку тема заявлена не была, гость предложил поговорить о том, что такое Православие, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
«Когда-то достаточно было произнести слово "христианство", - заметил он. - Теперь это - неизвестная величина, икс: в одном протестантизме существуют сотни направлений. В наше время нужно смотреть уже не на то, что значит само слово: оно - это завеса. Все христианские истины перевернуты, извращены. Например, многие считают, что Таинства сами по себе воздействуют на человека: главное, чтобы он крестился, а уж верует или нет, не важно. Или главное - как можно чаще причащаться, а что в душе у человека, значения не имеет. А ведь святитель Иоанн Златоуст предостерегал от такого отношения, напоминал, что Иуда причастился, и вместе с куском хлеба в него вошел сатана. С одной стороны, Господь действительно говорил: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Ин. 6:54), с другой - благоразумный разбойник не крестился, не причащался - но первым вошел в рай"».
В качестве определяющей черты Православия, отличающей его от учения других христианских Церквей, Алексей Осипов назвал понимание Священного Писания в духе святых отцов. Все они называли главной целью христианской жизни стяжание Святого Духа.
Лектор напомнил высказывание святителя Игнатия (Брянчанинова): «Богодухновенных наставников нет у нас». Об этом же предупреждал святитель Феофан Затворник. Это не значит, что нужно руководствоваться только собственным мнением: можно попросить совета у человека благочестивого, который чтит святых отцов и не превозносится. Но окончательное решение необходимо принимать самостоятельно. Опасно для духовной жизни «младостарчество», когда священники требуют от духовных чад безоговорочного послушания, запрещают что-либо предпринимать без их благословения.
Было упомянуто слово преподобного Марка Подвижника «О законе духовном». Как физический мир существует по определенным законам, так и в духовном мире есть свои законы. Нарушая их, человек подвергает себя опасности. Если человек будет пренебрегать физическими законами - например, прыгнет с крыши, - он нанесет ущерб телу. А если будет иметь греховные помыслы, тем более - совершать грехи, неизбежно нанесет ущерб душе. Поэтому необходимо бороться с грехами, начиная с малого: не осуждать, не завидовать, не искать людской похвалы.
На вопрос, чем промысл Божий отличается от индуистского термина «карма», профессор Осипов ответил, что карма безлична, она настигает человека «механически», а в христианстве Бог - это личность и может помиловать человека. На вопрос, как он относится к переходу ряда Поместных Православных Церквей на новоюлианский календарь, профессор Осипов рассказал об одном из заседаний комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства под председательством митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, где был поднят этот вопрос. Присутствовавшие согласились с тем, что дата Рождества Христова - условная и вполне можно ее перенести, но при этом все проголосовали против изменения церковного календаря. Причина проста: его введение вызовет раскол, и пока такая опасность существует, предпринимать этого не следует.
Был задан и вопрос, как научиться молиться. Профессор напомнил мысль святителя Игнатия (Брянчанинова), что молитва без внимания оскорбительна для Бога, поэтому бездумное «вычитывание» молитв не имеет смысла. В качестве упражнения он предложил повторять молитву Иисусову. Важен и смысл молитвенного прошения: большинство людей просят у Бога тех или иных земных благ. Не нужно впускать в духовную жизнь подобный материализм. На вопрос, каковы роли мужчины и женщины в семье, Алексей Осипов ответил, что христианство наряду с другими небывалыми открытиями подарило человечеству и новое отношение к женщине. Она больше не раба, не служанка мужчины, они оба одинаково важны и дополняют друг друга. На вопрос, всегда ли плох гнев, докладчик ответил, что он может быть и праведным, но христианин должен не желать врагу зла, а желать, чтобы враг прекратил творить зло.
Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белеве Тульской области. По окончании МДА стал преподавать. В 2007 году стал действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН). Был членом учебного комитета при Священном Синоде от МДА. Входил в комиссию по вопросам христианского единства, преобразованной в Синодальную богословскую комиссию. Был членом юбилейного Поместного Собора 1988 года. Один из разработчиков основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Удостоен звания заслуженного профессора МДА. Член президиума Межсоборного присутствия и его комиссии по церковному просвещению и диаконии.