Александр Солженицын первым приоткрыл правду о безчеловечном палаческом ГУЛАГЕ в Советском Союзе. Раньше об этом писали только заграницей (например, Иван Солоневич). Позднее появились публикации других авторов. Во всяком случае массовые репрессии и зверства были доказаны. Множество людей были реабилитированы, в том числе Солженицын. Новая Россия официально признала его правоту и восстановила его воинские награды. Кстати, как следует из документального фильма «Фронтовой дневник Александра Солженицына» (16 декабря 2018 г., ТВ «Россия 1») стало известно, что на войне он был представлен и к третьему ордену - «Ордену Красного Знамени», но арест не позволил осуществить это награждение. На днях в Москве был открыт памятник Солженицыну, выступая на открытии которого, Президент подчеркнул, что выдающийся писатель всегда был патриотом и боролся с русофобией.
Да, я никогда не был поклонником Солженицына, но видя какую-то совершенно поразительную ненависть, недоказанные обвинения ряда авторов в его предательстве, на православном портале РНЛ, тем более в текстах клириков РПЦ, я возмущаюсь и встаю на его защиту. Протодиакон Владимир Василик за пять дней с11-го по 15 декабря поместил на РНЛ шесть (!) пространных статей, где обвиняет писателя во всевозможных грехах -от сотрудничества с масонами до одобрения холокоста. За несколько дней до того (7-го декабря) он произвел, как ему представляется, уничтожающий критический анализ «литературной ценности» произведений Солженицына. На самом деле демонстрируя полное непонимание особенностей художественных текстов, при котором с таким же успехом можно «разносить» Достоевского, Гоголя, Андрея Платонова и многих других своеобразных писателей. Откуда такая чрезвычайная пристрастность, страсть к осуждению, невозможность увидеть ничего положительного? Ведь неслучайно Прп.Иоанн Лествичник предупреждал «Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, и тогда не осуждай, потому что часто и они обманываются».
Уважаемый о. Владимир, не впадайте в католическое инквизиторство. Священник и публицист Александр Шумский со своим обычным юморизмом и иронией, думается, также демонстрирует неуместное пренебрежение к Солженицыну. Дорогие батюшки, почему-то Вы зачастую оказываетесь более склонными к осуждению и менее милосердными, чем миряне. Почему? И почему Вы предпочитаете судить ушедших, безгласных, а не безчинствующих, властьимущих ныне?
Разве был не прав Солженицын, не приемля воинствующего атеизма и жестокости, произвола, массовых репрессий в нашей стране? Разве он не проявил при этом выдающееся мужество? Разве не лгали о нем, не возводили напраслину? А он верил в русский народ. В 1998 году он писал: «За эти четыре года поездив, поездив по России, поглядев, послушав, - заявлю хоть под клятвой: нет, наш Дух - ещё жив! И - в стержне своем - ещё чист! Там, там, на встречах, - не я сказал, мне говорили, меня убеждали: «Только бы спасти душу народа! И спасется всё!» (А.Солженицын. Россия в обвале. М. 1998. С.202).
И наконец только действительно верующий и талантливый человек мог так написать:
Но пройдя между быти и небыти,
Упадав и держась на краю,
Я смотрю в благодарственном трепете
На прожитую жизнь мою.
Не рассудком моим, не желанием
Освещён её каждый излом -
Смысла Высшего ровным сиянием,
Объяснившимся мне лишь потом.
И теперь, возвращённою мерою
Надчерпнувши воды живой,-
Бог Вселенной! Я снова верую!
И с отрекшимся был Ты со мной!
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель «Собора православной интеллигенции СПб»
156. Ответ на 153., Абазинский:
155. Ответ на 153., Абазинский:
154. Ответ на 152., Абазинский:
153. Ответ на 147., Потомок подданных Императора Николая II:
152. Ответ на 150., Наталия 2016:
151. Ответ на 148., Василий В.В.:
150. Ответ на 146., Абазинский:
149. Ответ на 145., Елена Сергеева:
148. Ответ на 144., Абазинский:
147. Ответ на 144., Абазинский: